3.Формирование
новых знаний, умений, навыков.
|
Как вы уже сказали члены «могучей кучки» стремились
найти новые формы творчества и сделать музыку более близкой и понятной
широкой публике. И сегодня мы с вами познакомимся с новыми композиторами и
новой культурой.
Посмотрите на презентацию, что вы видите? Что вы
представляете, когда смотрите на это изображение? (Слайд 1) Как вы
думаете о какой стране мы будем говорить сегодня на уроке?
Это прекрасная страна Персия. Великие русские
композиторы из «Могучей кучки», так же описывали и Восток. Давайте попробуем
определить тему нашего сегодняшнего урока? И так, сегодня на уроке мы
поговорим о «Теме Востока в творчестве русских композиторов».
Одним из композиторов, которому тоже была интересна
тема Востока был Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Слайд 2)
Скажите, а какие еще музыкальные произведения этого композитора вы знаете? Музыкальную
композицию, которую мы сейчас прослушаем является сюитой. Кто мне может
сказать, что такое сюита?
Сюита- это многочастное циклическое музыкальное
произведение, написанное для симфонического оркестра связанное одной темой.
Сейчас мы прослушаем сюиту Николая Андреевича на
восточную тему, при прослушивании будьте внимательны, подумайте кого или что
изображал композитор? (прослушивание)
Кого или что вы представили при прослушивании? Что
помогло вам? Какое настроение у этой сюиты? Какие музыкальные инструменты
звучали?
Одной из самых известных женщин Персии, имя которой
дошло до наших дней, была Шехеразада (Слайд 3). И именно так назвал
композитор свою сюиту. А кто из вас знает, кто она и почему так известна?
По преданию, Шехеразада – это девушка благородного
происхождения, она была ослепительно красивой и стройной, а также очень
умной. Ее взял себе в жены шейх Шахрияр, и чтобы избежать смерти, Шехеразада
поступила очень хитро каждую ночь она рассказывала ему сказки, но, чтобы
жизнь ее продолжалась она останавливала свой рассказ на самом интересном
месте и говорила, о том, что продолжение он сможет узнать только если
сохранит ей жизнь и так продолжалось очень долго. Давайте посмотрим фрагмент
балета «Шехеразада». Скажите такими ли вы представляли Шехеразаду и шейха?
Сейчас существует сборник арабских сказок, кто может
мне сказать, как же называется эта книга? Правильно, эта книга называется
«1000 и 1 ночь». А кто знает какие сказки входят в эту книгу?
Сегодня на урок я принесла эту книгу с собой (показ
книги). Писатели, художники, а также и композиторы очень любили изображать
восток, как вы думаете почему? Перед нами предстает удивительный мир Востока
– стремительный, коварный, полный приключений и таинственного очарования.
Каким представляете Восток вы?
В одной из ночей Шехеразада рассказала шейху одну
удивительную и захватывающую сказку, давайте прослушаем с вами фрагмент
сюиты. Попробуйте дать ей название и подумайте о ком рассказывала Шехеразада шейху
(прослушивание).
Мы прослушали с вами фрагмент сюиты Римского-Корсакова,
как вы думаете о ком же, рассказывала Шехеразада? Как вы думаете, как можно
назвать этот фрагмент? Почему? Что в музыке помогло вам? Какое настроение?
Ребята, был один Мореход и звали его Синдбад, (Слайд
4) посмотрите Иван Билибин изобразил картину на одну из сказок и назвал
ее «Синдбад- мореходец», фрагмент сюиты, которую мы с вами прослушали
называется «Море и Синдбадов корабль». Поднимите руки те, кто знает, кто
такой Синдбад.
Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число 3
октября, ниже с красной строки пишем Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада. Море
и Синдбадов корабль.». Обратите внимание на то что после буквы «р» идет буква
«а», подчеркните ее. (Слайд 5)
Синдбад был отважным мореходом и совершил множество
приключений. Давайте еще раз прослушаем фрагмент сюиты, подумайте удалось ли
композитору изобразить с помощью музыкальных средств море и корабль, каким вы
представили Синдбада?
Удалось ли композитору изобразить с помощью
музыкальных средств море и корабль? Каким вы представили Синдбада? Какие
музыкальные средства использовал Николай Андреевич? Какое было движение у
сюиты? Какой был темп? Какие музыкальные инструменты выделялись из всего
оркестра? Какую особенность вы услышали у восточной музыки в творчестве
Римского-Корсакова?
