Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению "Байтерек-древо жизни" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению "Байтерек-древо жизни" 4 класс

Скачать материал

КСП по литературному чтению к уроку № 8  1 четверть

Дата:

Школа:

Класс: 

Раздел: Моя Родина – Казахстан.

Тема урока: Байтерек – символ Казахстана.

Тюркская легенда  «Байтерек – древо жизни»

Учитель:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

4.1.4.2 сопровождать речь иллюстрациями/наглядностью/ демонстрацией фотографий/картин/ приборов/презентацией/ видеороликом;

4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса;

4.3.3.1 писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/ презентации/ схем/интервью/отзыва/заметки/объявления/постера.

Цели урока

Привлечение внимания слушателей.

Определение жанра литературного произведения.

Написание текстов с использованием различных форм представления.

Критерии оценивания

Учащиеся смогут: сопровождать речь иллюстрациями, демонстрацией фотографий; понимать жанровые особенности легенды; писать творческие работы в форме постера.

Языковые цели

 

-  Предметная лексика и терминология: легенда, отзыв

- Полезные слова и сочетания для диалога и записи: Байтерек, птица Самрук, Солнце, дракон Айдахар

Привитие ценностей

-Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:

совершенствование патриотизма, национального самосознания, национального духа, гражданственности и социальной активности.   

Межпредмет

ные связи

Познание мира, русский язык.

Предварительные  знания

 

Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО:

-читают, понимают прочитанное, определяют главную мысль;

-определяют жанровые особенности сказки;

-создают ментальную карту.

Ход урока

Запланирован

ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Постановка учебной задачи.

 

1.      Позитивный настрой.

-Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! (Упражнение выполняется в круге)

2.      Проверка домашнего задания.

3.      Актуализация жизненного опыта

(К) Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Визитка Байтерека».

(Г) Ученики строят предположения, о чем пойдет речь на уроке литературного чтения?

Целеполагание

Цель нашего урока – научиться:

- сопровождать речь иллюстрациями, демонстрацией фотографий;

- понимать и определять жанровые особенности легенды;

- писать творческие работы в форме проспекта.

(К) Введение в тему урока.

Приём «Антиципация»

-Прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться.

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о чём мы поведём разговор на этом уроке?

-Прочитайте ключевые слова из текста.

(Байтерек, птица Самрук, Солнце, дракон Айдахар)

Уточните свои предположения.

(Высказывания учащихся)

Словесное поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=iDCNns1kvcA

 

 

 

 

Слайд 1-2

 

Деятельность по решению учебной задачи, направленная на  освоение новых знаний

 

4.      Работа над сквозной темой раздела урока «Байтерек» - символ Казахстана».

(К) Знакомство с новой лексической темой, обсуждение вопросов:

– Что является символом нашей республики?

– В каком городе можно увидеть Байтерек?

– Кто из Вас поднимался на вершину Байтерека?

(К, ) Работа по учебнику

(К) Чтение статьи с. 28

5.      Работа над литературным произведением «Байтерек – древо жизни» (тюркская легенда).

(К) Знакомство с литературным понятием «легенда».

(И) Самостоятельное чтение текста.

-Прочитайте текст и проверьте свои предположения.

Чтение текста учащимися вслух по абзацам с комментариями.

Дифференциация по способностям.

Высоко мотивированные учащиеся свободно, своими словами отвечают на вопросы учителя. Менее мотивированные используют выборочное чтение.

Вопросы к первому абзацу:

-Когда произошли описываемые события?

-На какие части был разделён весь мир?

-Что соединяло все три мира?

-Как называлось дерево жизни?

-Кто свил гнездо на самой вершине Байтерека?

-Священный Тенгри, кто это? (Пояснение учителя)

-Как называлось золотое яйцо?

-Чего ждал дракон Айдахар?

-Что происходило со светилом каждый раз?

-Что дарит Солнце Земле?

-О чём же в целом рассказано нам в этой истории?

(О сотворение мира, о происхождение солнца, месяца, звезд, земли и неба.)

-Это произведение - рассказ или сказка? (Предположения учащихся)

-Эта история очень похожа на сказку, но на самом деле, это легенда.

Лeгeнда — этo пpoизвeдeние в прозе, в кoтopом фaнтacтичecки ocмыcлeны coбытия, cвязывaeмыe c явлeниями нeживoй пpиpoды, c миpoм pacтeний, живoтныx, людeй,  co cвepxъecтecтвeнными cyщecтвaми.

 (И) Ученики выбирают незнакомые для понимания слова.

(К) Словарная работа с использованием словаря.

1.      Древо – дерево

2.      Птица Самрук – двуглавый орел, птица счастья

3.      Дракон Айдахар – злой дух

4.      Священный Тенгри - Бог Неба

Дифференциация по способностям.

Словесное поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Памятка «Легенда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Физминутка

5.      «Станем мы деревьями».
-Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч)
-Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой)
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
-Из глубин подземных воду доставали.
-Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
-Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)
-И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)
-В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой)
-Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают)
-Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками)

Слайд 7

Применение приобретенных знаний и развитие навыков

 

6.      (К) Сопоставление прочитанной легенды, собственных представлений учащихся и истории создания сооружения «Байтерек».

6.      -Понравилась вам легенда?

7.      -Что показалось вам интересным?

8.      –Почему у легенды такое название?

9.      –В чём заключён главный смысл?

–Рассмотрите иллюстрацию ещё раз. Какой фрагмент легенды запечатлел художник?

–Можно ли сказать, что эта иллюстрация подходит ко всему тексту в целом?

–А как вы представляете себе дерево Байтерек?

–Совпадает ли видение художника с вашим?

-А теперь посмотрите видеоролик «Как древняя легенда воплотилась в Нур-Султане».

-Как взаимосвязаны дерево Байтерек из древней легенды и современный монумент.

 

 

 

«Как древняя легенда воплотилась в Астане»

https://www.youtube.com/watch?v=msKZV4R24uI/

Закрепление новых знаний и способов действий

7.      Работа в тетради «Что я знаю и умею»

(И) Ученики выполняют задание №1.

Восстанавливают определение «легенды».

(П) Ученики выполняют задание №2.

Ответы на вопросы.

1. Назови главную мысль легенды.

- борьба добра и зла

2. В каком городе находится монумент «Байтерек»?

- Нур-Султан

3. Высота сооружения «Байтерек» составляет

- 105 метров

(Г) Ученики выполняют задание №3.

Записывают значение слов.

Птица Самрук – орёл, птица счастья.

Дракон Айдахар – злой дух.

(И) Ученики выполняют задание №4.

Заполняют таблицу.

Верхний мир (Жители) боги, (Место жительства) верхушка кроны, (Сказочные герои) птица Самрук, (Оценка героев + или – Почему?)…

Средний мир (Жители) люди, (Место жительства) над землёй, (Сказочные герои) дерево Байтерек, (Оценка героев + или – Почему?)…

Нижний мир (Жители) злые духи, (Место жительства) под землёй, (Сказочные герои) дракон Айдахар, (Оценка героев + или – Почему?)…

(П) Ученики выполняют задание №5.

Создают постер «Байтерек – древо жизни». Отвечают на вопрос: Почему Байтерек называют древом жизни?

(И) Ученики выполняют задание №6.

Записывают своё мнение. Что ты думаешь об этой легенде?

(И) Оценить свою работу на уроке. (Ф.О.)

 

 

8.      Итог урока

Приём «Свободное обсуждение»

-Что такое легенда?

-Итак, какова же тема легенды?

(Постоянная борьба Добра со Злом, Света и Тьмы, Дня и Ночи)

- Основная идея легенды?

(Жизнь возрождается всякий раз, побеждает радость, мир, любовь)

Вывод учащихся: «Беречь мир на планете Земля, дружить и стать достойными гражданами нашей страны».

Слайд 10

 

9.      Рефлексия

-Каждый посетитель «Байтерека» прикладывает свою руку на оттиск руки первого Президента Н.А. Назарбаева.

-Давайте и мы приложим свою руку.

М – мизинец.

- Какие знания вы сегодня получили?

Б – безымянный.

Что я делал на уроке и чего достиг?

С – средний.

- Чем я сегодня помог одноклассникам?

У – указательный.

Какое у вас настроение?

Б – большой.

-Как вы себя чувствуете?

Слайд 11

 

Домашнее задание.

-Создайте синквейн, используя ключевые слова.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация по способностям и характеру помощи учащимся.

 

Формы оценивания – словесное поощрение, лист формативное оценивание.

Создание благоприятного микроклимата на уроке; применение упражнений для формирования правильной осанки; смена видов деятельности с целью профилактики утомляемости.

Динамическая пауза:

-Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч)
-Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой)
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
-Из глубин подземных воду доставали.
-Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
-Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)
-И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)
-В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой)
-Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают)
-Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению "Байтерек-древо жизни" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 506 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.02.2020 1045
    • DOCX 32.8 кбайт
    • 48 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ефанова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ефанова Ирина Сергеевна
    Ефанова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 112015
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек