Урок по
литературному чтению в 4 «Б» классе
по теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»».
Учитель начальных
классов Сучкова Т.П.
19.11.2018
Тип урока: освоение
нового материала
Педагогические
задачи:
продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться
понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по
отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки
выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить
определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты,
олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием
выразительной речи, мышления
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его
произведения «Дети и птичка»;
научатся:
выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение
лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства
(эпитеты, олицетворения)
Метапредметные:
Познавательные: анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять
основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной
коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в
соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и
назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае
неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего
высказывания
Личностные: называть
произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и
варианты проявления своих чувств по отношению к живому
ХОД УРОКА
I.Организационный
момент.
Психологическая
установка.
– Улыбнитесь друг
другу. Сядьте удобно.
II. Проверка
домашнего задания
–
Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.
(На доске дерево с осенними листочками, на которых
написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет,
Евгений Абрамович Баратынский)
– Что вы видите?
(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)
– Какие
произведения написаны этими поэтами?
–
К какому разделу относятся эти произведения?
(Поэтическая тетрадь)
–
Прочитайте стихотворения Е.А.Баратынского, которые вы подготовили к
сегодняшнему уроку.
III. Изучение нового материала
-
Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске:
девочка, у которой в фамилии есть буква П (Архипова)
девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая (Алина)
мальчика, у которого имя начинается на эту букву Е (Евгений)
девочку, у которой имя начинается на эту букву Е (Елизавета)
мальчика, у которого эта буква (Е) в фамилии вторая (Леоненко)
мальчика, у которого имя начинается на эту букву В (Владимир)
ученик, которому нравится эта буква (Щ)
- А теперь
из предложенных букв составьте фамилию поэта..
(На экране портрет А.
Н. Плещеева.)
-
Алексей Николаевич Плещеев.
-Итак,
сформулируйте тему урока, продолжив предложение.
(Мы познакомимся …с произведением А. Н.
Плещеева)
-
Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его
произведением?
-
Ребята, а что вы знаете о самом поэте?
- .......
расскажет нам об этом поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.
1. Алексей Николаевич Плещеев родился в
семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного
дворянского рода, в г. Кострома.
2. Детство Алёши Плещеева прошло в
Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну
хорошее домашнее образование.
3. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г
учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
4. Военная карьера Плещеева не
привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в
Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического
университета.
5. В 1846 году первый же сборник
стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был
в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен
в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из
ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности
и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце
жизни и меценатом.
6. Умер Плещеев в 1893году.
- Современники вспоминали Плещеева как
исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда
готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением
как старейший и честный писатель.
Прочитайте пословицы и отгадайте,
о ком они говорят
•
Всякая
она сети боится.
•
Всякая
она пером красуется.
•
Где
она ни летает, а своё гнездо знает.
•
Ей
даны крылья, а человеку – разум.
-
О ком пословицы? Как связаны птицы с уроком ?
-
Определите задачи урока, используя опорные слова.
(На
доске запись:
Мы научимся…
Мы будем учиться…)
1. Мы
познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
2. Мы
научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует
произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
3. Мы будем
учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
4. Мы будем
учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.
Прослушивание аудиозаписи.
- Сейчас мы с вами прослушаем произведение
в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему
важно услышать это произведение в исполнении актера?
(ответы ребят)
(слушание аудиозаписи)
После прослушивания
- Кто главные герои в этом произведении?
(Дети и
птичка)
- Понравилось ли вам произведение? Какие
чувства оно у вас вызвало?
- Можете ли вы ответить, какое по
настроению это произведение?
(однозначно утверждать нельзя: 1 часть –
грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)
- К какому жанру можно отнести это
произведение? Почему?
(стихотворение – ритм, рифма)
1. Чтение и
работа по тексту.
- Откройте
учебники на с. 145.
-Прочитайте
стихотворение про себя.
Для чего вам нужно прочитать
это произведение?
(чтобы понять, глубже прочувствовать)
Отметьте
карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.
Учитель: Проведём
словарно-лексическую работу.
- Объясните значение слова
«понесёмся».
(двигаться очень быстро, стремительно)
- Объясните значение слова
«вешним» «под вешним солнцем»
(весенним солнцем)
Учитель: Слово «вешний»-происходит
от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.
-Подберите
синонимы к словам: «детки»
(малыши, ребятки)
-Подберите антоним
к слову «звонкий».
(глухой.)
- Почему улетает птичка?
- Как об этом сказано в стихотворении?
Прочитайте.
- Можем ли мы с помощью
текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.
- Почему птичка выбрала
именно юг для спасения от холода?
- Как говорит она об этом,
прочитайте.
- Получается, ради спасения
своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там
счастлива?
- Как бы не было сыто и тепло на
чужбине, родная сторонка милее.
- С каким чувством птичка
рассказывает о своем возвращении?
- Прочитайте, передав это
настроение.
- Как вы думаете, почему
поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
(хотел показать, что все в природе взаимосвязано,
научить доброму душевному общению)
-Сейчас
отдохнем.
Физкультминутка
- Сейчас поработаем в
парах.
Работа с текстом
•
1
ряд: Как
автор называет детей? А птицу?
•
О чем просят дети?
•
2
ряд: О
чем сожалеют «милые крошки»?
•
Как автор объясняет отлёт птиц осенью?
•
3
ряд: Как
рано улетают птицы? Докажите текстом.
•
Как описывается юг. Расскажите.
-Представьте,
что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие
в стихотворении.
- Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.
(выразительного
чтения по ролям)
-Дайте
оценку актерам.
-Как
вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.
-Положите перед собой
лист. Выполните тест. 2 минуты.
1. Современники вспоминали его как исключительно
деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на
помощь.
1) об А.М.Плещееве 3) о Н.А. Некрасове
2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете
2. Какое стихотворение написал А.А. Фет?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.