+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект урока по литературному чтению А.Н.Плещеев "Дети и птичка" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению А.Н.Плещеев "Дети и птичка" 4 класс

Урок по литературному чтению в 4 «Б» классе

по теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»».

Учитель начальных классов Сучкова Т.П.

19.11.2018

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Психологическая установка.

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

II. Проверка домашнего задания

– Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.

(На доске дерево с осенними листочками, на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский)

– Что вы видите?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

– Какие произведения написаны этими поэтами?

– К какому разделу относятся эти произведения?

(Поэтическая тетрадь)

– Прочитайте стихотворения Е.А.Баратынского, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

III. Изучение нового материала

- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: девочка, у которой в фамилии есть буква П (Архипова)

девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая (Алина)

мальчика, у которого имя начинается на эту букву Е (Евгений)

девочку, у которой имя начинается на эту букву Е (Елизавета)

мальчика, у которого эта буква (Е) в фамилии вторая (Леоненко)

мальчика, у которого имя начинается на эту букву В (Владимир)

ученик, которому нравится эта буква (Щ)

- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..

(На экране портрет А. Н. Плещеева.)

- Алексей Николаевич Плещеев.

-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?

- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?

- ....... расскажет нам об этом поэте.

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.

1. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

2. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

3. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

4. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

5. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

6. Умер Плещеев в 1893году.

- Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

  • Всякая она сети боится.

  • Всякая она пером красуется.

  • Где она ни летает, а своё гнездо знает.

  • Ей даны крылья, а человеку – разум.

- О ком пословицы? Как связаны птицы с уроком ?

- Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись:

Мы научимся…

Мы будем учиться…)

  1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

  2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.

  3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее

  4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

Прослушивание аудиозаписи.

- Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?

(ответы ребят)

(слушание аудиозаписи)

После прослушивания

- Кто главные герои в этом произведении?

(Дети и птичка)

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

  1. Чтение и работа по тексту.

- Откройте учебники на с. 145.

-Прочитайте стихотворение про себя.

Для чего вам нужно прочитать это произведение?

(чтобы понять, глубже прочувствовать)

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

- Объясните значение слова «понесёмся».

(двигаться очень быстро, стремительно)

- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»

(весенним солнцем)

Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

-Подберите синонимы к словам: «детки»

(малыши, ребятки)

-Подберите антоним к слову «звонкий».

(глухой.)

- Почему улетает птичка?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.

- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?

- Как говорит она об этом, прочитайте.

- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

- Прочитайте, передав это настроение.

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)

-Сейчас отдохнем.

Физкультминутка

- Сейчас поработаем в парах.

Работа с текстом

  • 1 ряд: Как автор называет детей? А птицу?

  • О чем просят дети?

  • 2 ряд: О чем сожалеют «милые крошки»?

  • Как автор объясняет отлёт птиц осенью?

  • 3 ряд: Как рано улетают птицы? Докажите текстом.

  • Как описывается юг. Расскажите.

-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

- Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

(выразительного чтения по ролям)

-Дайте оценку актерам.

-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

-Положите перед собой лист. Выполните тест. 2 минуты.

1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

1) об А.М.Плещееве 3) о Н.А. Некрасове

2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете

2. Какое стихотворение написал А.А. Фет?

1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»

4) «Где сладкий шёпот...»

3. Определи жанр произведения А.А.Фета «Дети и птичка». Отметь ответ.

1) сказка

2) рассказ

3) стихотворение

 4 . Отгадайте загадку  и  укажите стихотворение, в котором об этом  говорится.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

За морем бывала.

1) А.Н.Плещеев «Дети  и  птичка…»    2) А.А.Фет  «Бабочка»    

3) И.А.Бунин «Листопад»        4) Е.А.Баратынский  «Где  сладкий  шёпот»

5. Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении:

1)аллегория ;

2)олицетворение;

3)метафора.

Обменяйтесь, проверьте друг друга по эталону и поставьте отметку. Сдайте мне работы.

- С какой целью поэт написал это произведение?

- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.

4. Рефлексия.

На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

- На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву.

Выставление отметок.

5. Домашнее задание:

1. стр. 145,наизусть,

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
36
Номер материала
9003
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.