+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект урока по литературному чтению по теме "Снегурочка во 2 классе"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Снегурочка во 2 классе"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Урок чтения

«Русская народная сказка

«Снегурочка»»

(2а класс)

Автор:

Андреева Евгения Геннадьевна,

учитель начальных классов

с. Панаевск, 2016

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Снегурочка», понимания текста на уровне содержания, смысла; способствовать развитию эмоционально-чувственного восприятия сказки, стремления к совершенствованию собственной речи, навыков выразительного чтения

Задачи

Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу, в семье, чувства сопереживания.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Определяют главную мысль сказки, сравнивают авторскую сказку с народной

Личностные результаты

Проявляют способность к организации собственной деятельности. Высказывают свою точку зрения на проблему, выражают своё отношение к произведению, героям, автору. Развивают доброжелательность. Прививают любовь к русской литературе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные - владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного; воспроизводят по памяти информацию; логические–осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; обобщают, делают выводы; раскрывают смысл понятий.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками)

Основное содержание темы, понятия

Сказка, народная, авторская, художники, композитор, писатель

Основные понятия

Сказка, народная, авторская, художники, композитор, писатель

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы урока:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»; презентация по теме урока (PowerPoint, флипчарт), нетбуки с тестом

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Орг. Момент

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует эмоциональный настрой на урок.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Высказывают свою точку зрения.

СЛАЙД Видеозаставка (начало)

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, где мы с вами очутились?

Познавательные УУД 

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Формулирование познавательной цели.

Личностные УУД 

Жизненное самоопределение. Развитие познавательного интереса

  1. Целеполагание

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Высказывают свою точку зрения.

СЛАЙД 2

А кто как думает, что это за страна «Сказка». Почему она так зовётся, что происходят в сказке?

Познавательные УУД

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей

  1. Речевая разминка

Цели:

- продолжить работу над дикцией,

- развивать артикуляционный аппарат

Организует процесс повторения четверостишья в различных интонациях

Читают четверостишье различными интонациями.

СЛАЙД 3

Правильно. А хотите совершать чудеса? Перед тем как их совершать, надо произнести заклинание. Попробуем?

Ла-ла-ла к нам сказка пришла

Ли-ли-ли чудеса произошли

Прочитаем по слогам, целиком, тихо, вопросительно, печально, радостно

Познавательные УУД

Умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД развивать речевую деятельность, планирование учебного сотрудничества

  1. Проверка домашнего задания

Цели:

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует поиск необходимой информации

Организует выстраивание последовательности сказки, её сюжет

Организует выбор главных и существенных признаков.

Организует работу с учебником.

Поиск правильного ответа на листочках. Высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя.

Старик, старуха, Жучка, подружки, лиса, волк, медведь

Выстраивают последовательность сказки, её сюжет

Нет. Не хватает Снегурочки.

Снегурочка – девочка, которая появилась из комочка снега. Она главный персонаж сказки.Из комочка снега, который положил старик в горшочек, накрыл ветошкой и наутро появилась Снегурочка.

Умной, разумной, на радость всем.

Снегурочка ушла с подружками в лес ягод понабрать да лес посмотреть, но отстала от подружек и заблудилась.

Читают по ролям. Работают по учебнику.

Жучка.

Снегурочка любила Жучку, она была ласкова с ним, пожалела его, когда выгнали.

В сказочной стране происходят чудеса, превращения. Мы с вами тоже будем совершить чудеса. А также нам встретятся знакомые нам герои. А как вы думаете кто они? На этот вопрос вы ответите, если совершите первое чудо – у вас на партах лежат листочки. Вам необходимо найти персонажей знакомой вам сказки. Работаем в парах.

Найди персонажей сказки

Н

А

П

Р

Ш

Л

С

Т

А

Р

У

Х

А

В

К

Н

Г

Л

Ж

У

Ч

К

А

Ы

Ч

Л

Й

Й

П

О

Д

Р

У

Ж

К

И

Щ

З

Л

Я

Ч

С

М

Л

И

С

А

Ё

Н

А

Р

И

С

Т

А

Р

И

К

П

Р

К

Б

Ч

А

Ы

П

Р

О

Л

Д

Г

Н

В

О

Л

К

Б

Ю

Б

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Ъ

Й

Ж

Ж

СЛАЙД 4-5

Молодцы, ребята. Откуда вы знаете этих персонажей? Из какого произведения эти персонажи?

СЛАЙД 6

Все ли персонажи сказки присутствуют на слайде? Посовещайтесь, если затрудняетесь ответить.

СЛАЙД 7

Кто такая Снегурочка? Она какой персонаж сказки?

Из чего появилась девочка Снегурочка?

Какой она росла?

Что приключилось со Снегурочкой летом?

Молодцы, ребята. А давайте попробуем изобразить сцену из сказки В. Даля «Снегурочка», как Снегурочка потерялась и что с нею приключилось. Почитаем по ролям. Я предлагаю на роль автора, Снегурочки, лисы, волка, медведя…..

Молодцы! Справились они с заданием? Как вы можете читать выразительно! Сказка приготовила нам испытание. Надо найти героя, который спас Снегурочку.

СЛАЙД8

Молодцы, правильно. Скажите, пожалуйста, почему Жучка пришла на помощь к Снегурочке, ведь мы с вами знаем, что её выгнали из дома, потому что из-за неё случилась беда?

СЛАЙД 9 Правильно. Снегурочка была доброй, умной, ласковой. Эта иллюстрация относится к этой сказке? Что изображено на ней? Вот вы и назвали тему урока – Снегурочка.

СЛАЙД 10Ой, ребята, а что это? Я сказала, что познакомлю вас с другой сказкой про Снегурочку, а приготовила такую иллюстрацию. На вопрос, почему эту иллюстрацию я приготовила, вы ответите после прочтения сказки. Договорились?

Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, умение работать с книгой

Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

  1. Работа по новой теме

Цель:

- Включение новых знаний в систему знаний ребенка

Организует процесс повторения выражений, новых слов.

Организует работу с учебником.

Организует поиск необходимой информации

Организовывает физкультминутку (игра)

Организует поиск необходимой информации

Читают слова и складывают в предложение.

Объясняют их смысл. Высказывают свою точку зрения.

Работают по учебнику.

Высказывают свою точку зрения. Водоворот воды в природе. Снегурочка вернется.

Сказка это авторская, написал её Владимир Иванович Даль.

Снегурочку слепили из снега, она в конце растаяла.

Обрадовались дед с бабкой, не знают, куда посадить, чем угостить, купили ей сапожки сафьяновые, ленту атласную.

Высказывают свою точку зрения.

Повторяют движения

(топают)

(хлопают)

(хлопают)

(топают)

(топают)

Работают по учебнику.

В ходе знакомства с новой сказкой нам встретятся незнакомые и трудночитаемыеслова. Нам необходимо провести словарную работу.

СЛАЙД 11

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая, мягкая, обычно окрашенная в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

СЛАЙД 12

Атласная (лента) – сорт шёлковой гладкой блестящей ткани.

СЛАЙД 13

Лелеять – нежиться, холить, заботливо ухаживать.

Миновала - прошло

Нездоровится – состояние недомогания, испытываемое кем-либо

СЛАЙД 14

Со-ста-ри-лись

Ста-но-вит-ся

Раз-ве-се-лить

На-смот-реть-ся

Приготовились слушать и следим за мной по тексту.

Читает учитель, ученики

Понравилась вам эта сказка? Итак, кто мне ответит на этот вопрос? (про иллюстрацию)

СЛАЙД15

Молодцы! А кто написалсказку про Снегурочку?

СЛАЙД 16

Правильно. Это русская народная сказка и написал её народ. А сказка, которую вы проходили на прошлом уроке, какая? Кто её написал?

СЛАЙД 17

Правильно, сказки бывают авторские и народные (передавались из уст в уста). Давайте теперь поговорим про сказку. Отличается эта русская народная сказка от авторской? Чем?

СЛАЙД18

Отлично. Ребята, скажите, как обрадовались дед с бабкой появлению Снегурочки.

Умнички. Какой стала Снегурочка с приходом весны, зачитайте.

Почему Снегурочке нездоровится, невесёлая стала.

:Куда пошла Снегурочка с подружками?

Что там произошло?

Правильно. Ребята, давайте подумаем, что будет с дедом и бабкой, когда они узнают о том, что приключилось со Снегурочкой.

Они огорчатся, опечалятся.

Мы с вами уже узнали, что Снегурочка может к ним вернуться, ведь это же сказка, а в сказках происходят чудеса. Давайте и мы с вами превратимся в сказочников и поиграем в игру «Сказка и реальность». Встаньте, сейчас я вам буду зачитывать отрывки, а вы, если это относится к сказке, хлопайте в ладоши, а если нет, топайте.

Вот раз зимой выпало снегу по колено. Вдруг усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку подняла, шагнула разок-другой и пошла себе тихонько по снегу к избе.

Растёт Снегурочка не по дням, а по часам.

Вот и миновала зима, пришла весна

Растаяла Снегурочка.

А теперь присели

И тихонько сели.

Учитель: Молодцы, все справились с заданием. Сказочники должны знать свою сказку. Сколько частей в этой сказке? Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». По отрывку из мультфильма «Снегурочка» вы должны найти слова в сказке к этому отрывку и зачитать. К какой части относится эта сказка? – к 1 части. Зачитайте. А второй отрывок – пересказ.

2 отрывка

СЛАЙД19

СЛАЙД 20

Познавательные УУД

Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(логические) Анализ с целью выделения существенных признаков

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

  1. Первичное закрепление пройденного материала

Цели:

- Повторение изученного материала, закрепление пройденного материала через игру

Организует поиск необходимой информации

Организует фиксирование содержания.

Организует работу в рабочих тетрадях

Организует работу в нетбуках. Знакомит с итогами тест

Отвечают на вопросы учителя

беленькая, добрая,ласковая

Замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка.Такого героя в произведении нет.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, проверяют по доске

Работают в нетбуках. Знакомятся со своими результатами

Учитель: Вы теперь знаете две сказки про Снегурочку. Охарактеризуйте, пожалуйста, Снегурочку. Какая она? Найдите прилагательные, которые подойдут для описания.

СЛАЙД 21

Снегурочка - злая, некрасивая, беленькая, чёрненькая, добрая,ласковая

Учитель: Молодцы! Мы с вами теперь знаем две сказки про Снегурочку – авторскую и народную. Давайте сравним их.Помогите разобраться, на какой табличке герои из какого произведения.

СЛАЙД 22

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

Учитель: Для того, чтобы не забыть нашу сказку, выполним задание в рабочей тетради. Откроем тетради на странице67, найдите 3 задание. Прочитайте, что необходимо сделать?

СЛАЙД 23-28

Фамилия автора

Заголовок

Герои

Начало сказки

Конец сказки

В. Даль

Девочка Снегурочка

Старик, старуха, Жучка, лиса, медведь, волк, Снегурочка

Жили-были старик со старухой.

Снегурочка вернулась домой

народ

Снегурочка

Дед, бабка, Снегурочка, подружки

Жили-были на свете дед да баба.

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

Учитель: Молодцы. Теперь тихонечко встанем. В классе на стенах висят снежинки. Найдите их, пожалуйста. Смотрим только глазками. Сколько снежинок вы нашли? Молодцы. Садитесь. Давайте откроем нетбуки и выполним тест. Узнаем, как вы поняли текст.

СЛАЙД 29

Тест.

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

а) из теста;

б)из снега;

в) из соломы;

2. От чего пряталась Снегурочка?

а) от дождя;

б) от солнца;

в) от ветра;

3. Кто пусти лису в хлев?

а) Жучка

б) Снегурочка;

в) Старушка;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) на полянку;

б)в рощу;

в) на луг;

5. Кто выгнал Снегурочку?

а) старик;

б) Снегурочка;

в) мальчик

Познавательные УУД

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения

Коммуникативные УУД

Уметь работать в коллективе, проявлять активность.

  1. Итог урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока

Сообщает о деятельности писателей, художников, композиторов

Знакомятся с творчеством писателей, художников, композиторов

Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получались различные варианты.

Воспитанность, терпеливость, любовь к родителям, послушание….

Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И. Даль создал литературную сказку “Девочка Снегурочка”. СЛАЙД 30Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых “Снегурочка”, а СЛАЙД 31композитор Н.А. Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера “Снегурочка”.  СЛАЙД 32Художник Васнецов нарисовал картину «Снегурочка». Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

У русской народной сказки “Снегурочка” очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?

А какое человеческое качество вы бы взяли у Снегурочки?

Звучит музыка

СЛАЙД 33 видеозаставка

Учитель:Сказка с нами проститься пришла.

Познавательные УУД

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять.

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуника.тивные УУД

Уметь работать в коллективе, проявлять активность.

  1. Рефлексия

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают работу одноклассников.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель:Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Хотелось бы узнать ваше впечатление от урока. Выберите из списка выражения и продолжите его.СЛАЙД 34

  • Мне больше всего понравилось….

  • Я сегодня узнал….

  • Я запомнил….

  • Похвалил бы себя за …..

  • После урока мне захотелось…..

СЛАЙД 35

Ребята, у вас на столах лежат снежинки, если вам на уроке было хорошо и комфортно – поднимите снежинку, если было плохо поднимите снежное облачко.

Познавательные УУД

Выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Личностные УУД

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные УУД

умение выражать свои мысли

  1. Домашнее задание

Организует запись д/з.

Записывают домашнее задание.

Посмотрите на слайд и запишите к себе в дневник домашнее задание – придумать свою концовку к сказке «Снегурочка».

На этом наш урок окончен. Спасибо.

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из художественного текста

Личностные УУД

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

22

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
62
Номер материала
10339
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.