Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению по теме "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Конспект урока по литературному чтению по теме "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Скачать материал

Конспект учебного занятия

по литературному чтению

 в 3«А» классе
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»,
«Сказка про храброго зайца, длинные уши,
косые глаза,
короткий хвост»

Учителя начальных классов

Шевченко Анастасии Александровны

 

 

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: литературное чтение.

Учитель: Шевченко Анастасия Александровна

Класс: 3 «А », МБОУ СОШ №17 г.Новосибирска

Продолжительность: 45 минут.

Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Раздел: Литературные сказки

Цель: Ознакомить учащихся с биографией и произведениями  Д.Н. Мамина – Сибиряка «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

- самоопределение к учебной деятельности.

У обучающихся могут быть  сформированы:

-способность  к   самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Целеполаганию, прогнозированию;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы.

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Обучающиеся получат возможность:

-анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.

-осуществлять обобщение.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- Слушать и понимать речь других;

-Обучающиеся получат возможность научиться:

-Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

Предметные

Обучающиеся научатся:

Отличать народную сказку от литературной , умению прогнозировать содержание текста перед чтением.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Форма организации: фронтальная  и групповая.

Учебно-методическое обеспечение: презентация, Литературное чтение. 3 класс. В 1 ч. Ч.2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013-223с.: ил.-( Школа Росси).

Материально-техническое обеспечение:  компьютер, интерактивная доска презентация.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД

№ п/п

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Ребята, я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке.
Пусть девизом нашего урока будут слова: 

«Умеешь сам - научи другого»  (слайд)
Вы согласны с этим? Почему?

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

Слушают.

 

2.

Актуализация знаний. Первичный синтез.

Но, прежде чем приступить к теме урока, предлагаю вам немного размяться!
Перед вами скороговорка.
 
Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

  1.Произнести с чувством радости.

  2.Произнести  с чувством огорчения.

  3.Произнести с чувством обиды.

Молодцы!
А сейчас,  посмотрите на слайд?
Что на нем написано?

 

 

 

 

Что их объединяет?

 

- Правильно. Как вы думаете,  над чем мы будем работать сегодня на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Произносят скороговорку  с чувством радости,с чувством огорчения,с чувством обиды.

 

- «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь»

Это русские народные сказки.

-Над сказками

 – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

 

3.

Формулировка темы, цели, задач урока

 С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете  кроссворд. (слайд).
1.Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. 2.Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок..

3.Поэт который в детстве часто говорил в рифму, например:

«Что - же мама не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?».

4.Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям.

5.Что высмеивают басни И.А.Крылова.

6.Любитель природы, спаситель зайцев из произведения  Некрасова

7.Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова.

8.Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».

9.Известный русский баснописец

10.Кто из героев басни Крылова сказал:

«Смотри, кум, милый мой,

Что это там за рожа?» 11.История рассказанная  Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по  своему.

12.В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова.

 

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

- Кто попробует полностью сформулировать тему урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕВ

 

 

БИЛИБИН

 

 

 

 

ЛЕРМОНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕКРАСОВ

 

 

 

 

 

ПОРОКИ

 

 

 

МАЗАЙ

 

 

 

ТУЧКА

 

 

 

 

 

 

ПУШКИН

 

 

КРЫЛОВ

 

 

ОБЕЗЬЯНА

 

 

 

 

 

ПРЫЖОК

 

 

 

 

 

 

ЗЕРКАЛО

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

 

 

Литературные сказки

 

 

 

 

- слушать и понимать речь других (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Анализ произведения.

- На какие две группы можно разделить сказки?

- В чём их отличие?

- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.

- Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской  губернии, его отец  был священником и учителем  в поселковой  школе, мама работала  в этой же школе учителем.

Мамин - Сибиряк получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился  на  юридическом  факультете Петербургского университета. Однако получить законченное   образование так и не смог.

Незаконченное образование не помешало Мамину-Сибиряку стать хорошим и любимым  писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.

 Среди них известная вам сказка о больной,  но очень сильной и храброй уточке. («Серая  шейка»).

Особое  место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкины сказки». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.

 Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них - отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.

Почему цикл сказок назван «Аленушкины сказки?»
Что вы узнали о жизни писателя? Когда и где он родился?

Познакомимся с названиями некоторых из них.(слайд)

А для того, чтобы узнать с какими произведением мы сегодня  познакомимся, откройте стр 182-183.

Что значит присказка? Прочтите на слайде.

 

 

Какие присказки русских народных сказок вам известны?
А сейчас, давайте прочитаем присказку писателя Д.Н.Мамин –Сибиряка. (по цепочке)

 

 

В чем особенность присказки писателя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послушайте стихотворение и подумайте, кто из героев сказок о животных говорит, о себе так?

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку,

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

А какой в сказках заяц?

 

А знаете ли вы что такое авторская сказка?

 

 

И сегодня мы познакомимся с одной из таких сказок, автором которой является Дмитрий Мамин-Сибиряк. « Сказка про Храброго зайца….»

Ребят, а как же такое может быть, мы только что назвали с вами зайца трусливым, робким, а здесь у нас храбрый заяц. В какой ситуации это могло произойти?

А давайте проверим, так ли это для этого откроем учебник на странице     и прочтем эту сказку.

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

Подтвердились ли наши предположения про храброго зайца?

Заяц назвал себя храбрым. А как бы вы его назвали?

Что подумали зайцы о своем товарище, когда тот испугал Волка?

 

А теперь задание каждой группе.(по рядам)

Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 команда – Найдите в тексте слова, описывающие  действия зайца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда – Действия других зайцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 команда – Действия волка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, ребята, а сейчас, обратите внимание на слайд и выберете поговорки или пословицы, которые соответствуют сказке.

У страха глаза велики

Умел ошибаться, умей и поправляться.

Не хвались языком, хвались делом.

Друзья познаются в беде.

Труднее всего быть самим собой.

Волков бояться – в лес не ходить.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

И не прав, да упрям.

На 2-ве: народные и литературные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Открывают учебник на стр 182.

 Присказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Перечисляют известный русско-народные присказки.

 

 

 

 

Особенность ее в том, что

эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих

сказок: кот Васька, пес Постойко, Мышка-норушка, Сверчок, Скворец и

Петух, Заяц, Волк, медведь Мишка, Воробей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-трусливый, робкий

-сказка, которую создал один человек, автор

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по цепочке «Сказка про Храброго зайца»

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение о прочитанном.

 

-Да, подтвердились.

 

 

 

 

Что он смелый, сильный, бесстрашный.

 

 

 

 

 

1.Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.

2.Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)

3.Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал.

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

- слушать и понимать речь других (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

смысловое восприятие художественных текстов (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П).

 

5.

Подведение итогов.

Рефлексия.

- С какими  сказками познакомились на уроке?

- В чём отличие литературных сказок от народных?

- С творчеством, какого писателя познакомились? Когда и где он родился? Кому были написаны его сказки?

Оцените свою работу на уроке, закрасив смайлик.
Красный- у меня ничего не получилось, было скучно

Зеленый – я со всем справился, но мне было не интересно

Желтый – Я всё понял и мне было интересно.

Ответы детей

 

 

 

Осуществлять обобщение изученного (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению по теме "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 702 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.06.2020 144
    • DOCX 32.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филипович Александра Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филипович Александра Юрьевна
    Филипович Александра Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 61946
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 273 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1102 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек