Урок
по литературному чтению во 2 классе.
Тема.
Народные сказки. Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену»
Педагогическая цель – содействовать
пониманию смысла африканской народной сказки.
УУД Познавательные: умеют
воспринимать произведение на слух, понимать его.
Регулятивные: понимают и
принимают учебную задачу урока.
Коммуникативные: пересказывают
текст, задают вопросы по тексту.
Личностные: самостоятельны, имеют мотивацию к
учению, навыки сотрудничества.
I.Организация
совместной деятельности.
Всем,
всем добрый день.
Прочь
с дороги нашей лень.
Не
мешай учиться! Не мешай трудиться.
II.Актуализация
опорных знаний.
Ребята,
а какие пословицы про лень вы знаете?
1. Труд
человека кормит, а лень портит.
2. Хочешь
есть калачи, не сиди на печи.
3. Ленивому
всегда праздник.
4. Лень до
добра не доводит.
5. Лень –
матушка прежде нас родилась.
6. Лень
мужика не кормит.
7. У лентяя
Федорки одни отговорки.
-
А что такое пословица?
-
Как появляются пословицы?
-
Зачем нужны пословицы в русском языке?
-
Как они передаются следующим поколениям?
Пословица-
это фольклор, это народная мудрость. Пословицы учат нас, как правильно
поступать, относиться к людям и делу.
Давайте
проведём соревнование «Кто больше знает пословиц? (проводится игра между
рядами)
-
А теперь давайте запишем новую пословицу. Век живи – век учись.
Запишите
пословицу в тетрадь и подумайте, как объяснить её значение. (объясняют)
Опрос домашнего задания.
-Что
было задано на дом?
-Читать произведение К Паустовского «Барсучий нос», пересказывать и по желанию
нарисовать рисунок к любому эпизоду произведения.
1. Вы читали
дома произведение Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос» и хорошо
знакомы с текстом. Задайте вопросы по произведению (ребята 1 ряда 2-му, 2-го
ряда 3-му, 3-го ряда 1-му)
2. А теперь я
хотела бы послушать пересказ. А помочь оценить ваш пересказ я попрошу наше
строгое жюри.
(Оценивают жюри –
ребята из класса)
3. Рассматривание рисунков детей. (Дети показывают рисунок и объясняют к какому
эпизоду он выполнен.)
Физминутка «Как живёшь?» (под музыку)
III. Формирование
новых знаний
Сегодня мы продолжаем читать произведения о животных, но это уже будет не
рассказ, а сказка.
Название
сказки у меня на доске, но оно рассыпалось.
Соберите
название сказки.
(обманула лиса
О том, как гиену)
Откройте стр.68 хрестоматии и прочитайте тему урока. Поставьте
цель урока.
Как
называется произведение, которое мы будем читать?
Чем
сказка отличается от рассказа? Сказка – вымышленная, рассказ может быть
правдивым, в сказке повторяются события, персонажи – животные в сказке
разговаривают.
Кто
автор произведения?
Сегодня мы будем читать африканскую народную сказку «О
том, как лиса обманула гиену»
Послушайте сказку очень внимательно. (чтение
сказки учителем)
-
О чём сказка?
Встретились
ли вам непонятные слова?
Загон – помещение для животных, обнесённое
забором.
Кол – прочная длинная палка, острая с одной
стороны.
Чтение сказки учащимися.
Вопросы:
1.Понравилась
ли вам сказка?
2.На
какую русскую народную сказку она похожа?
3.Что
вы можете сказать о персонажах сказки?
Гиена – хищное животное южных стран, питающееся
падалью (остатками чужой добычи). Персонажи сказки для нас необычны! Это
гиена, обезьяны.
Какой
персонаж вам понравился больше?
Кто
вызывает жалость?
Физминутка Песенка про лису
III.Закрепление
А
сейчас я попрошу ребят 1 варианта дать описание лисы с помощью прилагательных.
А
ребята 2 варианта с помощью прилагательных опишут гиену.
Картинка
лисы (на экране) Картинка гиены
хитрая
глупая
рыжая
доверчивая
злая
добрая
Прочитайте пословицы о лисе
1.Лиса
семерых волков проведёт.
2.Лиса
сытнее волка живёт.
3.Хитрее
лисы зверя нет.
Объясните
значение этих пословиц.
Давайте
закрепим свои знания и поработаем в рабочей тетради с печатной основой. стр. 19
№1, №2
Самостоятельно
запишите эпитеты о лисе и гиене.
*А я хочу вам рассказать о том, как
произошло слово лиса. (на экране)
Слово
лиса образовано от слова «лис»: лисый – желтоватый, «залисеть» - пожелтеть. Животное
названо по наиболее характерному для него цвету шерсти.
*Почему её
называют Патрикеевной? (информация на экране)
Правил когда-то
Новгородским княжеством Патрикей. Был он очень хитрым и изворотливым человеком.
С тех пор людей, которые были очень хитрыми и изворотливыми стали называть
Патрикеевич или Патрикеевна. Теперь хитрых изворотливых людей иногда называют Лисами.
IV.
Рефлексия
Давайте
подведём итог урока и скажем, что на уроке вы узнали нового, что поняли, может
быть вы чему-то удивились.
Сегодня
на уроке Я узнал(а)…Я понял (а) Я удивился (лась)…
Оценки
за сегодняшний урок получают следующие ребята…
V. Домашнее
задание. Читать с. 68-72.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.