Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по математике на тему "Единицы времени" (3 класс)

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени" (3 класс)

Скачать материал

Учебный предметМатематика

Тема урока: «Единицы времени»

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Цель:–актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по теме «Единицы времени», учить осмыслению и обобщению полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.

Задачи:–закрепить имеющиеся знания и пробудить интерес к получению новой информации о мерах времени; развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, критически относиться к добыванию информации, к выполнению заданий, к проверке.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

–систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;

–закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие;

– выполнять арифметические действия;

– умение самостоятельно применять полученные знания

– формировать умения оценивать свои учебные достижения.

Личностные УУД:

– ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

– способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД:

– способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

– способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

– способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

– создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать и

 

 

Содержание

Технологическая карта урока математики в 3 классе

Тема: «Единицы времени»

Цель

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по теме «Единицы времени», учить осмыслению и обобщению полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.

Тип, вид урока

Закрепление знаний

Задачи

закрепить имеющиеся знания и пробудить интерес к получению новой информации о мерах времени; развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, критически относиться к добыванию информации, к выполнению заданий, к проверке.

Планируемые образовательные результаты

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, иллюстративный.

Оборудование

Мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Современные образовательные технологии

ИКТ, технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный подход.

Структура урока (план, отражающий этапы урока)

 

 

 

 

Содержание

Технологическая карта урока математики в 3 классе

Тема: «Единицы времени»

Цель

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по теме «Единицы времени», учить осмыслению и обобщению полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.

Тип, вид урока

Открытия новых знаний.

Задачи

закрепить имеющиеся знания и пробудить интерес к получению новой информации о мерах времени; развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, критически относиться к добыванию информации, к выполнению заданий, к проверке.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

–систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;

–закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие;

– выполнять арифметические действия;

– умение самостоятельно применять полученные знания

– формировать умения оценивать свои учебные достижения.

Личностные УУД:

– ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

– способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД:

– способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

– способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

– способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

– создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать и

 

Форма урока

Урок-практическая работа.

Образовательная технология

Технология критического мышления

Оснащение урока

Ноутбук, проектор,  учебник «Математика», карточки с текстом; незаполненный кластер, у учащихся –рабочие тетради, учебник, карточки с текстом.

Структура урока (план, отражающий этапы урока)

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА: Концентрирование внимания, настраивание на работу.

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»:  определение области (границы) знания и незнания; структурирование информацию по определённым параметрам; формулирование вопросов , определяющих направление (план) познавательной деятельности.

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»: анализ информации, выделение  её основных смысловых единиц; переведение информации  из одной знаковой системы в другую (текст в схему);  критический анализ изучаемой информации; аргументированное отстаивание своего мнения, свою точку зрения.

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»:  структурирование информацию по определённым параметрам; анализ информации, выделение её основных смысловых единиц; выявление истинности и ложности суждений.

Домашнее задание

с. 98 № П/у творческое задание составить синквейн . (Тема «Единицы времени», можно о любом месяце, о днях недели и др.)

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Органи - зационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Стадия «Вызов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Корзина понятий»

 

Прием «Верные, неверные высказывания »

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, давайте их поприветствуем.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

– Что вы можете сказать о числе 14?  (Число 14 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 4, соседи 13 и 15.В числе 14 всего 14 единиц, из них 4 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 4.)

- Запишите число, классная работа.

– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 4?

– Пропишите полученные числа. (11, 44, 14, 41).

Отгадайте загадки:

 

-На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К 12 ступеньке

Пришел старик седой. (Год)

-12 братьев

Разно называются.

И разными делами

Каждый занимается. (Месяцы)

-Братьев этих ровно 7.

Все они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели)

Мы запомнили все враз:

60 минуток – это …(час)

 Я твержу сестре Анюте:

60 секунд в … ( 1 минуте)

 - Ребята, догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Будем мы сейчас читать,

И считать, и умножать.

Увлекательно учиться

«Время» будем изучать.

 

Перед вами  «Корзина понятий»

Переместите туда все единицы измерения, относящиеся к нашей теме урока

- А теперь выполните задание «Верные и неверные высказывания»

Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет – знак -.

1. Время можно измерить шагами.

2. Время можно взвесить.

3. Год начинается с января.

4. Год заканчивается ноябрём.

5. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

6. 1 марта – начало весны.

7. 1 января – начало зимы.

8. 3 месяца – ½ часть года.

9. В неделе 7 дней.

10. Лето длится 62 дня.

Самопроверка наличия необходимых учебных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени

 

 

 

 

Проверка выполненной работы, которая позволила активизировать и обобщить имеющиеся знания по теме, вызвать интерес к изучаемой теме.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

постановка и формулирование проблемы;

анализ объектов;

синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения;

подведение под понятие;

формулирование проблемы;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.Стадия «Осмысления».

Прием «Инсерт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт-минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение нового знания в систему знаний.

Самос-тоятельная работа с проверкой

- Сегодня мы с вами на уроке продолжим заниматься по теме «Единицы времени»: закрепим имеющиеся знания, познакомимся с новыми.

В данном тексте подчеркните зеленым цветом – это для меня знакомая информация;

красным – это для меня новая информация;

фиолетовым – у меня появились вопросы.

Каждому ученику раздается печатный текст. Первоначально текст выразительно прочитывается или учителем, или хорошо читающим учеником.

Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой, локтями или взвесить его.

Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он ее с помощью самой природой. Человек понял, что солнце и звезды могут помочь ему в этом, но по ним можно было измерить только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было заранее знать, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определить сроки посева и ухода за посевами. Многие поколения наблюдали за изменениями в природе: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец, была установлена естественная единица времени – год.

Потом человек обратил внимание на ночное светило – Луну. Этот спутник земли постоянно меняет свой вид. Её можно увидеть полной, овальной, серпом. Люди сосчитали, что от одного полнолуния, до другого проходит почти 30 суток. Это и определило число дней в календарном месяце. А в году таких промежутков 12.

Ученые выяснили, что ещё за 4 тысячи лет до нашей эры звездочеты, жившие в Вавилоне, наблюдали за небесными светилами. И они уже определили ещё одну природную меру времени – сутки. Сутки – это время от одного восхода солнца, до другого. Именно за сутки земля осуществляет полный оборот вокруг своей оси.

С развитием производства, торговли человеку нужно было разбить сутки на более мелкие промежутки времени. Вавилонские мудрецы решили разделить сутки на 24 части. Подобное деление перешло в Индию и в страны Европы и сохранилось в первоначальном виде до наших дней.

- Что было вам знакомо из прочитанного?

- Что нового узнали для себя из данного текста?

- У кого возникли вопросы?

- Что осталось непонятным?

-Вспомните, кто предложил разделить сутки на части?

-На сколько частей было предложено поделить?

-Как называется каждая часть?

-О какой новой единице времени мы узнали?

-Что узнали нового?

Запись в тетради:

1 сутки – 24 часа

Час за часом - двадцать раз

И четыре про запас –

Сутки полные идут,

День и ночь с собой ведут.

Физкультминутка

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

4) "Будильник" - хлопки над головой.

5) "Пружинка" - приседания.

6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

Решение задачи №3 на стр. 100

 

 

 

 

 

 

Работа с карточками.

Соедини стрелками карточки, на которых указаны одинаковые промежутки времени.

Один год

30 часов

Четверть года

17 месяцев

Одна третья часть года

12месяцев

Один год и 5 месяцев

24 часа

Одни сутки

4 месяца

Одна восьмая часть суток

4 часа

Одна шестая часть суток

3 месяца

Одни сутки и

есть часов

3 часа



 

 

 

Учащиеся выполняют задание (прием «Инсерт»), согласно данной учителем инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы. Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают решение задачи, идет работа в парах, взаимопроверка, объяснение правильного решения, происходит обмен информации в парах. Спорные решения разбирают с помощью класса.

Учащиеся выполняют задания индивидуально на карточках, идет самопроверка по данному образцу.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

 

Коммуникатив-ные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. «Стадия рефлексии»

Прием «Кластер»





Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание. Прием «Синк-вейн»

-Попробуйте в группах составить кластер, используя «старые» и «новые» знания по теме «Единицы времени».

( По ходу проверки на доске появляется кластер)

- Какие единицы времени нам известны?

-Расскажите о годе? Месяце? Сутках?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

Ребята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.  « Что ты сегодня сделал ?»-спросил он каждого.

Первый ответил: «Я целый день носил ненавистные камни.»

Второй ответил:  «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу.»

Третий сказал:  «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение.»

-Оцените свое участие на уроке:

- Кто из вас на уроке был 1 работником,2 и 3 ? Очень хорошо ,что работа на уроке принесла вам радость, вы открыли  новые знания.

- Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна. (Тема «Единицы времени», можно о любом месяце, о днях недели и др.)

(Используйте в работе карточку – помощницу)

Правила написания «Синквейна»:

- на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна

- на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

- на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)

-На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его!

- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым!

-На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

Учащиеся группами составляют кластеры. Их обсуждение, выбор лучшей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

      Система работы Бугаёвой М.В. по теме самообразования:

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в

начальной школе.

Цель: 1. Формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку, литературному чтению и через уроки окружающего мира на основе применения приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ).

2.Формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.

Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие Задачи:       

-Сформировать у учащихся  универсальные учебные навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

- Создать необходимые условия эффективного использования на уроках приёмов технологии ТРКМ для развития творческого потенциала учащихся;

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Актуальность.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мираформирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» дистанционно в Методической Мастерской Дома Учителя г. Екатеринбурга и выполнив задания, зачёты, разработки уроков, я применила в опыте работы её стратегии и приёмы (имею свидетельство о прохождении курсовой подготовки)

Ожидаемый результат:

1. Учащимся 4 класса к окончанию начальной школы овладеть ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными ( самоменеджментом).

2. Научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.

3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..

4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

В течение ряда лет мной применяются в опыте работы приёмы современной образовательной технологии (СОТ) Технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной школе, как и при формировании коммуникативных универсальных учебных действий ФГОС

Цель ТРКМобеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза  
Вызов
  
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Изучив технологию ТРКМ, я применила приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на уроках. Приведу, как пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»), таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»), «Концептуальная таблица», «Таблица – синтез».

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

+

_

Сами устраивают себе жильё

+

_

Выводят потомство и ухаживают за ним

+

 

_ +

Защищаются от врагов

+

_

 

Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)

Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

200 – 500м

500 – 800м

 

Концептуальная таблица

Линии сравнения

Холм

Гора

подошва

+

+

склон

+

+

вершина

+

+

высота

невысокий

+

 

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Приведу пример из опыта работы. Синквейн (на стадии Рефлексия): - задание в группах (предмет «Мир вокруг нас»)

Гора Холм

Каменная крутая Невысокий, пологий

Стоит, белеет, возвышается. Зеленеет, цветёт, уменьшается С подошвой, склонами, вершиной. Склоны губит овраг –

Высота! Земля…

 

Учащиеся 2 класса, работая в группах, составили следующие синквейны по теме «Дикие животные» :

1 группа: (по картинке): 2 группа:

Утка Лиса

Красивая, водоплавающая Рыжая, хитрая

Гнездится, выводит и учит. Охотится, кормит, заботится

Насекомыми, водорослями питается. Роет нору для лисят

Дичь! Хищница.

3 группа: Тигр

Амурский, полосатый

Украшает, властвует, исчезает.

Обитает в Дальневосточной тайге.

«Красная книга». ( Зверь)

Синквейны составлены учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово «Ученик»

Д. Люды: Ученик

Любознательный, старательный

Читает, пишет, считает

Учится, умеет петь и рисовать.

Школьник.

В. Матвей: Ученик

Терпеливый, внимательный

Читает, изучает, запоминает, развивается.

Он хочет стать учителем.

Отличник.

 

Р. Валентина: Ученик

Красивый, умный

Учится, рисует, пишет, соревнуется.

Он старается хорошо трудиться.

Друг.

Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся справились с заданиями , соответствующими «Шляпе» в своих группах. Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты): (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. А в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

На уроках литературного чтения во 2 классе совершенствовался приём «Шесть шляп мышления», например, при изучении текстов В.И.Белова «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку», В.Бианки «Мышонок Пик» и др..

В 3 классе проведён открытый урок литературного чтения по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».

Цель урока: Создать условия для творческого самовыражения учащихся на основе анализа сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

2.Развивать речь на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» и приёма «Синквейн».

3. Воспитывать нравственные качества - «добро побеждает зло»

Воспитывать эстетические чувства на основе музыки Римского – Корсакова, иллюстраций художников И. Билибина, Врубеля. Оборудование: презентация к уроку, шесть разноцветных шляп, короны царя и царевны.

Специфика урока в том, что на уроке были применены приёмы ТРКМ: «Шесть шляп мышления», «Синквейн», фазы урока «Рефлексия» и «Вызов».

Применение приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» способствовало творческому самовыражению личности ребёнка при анализе сказки. Найдены ответы: Что позитивного было в сказке? Что можно было бы изменить, почему что – то нельзя было изменить - иначе сказки бы не получилось? Учтены факты, связаны изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

В творческих группах учащиеся составили синквейны по темам «Салтан», «Гвидон».

1 группа: Салтан 2 группа: Гвидон

Добрый, смелый. Добрый, внимательный

Воюет, прощает, правит. Путешествует, правит, заботится

Салтан правит своим царством. Гвидон правит на острове.

Царь. Князь

 

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» в 3 классе, открытый урок

«Чёрная шляпа»- Матвей: В сказке нарушены права человека: мать и сына посадили в бочку, засмолили и бросили в море – океан. Мне не понравилось, что повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха были завистливыми, глупыми и причинили столько горя родным. Не очень хорошим был поступок Гвидона, когда он, превращаясь, то в комара, то в муху, то в шмеля кусал - жалил своих тётушек - но он больше никак не мог защититься.

«Красная шляпа» - Катя: Я была рада и удивлена, что лебедь стала Царевной Лебедью и именно она стала женой князя Гвидона. Я радовалась, когда Гвидон, сумел, пользуясь своим новым образом, наказать ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху. Как хорошо, что остров князя Гвидона был лучше, чем царство царя Салтана - это тоже, как наказание злым сестрицам. Хорошо, что семья царя Салтана была гуманнее других: добро победило зло.

«Зелёная шляпа» - Валя: Если бы я могла, то с самого начала подружила сестёр, посоветовала бы им жить дружно, одной семьёй, заботиться друг о друге, растить вместе маленького Гвидона, ведь царь Салтан уезжал на войну.

«Синяя шляпа»- Даниил: Сказка учит нас добру. Тяжёлые испытания пришлось вынести князю Гвидону и его матери – они были разлучены с отцом – мужем. На их право на жизнь посягнули близкие люди. Но князь Гвидон был честным, добрым человеком и был вознаграждён царевной Лебедью. Семья воссоединилась.

На уроках литературного чтения в 4 классе, так же были применены приёмы: «Шесть шляп мышления», «Синкейн», «Эссе» и др.

Задание по вариантам- приём «Синквейн» ( по теме: А.И.Куприн « Барбос и Жулька»)

(К.К.) Барбос (Аф. Д.) Барбос

широкогруд приземист мохнатый, неаккуратный

дерётся, бегает, скулит нападал, бегал, дружил

Свой двор от врага защитит Барбос – лучший друг Жульки

Пёс. Пёс.

 

(Л.Д.) Жулька

лицемерная, умная

улыбалась, ползала, не попрошайничала

Жулька – самый верный друг.

Собака.

 

Приём « Эссе» по произведению М.М.Пришвина «Выскочка»

1) Меня зовут Екатерина, я учусь в 4 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.

Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться со своими сородичами.

А я дала Бобику новый хлеб.

2) Меня зовут Даниил, мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. В рассказе М.М.Пришвина «Выскочка» меня удивило, что собаке часто меняли кличку, что она была охотничьей и хорошим сторожем.

Я наблюдал за своей собакой и видел часто: когда мимо неё на улице проходили коровы, она лаяла на них, а они не обращали на неё внимания, поэтому её поведение было смешным. Однажды, в жаркий день, наша собака Мира даже вырвалась из будки за стаей сорок и бегала за ними, как будто играла с ними в «догонялки». Было и такое, когда сороки окружили Миру и хотели отобрать у неё косточку, но собака убежала от них вместе с косточкой.



Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности.

 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. 
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

Этот прием применялся мной на уроке «Мир вокруг нас. 4 класс» по теме « Михаил Васильевич Ломоносов», как итог: обобщённый сжатый рассказ о М.В.Ломоносове с привлечением заданий творческой тетради и презентации, выполненной учеником.

Пример личного задания по карточкам:

Аспект: групповая коммуникация – дискуссия. Работая в группе, добиться

поставленных целей, задач.

Характеристика задания:

Название: Коммуникативная компетентность.

Предмет: Мир вокруг нас.

Класс:2

Уровень владения компетенцией: 1

Уровень сложности источника: 1 [текст на карточках, энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М.: Педагогика- Пресс, 1993г]

Задание: (в группах – 5человек, по абзацам):

Внимательно прочитайте текст. В течение многих лет вам необходимы будут знания об удивительном животном. Сообща ответьте на вопрос: хобот у слона – это нос?

Придумайте своё, уточняющее название хоботу слона.

Это интересно!

1. Самое удивительное у слона на «лице» - хобот. Некоторые думают, что хобот – это такой необычный нос. На самом деле, это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт: наберёт в него несколько литров воды и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага: захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

2.Самые крупные из слонов – африканские слоны. Рост их достигает 4м, а вес -7тонн. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. Путешествуют стадами или семейными парами, в которых около 10 -15 слонов, слоних, подростков и малышей. Правда, слово «малыш», к слонёнку можно применить лишь с натяжкой. Ведь даже новорождённый весит около 90 кг. Рождаются слоны раз в три – четыре года.

3. Обычно возглавляет стадо сарая опытная слониха. Ей подчиняются все. Порядок и взаимопонимание в стаде поддерживается с помощью особого «языка»: звуков, выразительных движений ушей, хобота, хвоста, всего тела. Слон – очень умное животное.

Индийский слон легко приручается и поддаётся дрессировке. Он может ходить под седлом, перевозить грузы, выполнять тяжёлые для человека работы, например, корчевать лес, выволакивать сквозь чащу брёвна и т.д. А может быть и превосходной нянькой.

4. Бивни у слона – это сильно разросшиеся верхние зубы. Они дают очень ценный материал – слоновую кость, из- за которой слонов нещадно истребляли.

 

Инструмент проверки:

Бланк для ответа группы:

Подчеркните правильный ответ, объясните вслух своё решение

1.                    Хобот – нос – «да»

2.                    Хобот – нос – «нет»

3.                    Другие ответы:_____________________

Ключ: 1. хобот – нос – «да» - 1 балл

2.хобот – нос – «нет» - 0 баллов

3.хобот - носогуб – 2 балла

длинноносогуб – 2 балла

рукогубонос – 2 балла.

Выводы: учащиеся легко справляются с различными видами информации, увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности, вступают в диалог; умеют составлять выборочные, сжатые, от лица литературного персонажа пересказы; уроки имеют позитивный характер; все учащиеся имеют технику чтения выше нормы.

Критический мыслитель (ученик):Описание: hello_html_0.gifФормирует собственное мнение,Описание: hello_html_0.gifсовершает обдуманный выбор между различными мнениями, Описание: hello_html_0.gifрешает проблемы, Описание: hello_html_0.gifаргументировано спорит,Описание: hello_html_0.gifценит совместную работу, в которой

возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения и осознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике на тему "Единицы времени" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 325 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2020 411
    • DOCX 174 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алиева Наталья Фейрузовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алиева Наталья Фейрузовна
    Алиева Наталья Фейрузовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85283
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов