Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению А.Н.Плещеев "Дети и птичка" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению А.Н.Плещеев "Дети и птичка" 4 класс

Скачать материал

Урок по литературному чтению в 4 «Б» классе

по теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»».

 

Учитель начальных классов Сучкова Т.П.

19.11.2018

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

 

 

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

 

Психологическая установка.

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

II. Проверка домашнего задания

 

Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.  

(На доске дерево с осенними листочками, на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский) 

Что вы видите?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

  Какие произведения написаны этими поэтами?

– К какому разделу относятся эти произведения?

  (Поэтическая тетрадь)

– Прочитайте стихотворения Е.А.Баратынского, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

III. Изучение нового материала

- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: девочка, у которой в фамилии есть буква П (Архипова)

           девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая (Алина)

           мальчика, у которого имя начинается на эту букву Е (Евгений)

           девочку, у которой имя начинается на эту букву Е (Елизавета)

           мальчика, у которого эта буква (Е) в фамилии вторая (Леоненко)

           мальчика, у которого имя начинается на эту букву В (Владимир)

           ученик, которому нравится эта буква (Щ)

- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..

(На экране портрет А. Н. Плещеева.)

- Алексей Николаевич Плещеев.

-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?

- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?

- .......   расскажет нам об этом поэте.

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.

1. Алексей Николаевич Плещеев  родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

2.  Детство Алёши Плещеева прошло  в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

 3. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 4. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский  университет, на  восточное отделение  историко – филологического университета.

5. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

6. Умер Плещеев в 1893году.

- Современники вспоминали Плещеева как  исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.

 

Прочитайте пословицы и отгадайте, о  ком они говорят

         Всякая она сети боится.

         Всякая она пером красуется.

         Где она ни летает, а своё гнездо знает.

         Ей даны крылья, а человеку – разум.

- О ком пословицы?  Как связаны птицы с уроком ?

- Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись:

 Мы научимся…

Мы будем учиться…)

1.      Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

2.      Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.

3.      Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее

4.      Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

 

Прослушивание аудиозаписи.

- Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?

(ответы ребят)

(слушание аудиозаписи)

После прослушивания

- Кто главные герои в этом произведении?

       (Дети и птичка)

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

1.      Чтение и работа по тексту.

- Откройте учебники на с. 145.

-Прочитайте стихотворение про себя.

Для чего вам нужно прочитать это произведение?

(чтобы понять, глубже прочувствовать)

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны. 

Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

- Объясните значение слова «понесёмся».

(двигаться очень быстро, стремительно)

- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»

(весенним солнцем)

Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

-Подберите синонимы к словам: «детки»

(малыши, ребятки)

-Подберите антоним к слову «звонкий».

(глухой.)

- Почему улетает птичка?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.

- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?

- Как говорит она об этом, прочитайте.

- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

- Прочитайте, передав это настроение.

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)

-Сейчас отдохнем.

Физкультминутка

- Сейчас поработаем в парах.

Работа с текстом

         1 ряд: Как автор называет детей? А птицу?

         О чем просят дети?

 

         2 ряд: О чем сожалеют «милые крошки»?

         Как автор объясняет отлёт птиц осенью?

 

         3 ряд: Как рано улетают птицы? Докажите текстом.

         Как описывается юг. Расскажите.

 

-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

-  Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

 (выразительного чтения по ролям)

-Дайте оценку актерам.

-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

 

-Положите перед собой  лист. Выполните тест. 2 минуты.

1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

 1) об А.М.Плещееве             3) о Н.А. Некрасове

 2) об И.С. Никитине             4) об А.А. Фете

 

2.  Какое стихотворение написал А.А. Фет?


1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

 3) «Бабочка»

 4) «Где сладкий шёпот...»


 

3. Определи жанр произведения  А.А.Фета «Дети и птичка». Отметь ответ.

1) сказка

2) рассказ

3) стихотворение

 

 4 . Отгадайте загадку  и  укажите стихотворение, в котором об этом  говорится.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

За морем бывала.

1) А.Н.Плещеев «Дети  и  птичка…»    2) А.А.Фет  «Бабочка»    

3) И.А.Бунин «Листопад»                      4) Е.А.Баратынский  «Где  сладкий  шёпот»

 

5. Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении:

1)аллегория ;

2)олицетворение;

3)метафора.

Обменяйтесь, проверьте друг друга по эталону и поставьте отметку. Сдайте мне работы.

- С какой целью поэт написал это произведение?

- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.

4. Рефлексия.

На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша  и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

 - На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву. 

Выставление отметок.

5. Домашнее задание:

1. стр. 145,наизусть,

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению А.Н.Плещеев "Дети и птичка" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.09.2020 149
    • DOCX 31 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузьмина Александра Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85933
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 888 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 388 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 221 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе