УРОК
окружающего мира во 2 КЛАССЕ
по
программе «Школа 2100»
Окружающий
мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Москва
БАЛАСС, 2011г.
Тема: Экологическая система-
учебная
Чудо –
метапредметная.
Цель: помочь ребятам осознать, что природа существует и обходится без
посторонней помощи сколько угодно.
Задачи:
1. Способствовать
развитию речи младших школьников, их умения формулировать свое мнение так,
чтобы быть понятым другими;
2. Развивать мышление школьника,
помогая в потоке устных дискуссий, развертывающихся на уроке, фиксировать
наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о
неизвестном, способы их проверки, выводы); выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа
объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по
признакам.
3. Формировать умения определять и высказывать самые простые,
общие для всех людей правила; умения оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
4. Учить определять цель деятельности на уроке; определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и
личностную рефлексию; создать условия для организации внимания детей на уроке.
Слайд (заставка)
I. Орг. Момент
Слайд
(музыка, природа)
- Ребята,
на столах лежат карточки с картинками. Рассмотрите их и сядьте за тот стол с
понравившейся картинкой.
Я очень рада, что
сегодня с вами встретилась. Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу
чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится.
Не жалейте сердца,
Не таите доброты и
нежности своей.
И своих прозрений и
открытий
Не держите втайне
от друзей.
- Я думаю, что у нас
сегодня на уроке всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями
уйдём с этого урока.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Слайд
(природа)
- Ребята вы знаете, что
у меня есть мои ученики - первоклассники. И когда они узнали, что я буду у вас
проводить урок , то попросили передать вам видеопривет. Хотите посмотреть?
Слайд
(Фильм).
- И они действительно
приготовили вам сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Откройте
скорее конверты и посмотрите, что в них лежит.
Рассмотрите картинки,
какие вы видите картинки? Перечисляйте.
- А теперь подумайте,
на какие группы можно разложить все эти картинки (предположение детей)
III.
Сообщение темы и цели.
1.
Работа в группах
- Я продолжу
вашу мысль. И попрошу разложить эти предметы по принципу: Кто, где обитает.
- Объясните свой
выбор (объяснения детей).
- Как вы
думаете, могут такие совместные группы живой и неживой природы иметь одно общее
название?
- Может
кто-нибудь знает, как называются такие группы?
- А вам хотелось
бы узнать?
- Прочитайте.
Слайд – появляется название ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ?
Прочитайте
Экологические системы.
-Так о чем мы
будем сегодня говорить?
2.
Составление плана урока.
- Какие вопросы
у вас сразу возникли? Что вам бы хотелось узнать?
- Вам знакомо
это слово?
- Что такое экосистема?
- Значит, какой
вопрос нас должен интересовать первым?
1.
Что такое экосистема?
- Что ещё вас
могло бы интересовать?
(как связаны
между собой жители экосистемы?)
2. Секрет экосистемы.
- И когда мы об
этом узнаем, что обязательно нужно сделать?
3.
Итог.
IV. Совместное открытие знаний.
1. Работа по первому
пункту плана
- Как выдумаете, эти два слова
как-то связаны между собой?
- Какое слово вы можете пояснить?
(н-р экология)
- Что такое экология?
- Что такое система?
- Чтобы узнать наши предположения
или узнать то, что нам неизвестно, куда мы можем обратиться? Где мы можем
вычитать нужную информацию?
- Я, с вашего позволения провела
такую работу т.е. опросила учеников, учителей нашей школы посмотрела в
интернете, в энциклопедии и выписала вам. Посмотрите в группах и сформулируйте
одно понятие экологии и одно понятие системы.
- Итак, что у вас получилось?
(Ответы детей)
Слайд
(Понятия)
Эколо́гия — наука об
отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Систе́ма - множество
связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое.
Слайд
(схема)
- Давайте выберем из этих понятий
только то, что нам нужно.
-Из понятия экология мы возьмём …
- А если соединить эти понятия,
какой вывод можно сделать? Что такое экологическая система?
- Это сообщество, т.е. совместно
обитающие организмы, которые находятся в отношениях и связях друг с другом.
- Это и называется экологической
системой.
- Давайте проверим свои
предположения и обратимся к учебнику на с. 5.-?
(чтение определения экосистемы)
- Прочитаем вывод.
Слайд
(план)
- Ответили мы на первый вопрос
нашего плана?
V. Физминутка.
- Давайте отдохнём и
немного потанцуем.
Слайд
(музыка Кузнечик)
2. Работа по второму
пункту плана.
- Кто знает, что произошло с
кузнечиком потом? Вам его жалко?
- Как вы думаете, можно ли
организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?
- В
экосистеме нет ничего лишнего.
- Что необходимо для жизни
организмов? Предположения детей.
-
Давайте попробуем разгадать секрет
экосистемы и ответим на второй пункт плана.
-
Мы отправимся с вами на цветущий луг! Но
вот только нам предстоит этот луг смастерить.
-
У вас на столах, в жёлтых конвертах,
лежат детали одной картинки. Вы должны склеить эти детали так, чтобы было
понятно, что нарисовано на картинке. Работаем в группах.
3. Практическая работа.
- Как вы думаете, какую картинку
приклеить первой? Почему?
- Можно этот луг считать
экосистемой? Давайте заселим жильцов! т.д.
-
И эта последовательность имеет свое название.
Слайд
(кормильцы, едаки…)
-к Производителям мы
относим все растения.
-к Потребителям относим
всех животных.
-к Разрушителям относим
организмы, которые живут в почве.
- Какой вывод можно сделать? В чём
заключается секрет экосистемы?
(в пищевых связях)
- Проверим наши предположения? Учебник с. 5.-?
- Такие пищевые связи называются
цепи питания.
- Давайте попробуем составить цепь
питания.
Слайд
(жаворонок, лист…)
-Называйте, что нужно в эту цепь
поставить первым? И т. д.
- по какому принципу мы связали
организмы?
Слайд
(план)
- Мы ответили на второй пункт
плана?
VI. Применение нового знания.
- Итак, что же
такое экосистема?
- А какие
организмы есть в каждой экосистеме?
-Как связаны эти
организмы? Пищевыми связями.
- А сможете ли
вы сами составить цепи питания. Попробуем? Но я хочу предложить вам выбрать
уровень сложности этой работы.
- Оцените свои
знания на этом этапе и выберете то задание, с которым справитесь. Вы должны
помнить, что отметку «5» и «4» вы получите только за правильный ответ.
- Проверим.
Оцените себя по алгоритму.
Слайд
(оценочный лист)
VII.
Рефлексия.
- Скажите, вам пригодятся те знания,
которые вы получили на уроке?
- А бывает такое, что вы ловите и потом
просто играете с бабочками, кузнечиками, ящерицами?
Слайд (Луг)
-А представь, что исчезнут совсем эти
бабочки, кузнечики, шмель, что произойдет… В итоге исчезнет вся экосистема.
- В ваших конвертах ещё есть солнышко и оно там
неслучайно. Солнце это наша жизнь, солнце – это чудо. Вы хотите посмотреть
чудо? Тогда смотрите.
Слайд ( Фильм.)
- Красива наша природа. Берегите её!
Каждый день мы видим, как освещает нашу землю солнце. И это не просто солнце,
это свет ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. И я желаю вам дорогие мои
друзья, смело входите в этот непростой мир. Любите его. И он отплатит вам тем
же. В заключении нашего урока, я хочу подарить вам эти солнышки, пусть они
напоминают вам о нашей встрече и всегда дарят хорошее настроения. А на обороте этой
картинки стихотворение о природе, выучите его или почитайте и никогда не
забывайте!
Я благодарю вас за эмоции. За ответы,
которые вы нам дарили. Спасибо вам большое!
Урок окончен!
Приложение
1.
Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с
окружающей средой.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Ученица 4 –го класса.
Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к
другу и к окружающей их среде.
Толковый словарь
русского языка.
Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Система – это, какой -
то порядок, где предметы связаны друг с другом.
Ученик 4 –го класса.
Система – совокупность
объектов, объединенных связями так, что они существуют как единое целое.
Из статьи фирмы Эльпорт, опубликованной в интернете.
Систе́ма - множество связанных
между собой элементов, которое рассматривается как целое.
Толковый (социологический) словарь русского языка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.