Ребята, а как вы думаете русские композиторы
описывали только веселые и светлые моменты Востока? Почему? Ведь если
посмотреть на Востоке, все ярко, красочно, загадочно. Правильно, композиторы
хотели показать весь Восток и поэтому создавали музыкальные произведения и про
людей, которые прославились за счет воин и кровопролития. Одним из таких
людей был хан Кончак. (Слайд 6)
В 1185 году доблестный русский князь-освободитель
Игорь вместе со своей дружиной попали в плен к половцам. Хан Кончак был
восхищен бесстрашием и мужеством Игоря и поэтому сказал ему:
«Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою»
А также повелевает утешить дорогого гостя, сейчас мы
прослушаем с вами фрагмент из оперы Александра
Порфирьевича Бородина и подумайте кто развлекает хана и князя Игоря?
(прослушивание)
Мы прослушали с вами фрагмент оперы, скажите кто
развлекает гостя? Почему вы так решили? Какое настроение было у этого
фрагмента?
У хана было много невольниц, которые развлекали не
только самого хана, но и его гостей. Фрагмент,
который мы прослушали называется «половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». В
тетрадях ниже с красной строки пишем А.П. Бородин опера «Князь Игорь.
Половецкие пляски». (Слайд 7,8) Портрет Бородина.
Сейчас, когда вы знаете название давайте еще раз прослушаем
фрагмент оперы. Представьте, как проходили половецкие пляски, какое
настроение было? (повторное прослушивание)
Давайте попробуем нарисовать картину, но вместо
красок мы будем использовать нашу речь. Как вы думаете какое настроение хотел
передать нам композитор? С помощью каких инструментов композитор показал нам настроение?
(Слайд 9)
Чуть позже Князю Игорю удалось разбить силы Кончака.
И теперь мы с вами говорим на уроке о загадочном и коварном востоке и
мужестве нашего князя. Как вы думаете удалось ли русским композиторам
передать всю загадочность и тонкость Востока, почему вы так считаете?
На прошлом уроке вы уже начали разучивать песню
«Наша школьная страна». Слова этой песни написал Константин Ибряев, а музыку
- Юрий Чичков. Эти два человека очень много сотрудничали и создали много
песен, на тему школы. (Слайд 9)
Сейчас мы ее еще раз прослушаем и продолжим
разучивание песни. Проверьте вашу посадку, текст песни лежит перед вами.
Можете подпевать.
Разучивание песни.
|
Мы
видим арабский дворец. Волшебство, сказку. Мы будем говорить о Востоке.
Тема
урока будет восточная музыка у композиторов из «Могучей кучки».
Мы
знаем опера о царе Салтане, Снегурочка, о золотом петушке, садко, кощей
бессмертный
Сюита-
это музыкальное произведение для симфонического оркестра с одной темой.
Я
представил(а) красивую девушку танцующей, восточную сказку. Нежное,
загадочное.
Она
известна тем, что рассказывала сказки.
Ответы
учащихся.
Сборник
арабских сказок, которые рассказывала Шехеразада называется «1000 и 1 ночь».
Алладин, Хоттабыч, Синдбад и др.
Потому,
что он являлся очень загадочным и необыкновенным. Я представляю Восток полный
приключений.
Я
думаю, что она рассказывала о приключениях какого-то героя.
Поднимают
руки, те кто знает про Синдбада.
Выполняют
просьбу учителя.
Я
думаю, что композитору удалось передать тему моря в фрагменте сюиты, т.к.
музыка играла, то громко, то тихо. Николай Андреевич раскрывал в своей сюите
всю красоту и загадку Востока.
Я
думаю, что русские композиторы также описывали и печальные события.
Гостя
развлекают слуги хана. Настроение у фрагмента было ярким, живым, т.к. мелодия
играла в быстром, живом темпе.
Ответы
учащихся.
Ответы
учащихся.
Разучивание
песни
|
Учатся
аргументировать, высказывать свою точку зрения, общаться в коллективе с
учителем и одноклассниками, контроль, коррекция и оценка своих действий(К.)
Самостоятельное выделение главного, логическое формулирование решение
проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание(П)
Определять
и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя(Р.)Понимать эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать(Л.) Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную и физическую разгрузку на уроке(Р.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.