Урок
литературного чтения
1
класс
Учитель:
Ималова Кадрия Мавлидиновна
Тема.
Звук [и], буквы Ии.
Цель: создать
условия для ознакомления учащихся с
гласным звуком [и], буквами Ии.
Задачи:
1. Познакомить
с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]
2.
Наблюдать
за позиционным изменением согласных звуков;
3.
Развивать
фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять
знания о слогообразующей функции гласного звука;
4.
Воспитывать
любовь к русской литературе, интерес к чтению, русскому языку, развивать
кругозор;
5. Развивать
умение слушать товарища.
Ход
урока
I.
Орг. момент
-
Прозвенел звонок, начинается урок литературного чтения. К
нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.
-
Садитесь. Вспомним правила поведения на уроке
На
уроке я сижу
Не
стучу и не кричу.
Руку
тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю
II.
Актуализация знаний
- Ребята,
когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (Речь)
- Наша
речь из чего состоит? (из предложений)
- Предложения
состоят из чего? (Из слов)
- А слова?
(Из букв)
- С какими
буквами познакомились на прошлых уроках? (С буквами А,О)
- Какой
звук даёт буква А? Какой звук буква О?
- Какие
это звуки? (Гласные)
- Что
можете сказать о гласных звуках? Как мы их произносим? (при их образовании
поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса,
их можно пропеть).
- А ещё какие звуки бывают? (Согласные) –
Как мы их произносим? (при их образовании воздух во рту встречает различные
препятствия)
Вывод: Правильно,
ребята, в русском языке звуки делятся на гласные и согласные. И мы уже
познакомились с буквами А,О (КЛАСТЕР)
III.
Постановка темы и цели урока
-
Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Чтобы узнать
тему нашего урока, я вам загадаю загадку. Вы внимательно послушайте и
постарайтесь отгадать.
Они обычно для шитья
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне и ёлке
А называются …
(Иголки)
- Какой звук
слышим в начале слова?
- Кто догадался, с
какой буквой будем знакомиться на уроке?
-
Попробуем сформулировать тему нашего урока. (Знакомство с буквой И)
-
Правильно, сегодня мы познакомимся с буквой И.
- Какой
звук даёт буква И? Произнесите хором.
- Гласный
он или согласный? Почему? (гласный, потому что тянется, поётся)
- Чтобы проверить
умение выделять в словах звук [и],
поиграем в игру «Кто назовёт больше всех слов со звуком [и]»
- Назовите слова,
где звук [и] находится в
начале слова…
- Назовите слова,
где звук [и] (и) находится в
середине слова…
- Назовите слова,
где звук [и] находится в конце
слова…
- Молодцы! Как
много слов вы назвали.
- Ребята, а с
какой целью мы открываем тайны русского языка, знакомимся с буквами? (чтобы
научиться читать, писать эту букву, находить в словах этот звук)
Вывод:-
Правильно, ребята, чтобы научиться читать, писать и находить в словах этот
звук.
- Посмотрите
пожалуйста на картинку. Что изображено на ней? (роза)
- Попробуем
нарисовать схему этого слова. Слово РОЗА разделите на слоги и поставьте
ударение.
РО – это слог слияние, ЗА– это слог слияние.
- Каким цветом мы
обозначаем гласный звук в схеме слова? (красным)
- Раскрасьте
гласные звуки.
- Какое правило мы
знаем про буквы А, О? Что они обозначают? (обозначают твёрдость предшествующего
согласного звука)
- Правильно. Каким
цветом раскрашиваем впереди стоящие согласные? (синим цветом)
- Раскрасьте…
- Что изображено
на следующей картинке?
- Слово ТИНА
разделите на слоги и поставьте ударение.
- Обозначьте
гласные звуки красным цветом.
- Как вы думаете,
впереди стоящий согласный как слышим? (Мягко)
- Значит, какой
вывод можем сделать? (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного
звука)
- Правильно. Буква
И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Вывод. Дополним
нашу опорную схему-кластер. Гласные делятся на два вида: обозначающие
твёрдость и обозначающие мягкость согласного звука.
обозначают
твёрдость согласного
|
обозначают
мягкость согласного
|
IV.
Физкультминутка
V. Первичное
закрепление.
Работа
в парах
-
Сейчас поработаем в парах. На столах у вас лежат карточки. Вы вместе должны
определить какая схема соответствует словам ЛИСА, КОЗА, МИР и провести линии,
т.е. соединить.
- Но перед этим вспомним правила работы в паре.
1. Уважай
своего товарища.
2. Умей
выслушать каждого.
3. Не
согласен – предлагай!
Время пошло! (сигнальная карта)
Самопроверка по
образцу
(слайд)
- Время истекло, положите ручки. Прошу поднять руку ту
пару, которая желает отвечать. А остальные
пары проверяют у себя на листочках.
-
Почему в схемах слов ЛИСА, МИР появились зелёные цвета?
-
Если вы правильно определили, поставьте знак +, если ошиблись, знак -. Но вы
должны исправить свою ошибку.
-
Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы!
VII.
Закрепление. Работа по учебнику
- Сейчас я
зачитаю вам стихотворение Валентина Берестова «Ивы» на стр. 29 учебника.
- Почему вы так красивы?
- Потому, -
шепнули ивы, -
Что стоим мы над
рекой,
Над красивою
такой.
- Давайте опишем
иву, т.е. назовём её признаки. Какая она? (красивая, зелёная, высокая,
стройная)
- Что
дерево ива может делать?
-
Теперь постарайтесь составить предложение про иву, используя слова, которые вы
придумали.
-
Молодцы! Какие интересные предложения вы составили. А я составила такое
предложение: «У реки растёт большая ива.». На доске записано предложение
У реки растёт большая ива.
- Составьте схему
этого предложения.
- Чтобы составить
схему, что нужно посчитать?
- Сколько слов в
предложении?
- Теперь в тетради
нарисуйте схему предложения.
- Посмотрите на
образец, проверьте свою работу. Если схема правильно составлена, поставьте
знак +. Если неправильно, то знак -. Но вы должны исправить свою
ошибку.
- Молодцы!
Поднимите руки, кто правильно выполнил работу. Поаплодируем им.
VIII. Итог
- С какой
буквой мы сегодня познакомились?
- Какой
звук даёт буква И?
- Что
обозначает буква И?
IX.
Рефлексия
VII.
-
У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если вы сегодня на уроке
всё сделали правильно и не допустили ошибок, раскрасьте кружочек зелёным
цветом. Если допустили одну или две ошибки, то жёлтым цветом. Ну а если вы
допустили больше двух ошибок, то красным цветом.
-
Поднимите руки у кого зелёные кружочки. Молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.