Москва
2013
1. Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ЦЕЛИ: углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий
таких как мораль, долг, нравственность. Расширение знаний о моральных
принципах, применение полученных знаний в жизни.
РАЗВИВАЮЩИЕ
ЦЕЛИ: наблюдение над лексическим значением слов, развитие
аналитико-синтетичских процессов на примерах литературных произведений и чтения
текста учебника, учить сравнению, выделению главного, развивать творческое воображение,
применение своих знаний в новой ситуации (люди, выполняющие моральный долг –
волонтёры).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ЦЕЛИ: нравственное на примерах моральных и аморальных поступков, эстетическое,
, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать
самостоятельность самого учебного процесса. Воспитывать неприятие плохих
поступков, показать на примерах, что выполняя моральные правила люди находятся
в безопасности.
2. ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска с презентацией и тестами по уроку,
ТСО, учебники, рабочие тетради, тетради для записи, языковый материал писателей
и поэтов, дополнительный материал о волонтёрах, словари русского языка.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).
Составление
анаграмм слов, с которыми дети познакомились на предыдущих уроках.
Слайд
№1.
I.
ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Поиск
информации. Работа в группах. Найди в словарях значение слова:
1-я
группа – долг
2-я
группа – мораль
Придумать
предложения с данными словами.
Переход
к новой теме: определение смысла слов «Моральный долг».
Дети
выдвигают гипотезы по определению словосочетания, приводят свои примеры,
опираясь на иллюстрации художественных произведений.
Рассматривают
икону Святителя Филиппа, митрополита московского. Заслушивают рассказ о подвиге
Святителя.
Повторение
ранее изученной песни «На безымянной высоте».Обсуждение песни в плане
изучаемой темы.
Учащиеся
читают текст учебника. Анализируют текст по вопросам:
Чем
понятие моральный долг отличается от понятия долг?
Какими
словами можно заменить слова моральный долг? (Обязанности)
Какие
обязанности у людей?
Работа
с таблицей . Слайд № 11.
2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ: Чтение текстов по группам,
обсуждение моральных качеств героев, подчеркнуть слова и выражения, относящиеся
к теме.
Работа
в группах.
Чтение
произведения «Прыжок» и «Котёнок» Л.Н. Толстого. Обсуждение поступков героев
произведений.
1 группа. Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая
погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и
забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи,
передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого
ещё больше расходилась.
Она
подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы
шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без
шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна
села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её.
Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик
погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.
Матросы
громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за
обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую
перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он
думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
—
Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна
опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не
отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.
На
самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за
верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на
макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От
мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать
её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но
мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе
все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как
увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все
замерли от страха.
Стоило
ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он
и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему
повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что
будет.
Вдруг
в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз
и зашатался.
В
это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы
стрелять чаек.
Он
увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:
-
В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!
Мальчик
шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец
крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно
пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его,
как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они
долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.
Его
схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа
полилась вода, и он стал дышать.
Когда
капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к
себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
-
КОНЕЦ –
2-я
группа. "Котёнок". Лев Толстой.
Были
брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали
- над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу
амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
-
Нашёл? Нашёл?
Но
Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
-
Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя
побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они
выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе
одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех
остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали
с собой спать.
Один
раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому
по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они
нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они
услыхали, что кто-то громко кричит:
"Назад,
назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали
котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать,
присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак,
закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и
в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но
Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал
собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Обсуждение
рассказов.
Что
общего в рассказах и чем они отличаются?
«Прыжок»
(Ответственность за сына, страх за его жизнь, принятие рискованного , но
правильного решения, безответственное поведение мальчика. Но в дальнейшем
мальчик, будем надеяться, сделает выводы.)
«Котёнок»
Ответственность за животных, мальчик победил страх, чтобы спасти маленького
котёнка, сделал вывод, что котенка не надо брать в опасные для него места.
Составление
рассказа по картине «Опять двойка». Работа в группах .Дети составляют рассказ
по предложенному плану:
1.
Кто изображен на картине на переднем плане?
2.
Кто этот мальчик, откуда он пришёл?
3.
Почему он огорчён? Как отнеслись к его приходу
близкие?
4.
Что они чувствуют, почему?
5.
Что вы можете рассказать об этой семье?
6.
Что хотел сказать художник своим произведением?
Заслушивание
рассказов. Обсуждение.
Работа
с пословицами . Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц.
Поиск
новой информации о волонтёрах.
Наблюдение
над деятельностью волонтёров.
Как
эти фотографии связаны с темой урока? Кто такие волонтёры?
По
желанию дети рассказывают о деятельности волонтёров.
Чтение
стихотворения Я.Акима.
Как
это стихотворение связано с темой урока?
Работа
со стихотворением Я. Акима «Люблю». Почему девочке нравится мыть посуду? (Она
понимает, что это надо, что надо помочь маме, что она выполняет свой долг, а
чтобы было веселей она поднимает себе настроение хорошим.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.