3.
|
Формулировка темы, цели, задач урока
|
С
какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете
кроссворд. (слайд).
1.Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. 2.Знаменитый
художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских
народных сказок..
3.Поэт
который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что - же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и
ждёт?».
4.Поэт
– гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям.
5.Что
высмеивают басни И.А.Крылова.
6.Любитель
природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова
7.Это
объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении
Лермонтова.
8.Кто
сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».
9.Известный
русский баснописец
10.Кто
из героев басни Крылова сказал:
«Смотри,
кум, милый мой,
Что
это там за рожа?» 11.История рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который
хотел сделать всё по своему.
12.В
этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова.
-
Какое ключевое слово получилось в кроссворде?
-
Кто попробует полностью сформулировать тему урока?
|
ЛЕВ
БИЛИБИН
ЛЕРМОНТОВ
НЕКРАСОВ
ПОРОКИ
МАЗАЙ
ТУЧКА
ПУШКИН
КРЫЛОВ
ОБЕЗЬЯНА
ПРЫЖОК
ЗЕРКАЛО
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Литературные
сказки
|
-
слушать и понимать речь других (К).
|
4.
|
Анализ
произведения.
|
- На какие две группы можно разделить
сказки?
- В чём их отличие?
-
Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы
познакомимся на уроке.
-
Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии,
его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в
этой же школе учителем.
Мамин
- Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную
семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.
Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное
образование не помешало Мамину-Сибиряку стать хорошим и любимым писателем
взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди
них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке.
(«Серая шейка»).
Особое
место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкины сказки». Эти
сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для
опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой
трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил
напечатать их.
Эти
сказки не связаны между собой. Каждая из них - отдельная история. В центре
«Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Почему
цикл сказок назван «Аленушкины сказки?»
Что вы узнали о жизни писателя? Когда и где он родился?
Познакомимся с названиями некоторых из
них.(слайд)
А для того, чтобы узнать с какими произведением мы сегодня
познакомимся, откройте стр 182-183.
Что значит присказка? Прочтите на слайде.
Какие присказки русских народных сказок вам известны?
А сейчас, давайте прочитаем присказку писателя Д.Н.Мамин –Сибиряка.
(по цепочке)
В чем особенность присказки писателя?
Послушайте стихотворение и подумайте,
кто из героев сказок о животных говорит, о себе так?
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
А какой в сказках заяц?
А знаете ли вы что такое авторская
сказка?
И сегодня мы познакомимся с одной из
таких сказок, автором которой является Дмитрий Мамин-Сибиряк. « Сказка про
Храброго зайца….»
Ребят, а как же такое может быть, мы
только что назвали с вами зайца трусливым, робким, а здесь у нас храбрый
заяц. В какой ситуации это могло произойти?
А давайте проверим, так ли это для этого
откроем учебник на странице и прочтем эту сказку.
Понравилась ли вам сказка? Чем?
Какое настроение вызвала у вас эта
сказка?
Подтвердились ли наши предположения про
храброго зайца?
Заяц назвал себя храбрым. А как бы вы
его назвали?
Что подумали зайцы о своем товарище,
когда тот испугал Волка?
А теперь задание каждой группе.(по
рядам)
Найдите слова, которые описывают
действия героев.
1 команда – Найдите в тексте слова,
описывающие действия зайца
2 команда – Действия других
зайцев
3 команда – Действия волка.
Молодцы, ребята, а сейчас,
обратите внимание на слайд и выберете поговорки или пословицы, которые
соответствуют сказке.
У страха глаза велики
Умел ошибаться, умей и поправляться.
Не хвались языком, хвались делом.
Друзья познаются в беде.
Труднее всего быть самим собой.
Волков бояться – в лес не ходить.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
И не прав, да упрям.
|
На 2-ве:
народные и литературные)
Слушают
биографию писателя.
Слушают
биографию писателя.
Слушают
биографию писателя.
Слушают
биографию писателя.
Отвечают
на вопросы.
Открывают
учебник на стр 182.
Присказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки,
поговорки.
Перечисляют известный русско-народные
присказки.
Особенность ее в том, что
эта присказка сразу к нескольким
сказкам. В ней собираются герои этих
сказок: кот Васька, пес Постойко, Мышка-норушка,
Сверчок, Скворец и
Петух, Заяц, Волк, медведь Мишка,
Воробей
-трусливый, робкий
-сказка, которую создал один человек,
автор
Чтение
по цепочке «Сказка про Храброго зайца»
Высказывают
свое мнение о прочитанном.
-Да,
подтвердились.
Что он
смелый, сильный, бесстрашный.
1.Крикнул во весь лес, расхрабрился,
взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз,
подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал,
выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал
верить, что никого не боится.
2.Собрались, сбежались, приплелись, все
слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали
кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще
прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали
выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)
3.Ходил, проголодался, подумал, слышит,
остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал
выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал.
|
осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П).
-
слушать и понимать речь других (К).
смысловое
восприятие художественных текстов (П).
Строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).
Строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы (П).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.