Учитель начальных классов
Супис М.Г.
МБОУ СОШ № 2
с. Труновское
2013 – 2014 уч. год
Цель: обучающийся
научится:
- ориентироваться
на местности относительно своего тела;
- знать
правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу,
природным приметам.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по
курсу «Окружающий мир», к школе;
-
ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
интереса к познанию окружающего мира;
-
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
-
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
-
строить сообщения в устной форме;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об
объекте.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
-
формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач;
-
навыкам взаимоконтроля;
-
учитывать другое мнение и позицию.
Оборудование: компасы, маршрутные
листы, памятки путешественнику для работы в группе, картинки для ориентирования
по местным признакам, буквы - стороны горизонта, тематическая презентация «Народные
приметы ориентирования», учебник, доска, интерактивная доска, проектор,
компьютер.
Тип
урока: комбинированный (работа
в группах)
Ход
урока:
I.
Мотивация
успешной учебной деятельности.
-
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей.
Давайте
поприветствуем их.
II.
Актуализация
знаний. Повторение пройденного
-
Повторим правила работы в группах: (Слайд 2)
o уметь слушать
другого
o высказывать свое
мнение
o уважать мнение
других
o не согласен –
предлагай
- А
у нас открывается школа будущих туристов.
-
Кто такие туристы?
(это
люди, которые путешествуют по разным странам, лесам, горам)
-Сегодня
мы поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком
в лес. (Слайд3)
2)
-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак
на плечи и пошли.
(Дети
имитируют соответствующие движения) - (небольшая физминутка)
-Идём,
идём, на горизонте виднеется дерево, где у нас будет привал. (Слайд 4)
-А
что такое «горизонт»? (Слайд 5)
(Земная
поверхность, которую мы видим вокруг себя)
-А
что это за линия, где небо как бы сходится с землей?
(«линия
горизонта») (Слайд 6)
-Давайте
до неё дойдём и сделаем привал. Сможем?
(
нет, линия горизонта всегда отдаляется).
-Почему?
(потому
что Земля круглая)
-Молодцы,
тогда садитесь. И давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?
(Дети
каждой группы выходят к доске и прикрепляют на магнит листочки с буквами –
сторонами горизонта: С, Ю, З, В, С-В, С-З, Ю-В, Ю-З)
-
Представитель 1 группы, прикрепите на доску первые две основные стороны
горизонта.
-
Где всегда на схеме или карте расположен север? (вверху), соответственно юг?
(внизу)
-Представитель
2 группы, прикрепите две другие основные стороны горизонта.
-
Представитель 3 группы, прикрепите промежуточные стороны, связанные с
севером (С-З, С- В)
-Представитель
4 группы, прикрепите промежуточные стороны, связанные с югом (Ю - З, Ю - В)
-
Проверим? (Слайд 7)
3)
Графический диктант.
-
А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.
-На
маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со
сторонами горизонта.
·
От
исходной точки 2 шага (2 клетки) на север
·
1
шаг на С-З
·
1
шаг на З
·
1
шаг на Ю-З
·
2
шага на Ю
·
1
на Ю-В
·
1
на В
·
1
на С-В
- Какая
фигура у вас получилась? (многоугольник) (Слайд 8)
- Отложите
эти листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.
III.
Физкультминутка.
Ø Встаньте,
сделайте 2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.
Ø Повернитесь
на восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.
Ø Сделайте 3
шага на запад, выполните приседание, покажите, как солнце садится на западе.
Ø Повернитесь
лицом на северо - восток, поприветствуйте наших гостей.
Ø Повернитесь
лицом на юг, возвращаемся на свои места.
IV.
Компас.
-Что такое
компас? (варианты ответов детей) (Слайд 9)
1)
История
возникновения компаса. (рассказ ученика)
- Об
истории возникновения компаса нам расскажет …….
Люди с
давних времен искали способы надёжного ориентирования, особенно в
открытом океане или в пустыне. Когда они открыли чудесное свойство
магнита, а именно, что магнитная стрелка всегда показывает определенное
направление: с севера на юг или с юга на север, появился и компас.
(Слайд
10) Считают,
что компас был изобретён в Китае 2,5 тысяч лет назад и назывался “ведающий
югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг.
Он имел
вид разливательной ложки из магнитного железняка с тщательно отполированной
выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированную
медную пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней,
и при этом ложка легко могла вращаться.
-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться
компасом? ( летчики, военные, моряки)
-Может быть из вас тоже вырастут будущие
военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.
2)
Правила
работы с компасом.
(Слайд11)
- Расположите пункты работы с компасом в
правильном порядке.
- Положите компас на
ровную поверхность.
- Подождите, пока
стрелка компаса успокоится.
3. Поверните
корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.
4. Тогда все
буквы укажут направление сторон горизонта.
3)
Определение
местонахождения предметов в классе.
- Определите, где расположены отдельные
предметы в нашем классе:
Дверь
Классная доска
ИД доска
Среднее окно
Самый большой цветок (фикус)
Плакат по ПДД
Умывальник
Физкультминутка.
- А теперь станцуем веселый танец под
песню, с которой очень удобно ходить в поход.
V.
Ориентирование
на местности.
- Вы очень хорошо смогли ориентироваться
по компасу, но представьте себе, что мы оказались в лесу, по какой-то причине,
без компаса. Знаем только одно, мы шли на юг. В какую сторону нужно
возвращаться? (на север)
- А как узнать, где север без компаса?
- Оказывается, надо просто быть
наблюдательным и внимательным, сама природа дает нам подсказки. Их надо только
видеть.
- У вас на столах лежат конверты. Каждая
группа прочитает текст со своими способами ориентирования на местности без
компаса и выберет картинки, соответствующие им.
(Работа в группах - дети читают текст на
карточках, находят картинки, иллюстрирующие эти признаки, и прикрепляют их на
доску.)
(Слайд 13) (Слайд 14)
Ориентирование по Солнцу.
Самый древний способ определения сторон
горизонта – ориентирование по Солнцу. Солнце встает на востоке и заходит на
западе. В полдень солнце находится на юге.
·
Если
в полдень встать спиной к солнцу, то тень от солнца укажет направление на
север, сзади будет направление на юг, справа – восток, слева – запад.
·
Солнце
восходит на восходе, а заходит на западе.
|
(Слайд 15) (Слайд 16)
По звездам и окружающим признакам.
Издавна по звёздам
ориентировались капитаны кораблей в открытом море и проводники караванов в
пустыни. Не зря же появилось выражение «Путеводная звезда» как синоним
надёжности. Этой звездой является
·
Полярная
звезда,
которая всегда показывает на север. Полярная звезда является концом ручки
«ковшика» созвездия Малой Медведицы. Чтобы найти Малую медведицу, нужно найти
две крайние правые звезды "ковша" Большой Медведицы, от верхней
звезды
мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими
крайними звездами. В конце этой линии находится Полярная звезда.
Кроме звезд существует много способов, как найти стороны горизонта по
местным признакам:
·
годовые
кольца на пнях деревьев с южной стороны шире, чем с северной.
·
У
отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.
|
(Слайд 17)
Ориентирование по окружающим признакам
Уметь ориентироваться, значит уметь
определять свое местонахождение по разным признакам. Существует много
способов, как найти стороны горизонта по местным признакам.
·
У
берёзы кора более чистая и гладкая с южной стороны , а с северной
стороны на коре много трещин и наростов, она шершавая и темная.
·
Мхов
и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны.
·
Муравейник
всегда
расположен с южной стороны дерева. И даже склоны у муравейника
неодинаковые: с южной стороны он более пологий.
·
цветок
подсолнуха всегда тянется за солнцем и никогда не показывает на север
·
осенью
птицы летят на юг, а весной на север.
По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года.
Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод,
проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно
укажут нам стороны горизонта
|
( Слайд18) ( Слайд19)
Ориентирование по окружающим признакам
Уметь ориентироваться, значит уметь
определять свое местонахождение по разным признакам. Существует много
способов, как найти стороны горизонта по местным признакам.
·
ягоды
и фрукты
краснеют и поспевают лучше с южной стороны
·
Смолы на
соснах больше с южной стороны дерева.
·
Снег весной
быстрее тает на южной стороне склона. Весной лунка в снегу под
деревом с южной стороны.
·
Церкви
тоже могут служить хорошими ориентирами. Алтари и часовни православных
церквей обращены на восток. Опущенный край нижней перекладины креста на
куполе обращен к югу, а приподнятый — к северу.
По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года.
Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод,
проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно
укажут нам стороны горизонта.
|
- Можно ли
по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?
(Нет, для
надежности лучше пользоваться несколькими признаками)
-Каковы минусы данных способов?
(по Солнцу - нельзя ориентироваться в
пасмурную погоду, ночью, а по звездам- днем, в пасмурную погоду)
2) Закрепление
изученного. «Памятка путешественнику».
-Теперь на
основании изученных правил давайте составим «Памятку путешественнику»
-Возьмите
2-ой конверт, сообща выполните работу. (Дети выполняют работу на индивидуальных
карточках, затем меняются листочками с другой группой и проверяют работу
своих товарищей.)
-
Передайте свою памятку соседней группе по часовой стрелке. Проверьте работу
своих товарищей.
- С какими
ответами вы не согласны и почему?
VI.
Проверка
изученного.
1)
Нахождение
сторон света на картинах русских художников.
(Слайды 20-23)
-
Рассмотрите картины русских художников. Найдите на них приметы, по которым
можно найти стороны горизонта.
§ Константин
Крыжицкий «Дорога»
§ Игорь
Грабарь «Восход солнца»
§ Станислав
Жуковский «Пробуждение природы (Ранняя весна)»
§ Степан
Косенков «Одинокая сосна»
VII.
Рефлексия.
- Возьмите
многоугольник, который мы рисовали во время графического диктанта.
-
Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.
- Если на
уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось,
то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.
-Если
остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.
-Если на
уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.
-Если вас
что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.
-Если урок
прошёл нормально без особых эмоций, нарисуйте спокойный прямой ротик.
VIII.
Итог.
-Где
и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в
лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслёты)
(Слайд 24)
IX.
Домашнее
задание.
Рассказ Е. Пермяка. (Слайд
25)
Послушайте рассказ Е. Пермяка “Знакомые следы” (книга)
Однажды ребята возвращались со станции в своё прямой дорогой через лес. Ближе и
веселее. Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов.
Какой след, чей? Ребята не знают, а бегают по ним. Бегали, бегали и
заблудились. Испугались ребята, кое-кто даже слезу пустил!
И вдруг
Никишка увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему показывал дедушка,
он только эти и запомнил. По ним ребята и вышли к своему селу.
– Как вы
думаете, какие следы помогли ребята.
Найти
в книгах, как можно ещё определить стороны горизонта без компаса.
(Слайд 26)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.