+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект урока по музыке "Картинки с выставки" (2 класс)

Конспект урока по музыке "Картинки с выставки" (2 класс)

Конспект урока по музыке

2 «Б» класс

Учитель: Велина Светлана Кавиевна

Методист: Головина Людмила Анатольвена

Студентка: гр.731 Лазутина В.С.

Тема урока: «Картинки с выставки»

Оборудование: ТСО, презентация, мультфильм к фрагменту пьесы «Балет невылупившихся птенцов», музыкальные фрагменты к пьесам «Избушка на курьих ножках» и «Богатырские ворота», минус музыкального произведения «Разноцветный мир»

Цель и задачи урока:

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского и русского художника В.Гартмана.

Личностные:

  • Воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Организовать своё рабочее место

Познавательные:

  • Учить сравнивать музыкальные средства и произведения музыкального искусства

Коммуникативные:

  • Учить слушать и понимать речь учителя и учащихся

Предметные:

  • Познакомить с понятием «Сюита»

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Встали, подровнялись.

Поздороваемся с вами на языке музыки.

Здравствуйте ребята!

Присаживайтесь. Сели красиво, ручки положили на коленки, чтобы я видела, что вы готовы работать.

Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Валерия Сергеевна.

Здравствуйте учитель!

Актуализация знаний

На прошлом уроке вы говорили про симфоническую сказку «Петя и Волк».

Кто написал симфоническую сказку «Петя и Волк»?

Что такое симфонический оркестр?

С какими инструментами мы с вами познакомились в сказке?

Какие инструменты исполняли тему Пети?

Сергей Сергеевич Прокофьев

Большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические произведения.

Скрипка, альт, виолончель, фагот, флейта, кларнет, гобой, валторны

Скрипка, альт и виолончель

Сообщение темы урока

постановка целей и задач урока и

планирование

Мы продолжаем знакомиться с композиторами и сегодня мы отправимся туда, где можно увидеть разные картины.

где мы можем увидеть множество картин?

Мы отправимся на выставку.

В ней мы познакомимся с известным художником и его картинами и еще познакомимся с композитором, который написал музыку к этим картинам.

Музей, галерея, выставка

Практическая деятельность

Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана.

Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

Другом этого художника был русский композитор, чей портрет вы сейчас видите - это Модест Петрович Мусоргский. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он любил не только музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В.Гартмана. Прогуливаясь по выставке, его внимание привлекли 10 картин. Глядя на них, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. На каждую из этих картинок М.П. Мусоргский сочинил пьесу и составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление называется сюита.

Сюита – последовательность самостоятельных пьес и их объединяет общий замысел.

Всего 10 самостоятельных фортепьянных пьес. Они связаны темой «Прогулки».

Мусоргский говорил, что тема – это его портрет и она изображает переход от одной картины к другой.

Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М.Мусоргского.

Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором. Слушаем фрагмент.

Представьте на секунду: как можно двигаться под эту музыку?

Рассмотрим первую картинку

«Балет невылупившихся птенцов»

В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они ещё не совсем освободились от скорлупы, но они пытаются «летать» - танцевать.

Послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку, посмотрев мультфильм.

Какой темп в музыке?

Какое настроение передает нам эта пьеса?

У Гартмана – это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.

Посмотрите на следующую картинку.

«Избушка на курьих ножках»

Что вы видите?

Замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана?

Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

В музыке можно услышать полёт Бабы-Яги на метле, грозно постукивающей клюкой.

Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве».

Послушайте.

«Богатырские ворота»

Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Посмотрите внимательно на эскиз.

Что вы необычного заметили в нём?

Картинки с выставки стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают эти произведения в программы своих концертов.

Я смотрю вы немного устали. Встаем на физминутку.

***Музыкальная физминтука***

На прошлом уроке вы пели песню «Разноцветный мир». Сели все красиво, спинки ровные и поём.

Разноцветный мир

1 куплет: Босиком, на облаках
К нам приходит ниоткуда,
На сиреневых ветрах,
Детства, маленькое чудо.
И качает на ладони
Море синюю прохладу.
Детство, детство, ты постой,
Не спеши, взрослеть не надо.

Припев:
Разноцветный мир,
Разноцветный дождь,
Разноцветных снов
Только в детстве ждёшь.
И сбываются
Детские мечты.
Разноцветный мир –
я и ты!

2 куплет: Не досказаны слова
Для девчонки у мальчишки.
Детства, первая глава,
Недописанная книжка.
И тепло от школьных стен
Мы припомним у порога,
Так с весёлых перемен
Начитается дорога.
Припев:
3 куплет: Разноцветного стекла
Собирается картинка,
Как волшебная стрела -
Пролетает детство мимо.
И качает на ладони
Море синюю прохладу.
Детство, детство, ты постой,
Не спеши, взрослеть не надо.

Припев:

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Быстрый

Красивый, яркий, сказочный, игрушечный домик.

СЛАЙД 5

Нет

Величаво-спокойное и торжественное

Картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от тёмных и злых сил.

Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника

Осуществление контроля

и осуществление коррекции

Что нового вы узнали на уроке?

Какая пьеса вам понравилась больше?

Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Отвечают

Подведение итогов

Наш урок подошел к концу.

Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими и интересными вещами.

Благодарю вас за занятие! Работать с вами было одно удовольствие!

Слушают

Домашнее задание

Методист: Головина Л.А. ____________________

Учитель: Велина С.К. ____________________

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
6
Номер материала
9452
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.