Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению на тему: Е. Чарушин "Рукавичка" (1 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е. Чарушин "Рукавичка" (1 класс)

Скачать материал

Тема:

Е. Чарушин «Теремок»

Цели деятельности педагога

создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

 

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые результаты образования

 

 

 

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям,  делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные: умение прогнозировать содержание раздела по названию.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Сказка

Образовательные ресурсы

выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие
и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Читает стихотворение

В дорогу взять ты не забудь

«Ключей» надежных связку –

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Слушают стихотворение

II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка.

 

 

Предлагает выполнить задание

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказка.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

 

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

 Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают название раздела

 

 

 

 

 

Читают скороговорку

 

 

Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками.

 

 

 

Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

Эвристическая беседа.

 

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите  записанную  на  доске  пословицу.

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  к  и  м).

– Объясните смысл этой пословицы.

 

 

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась –         остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком –    невысоком

не от-ве-ча-ет –             не отвечает

рас-пе-вать –                  распевать

у-вёр-тыш –                    увёртыш

за-бра-лась –                   забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

Учащиеся читают текст по цепочке

Читают пословицу, называют пропущенные буквы.

Объясняют смысл пословицы

 

 

 

.

 

 

Угадывают название сказки

 

Читают названия животных,

Отвечают на вопросы

III. Первичное усвоение новых знаний

Чтение сказки заранее подготовленными обучающимися.

Предлагает прочитать текст

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

Читают сказку

 

 Анализ произведения.

 

Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют, какие сказки народные, а какие авторские.

Приводят примеры.

 

Физкультминутка

 

Выполняют упражнения

IV. Закрепление новых знаний

 (в знакомой ситуации)

 

Выразительное чтение сказки по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к пересказу сказки.

 

Предлагает отгадать загадки

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)                         

Мала, а никому не мила.(Мышка.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

                                                                                   (Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,                                  

Живёт в лесу под кустом. (Лиса.)                           

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

                                                                                                                     (Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

•  В темноте, да не в обиде.

•  Знает сорока, где зиму зимовать.

•  Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

 

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Располагают карточки в правильном порядке

Отвечают на вопросы

 

 

 

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц

 

(в изменённой ситуации)

Пересказ сказки.

 

 

 «Чье это прозвище?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игра «Чей это голос?».

 

Предлагает пересказать сказку

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

 

Предлагает отгадать животных

•  кумушка, сестричка (лиса);

•  бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

•  толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

•  норушка (мышка);

•  квакушка (лягушка);

•  побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

•  серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

•  дереза (коза);

•  ряба, татарушка, пеструшка (курица).

– Где так называют животных?

 

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

•  голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

•  голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

•  голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

•  голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

•  голос звонкий, чёткий (петух);

•  речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

•  голосок тоненький, притворный (коза);

•  голос занудливый (баран).

Пересказывают сказку, придумывают свой вариант окончания сказки

 

Угадывают названия животых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угадывают названия животых

V. Итог урока. Рефлексия.

 

 

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

 

Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению на тему: Е. Чарушин "Рукавичка" (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 146 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.03.2020 216
    • DOCX 48.7 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Янгирова Венера Галимьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Янгирова Венера Галимьяновна
    Янгирова Венера Галимьяновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78161
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов