Открытый
урок по теме «Современный урок – современным детям»
Провела : учитель начальных
классов: Гумерова Э.З.
"Древний
мир – рождение первых цивилизаций".
Урок
окружающего мира (4-й класс)
Цели: 1)
научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учить
находить
в современной жизни явления, открытия и
достижения,
сохранившиеся со времен Древнего мира;
2)
учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о
добре
и зле, которые господствовали в эпоху Древнего мира;
3)
воспитывать в детях чувство собственного достоинства;
4)
развивать связную речь, логическое мышление и воссоздающее
воображение,
умение работать с картой, символами и учебными
текстами.
Задачи
урока:
1.
Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.
2.
Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения,
сохранившиеся со времён Древнего мира.
3.Учить
объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле,
которые господствовали в эпоху Древнего мира;
4.
Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
5.
Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила
работы в малых группах.
6.
Развивать связную речь, логическое мышление и воссоздающее воображение,
умение работать с картой, символами и учебными текстами.
Метапредметные
УУД:
Личностные:
1.Проявлять
любознательность при получении знаний. 2.Проявлять интерес к изучению истории,
как науки. 3.Прявлять чувство взаимовыручки, взаимоуважения.
Познавательные:
1.Ставить,формулировать
и решать проблемы.
2.
Искать и выделять учащимися нужную информацию для решения стоящих перед
ними проблем.
3.
Устанавливать причинно- следственные связи.
4.Строить
логические цепи рассуждений.
5.Выдвинать
гипотезы.
6.Самостоятельно
искать способ решения проблем поискового характера .
Коммуникативные:
- Умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи,
конструируя предложение в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами.
Регулятивные:
1.Определять цель урока на
основе соотнесения того, что уже «мне известно и что еще не известно, но
предстоит узнать»..
2.Оценивать –осознавать
качество и уровень усвоения нового знания. 3.Регулировать мобилизацию своих
усилий и энергии для достижения цели.
Тип
урока: урок «открытия» нового знания
Вид
урока: «Путешествие по реке времени».
Методы
обучения: проблемно-диалогический,
эвристическая беседа.
Методы
преподавания:
информационно-сообщающий, стимулирующий.
Методы
учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы
воспитания: выразительное
изложение, беседа, творческие внеклассные задания, создание проблемных
ситуаций.
Оборудование: песочные
часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник
с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38, презентация к уроку, Ноутбуки, нетбуки, i-pad.
Ход
урока
1.
Организация класса.
Учитель:
Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Садитесь. Наш урок окружающего
мира мне хотелось начать со строчек известного вам писателя и поэта С. Я.
Маршака
Сл. 1
Мы
знаем: время растяжимо.
Оно
зависит от того,
Какого
рода содержимым
Вы
заполняете его.
-
Ребята, как вы понимаете эти строчки? (ответы детей)
-
Очень надеюсь, что проведённое сегодня на уроке время, наполнится для вас
полезным и интересным содержимым.
2.
Актуализация знаний..
Учитель:
Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам
всемирной истории.
Сл.2
-
Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?
Дети: В
первобытном мире. (Слайд 3)
Учитель: Что
интересного вы узнали об этой эпохе?
-
Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди?
- В
какие сообщества они объединялись?
- Что
вы можете сказать о морали первобытного человека.
Сл.4
(ЧЁРНЫЙ!!!)
3.
Постановка проблемы.
Учитель:
Ребята, посмотрите на набор предметов, которые находятся на доске. Назовите
их. (Песочные часы, календарь, цифры, буквы алфавита, шёлковая ткань,
сотовый телефон)
-
Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?
Дети: Да,
постоянно.
Учитель: Для
чего служат нам эти предметы?
Дети: Для
того чтобы узнавать время, читать , считать и т.п.
Учитель: Как
вы думаете, есть ли среди этих предметов, предметы, пришедшие из древних
времён или все они современные?
Дети: (Могут
дать разные ответы. По ходу разделить на группы).
Учитель: Вам
было тяжело определить. Одни считают так, другие – по – другому. Ваши
мнения разошлись. Т. обр., возникла проблема, которую мы будем решать в
течении всего урока. И в конце урока мы сможем подтвердить или опровергнуть
наши предположения.
Учитель: Могли
ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?
Дети: Нет,
т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.
4.
Сообщение темы урока.
Учитель:
-Посмотрите
на " Реку времени". Какая эпоха идёт после эпохи Первобытного
мира?
Сл. 5
Дети: Эпоха
Древнего мира.
Учитель:
Какая это по счету эпоха?
Дети:
Вторая.
Учитель: Кто
сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?
Дети: ХХХ
в. до н.э. - 4 в. н.э.
Учитель: Как
вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?
Дети: Да,
могли.
Учитель:
А
вам хотелось бы узнать, что это были за изобретения и есть ли они в
современном мире?
Дети: Да.
Учитель: Ребята,
как вы думаете, о какой же эпохе мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Какая тема нашего урока?
Дети:
"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Сл. 6
Учитель: Я
немного уточню тему нашего урока. ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Учитель:
Как
вы думаете, могли ли эти предметы появиться в эпоху Древнего мира?
Дети: Да,
могли.
Учитель:
Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?
Дети:
Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
Сл. 7
Учитель: Что
нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?
Дети: Какие
из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
Учитель: Подводя
итог всему сказанному, давайте заполним таблицу «Знаем. Не знаем»
Сл. 8-12
Знаем
|
Не
знаем
|
Для
чего служат часы, календарь, буквы, цифры.
Древний
мир - вторая эпоха всемирной истории.
|
Чем
отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Какие
предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
|
5.
Поиск решения. Открытие нового знания.
Учитель:
Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи
Первобытного мира?
-
Прочитаем еще раз тему урока.
Сл. 13
- Что интересного
заметили в названии темы урока? Значит, какое основное отличие эпохи
Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Дети:
Появились первые цивилизации.
- Как
вы думаете, что такое "цивилизации"?
Сл. 14
ЧЁРНЫЙ!!!
Дети
предлагают варианты
Учитель:
В
каких источниках можно найти точное значение этого слова?
Дети:
Интернет, энциклопедия, словарь, учебник.
Учитель:
Предполагая,
что возникнет такой вопрос, я попросила детей найти информацию о том, что
такое цивилизация в разных источниках.
Дети
отвечают.
- Вы
сказали, что источником получения информации является и учебник. Тогда
давайте обратимся к нему. В учебнике у вас дан рисунок-схема. Чтобы вам
легче было работать, я этот рисунок вынесла на листок.
-
Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по следующему
плану.
Сл.
15.
План.
1. Где
жили люди первобытного общества и цивилизации?
2. Кто
управлял людьми?
3. Как
передавались сообщения, знания?
Сл. 16
ЧЁРНЫЙ!!!!
(Работают
в группах). Выслушиваются ответы под документ - камерой.
Учитель:
Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от
первобытного общества?
Сл. 17,
18
Дети:
Появляются города, государство, письменность.
Учитель:
В
форме чего изображена сиреневая линия?
Сл. 19
Дети:
В форме ступеньки.
Учитель:
Попробуйте дать определение, закончите фразу.
Сл.
20, 21
Цивилизация
- это :::::::ступень развития человечества.
Сл. 22
ЧЁРНЫЙ!!!!!!
- Давайте
проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.
- Так
что же такое цивилизация?
Дети:
Новая, более высокая ступень развития человечества.
Учитель:
Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность.
Это основные признаки цивилизации. Давайте запишем ответ на первый вопрос.
Сл.
23, 24
Учитель:
Рассмотрите карту с. 54-55.
Сл. 25
- Что
обозначено на карте широкой розовой линией?
Дети:
Граница цивилизованного мира.
Учитель: Что
находится за пределами этой границы?
Дети: Мир
первобытных людей.
Учитель:
Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних
цивилизаций?
Дети: Мир
первобытных племен обширнее.
Учитель: Какой
мы сможем сделать вывод?
Дети: Два
мира одновременно существовало на планете.
Учитель: Но у
слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать
какое?
-
Вновь обратимся к карте.с.54-55
Сл. 25
Рассмотрите
условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?
Дети:
Древние цивилизации.
Учитель:
Какие цивилизации расположены в Европе?
Дети:
Древний Рим, Древняя Греция.
Учитель:
Назовите цивилизации Древнего Востока?
Дети:
Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.
Учитель: Где
именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по
берегам каких рек, морей?
Дети:
Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а
цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата,
Инда, Хуанхе и Янцзы.
Учитель: Рассмотрите
иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите памятники архитектуры
и цивилизации.
Учитель:
Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?
Дети:
Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.
Учитель: Сравните
одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?
Сл. 26,
27
Дети: Одежда
тоже разная.
Учитель:
Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?
Сл.
28, 29
Дети: В
каждой стране своя письменность.
Учитель: Мы
сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к
какому же выводу можно прийти.
Дети: У
каждой цивилизации была своя особая культура.
Учитель: Так
что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому
понятию. Закончите фразу.
Цивилизации
- это разные::::::::..со своей особой ::::::..
Сл.
30, 31
Учитель: Проверим
наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.
- Мы
были правы? (Да)
-В
колонку " Не знаем" записываем второе определение.
Цивилизации-
разные страны со своей особой культурой
|
Сл. 32,
33
Сл. 34
ЧЁРНЫЙ!!!!!!
Физминутка.
Учитель: На
какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?
Сл. 35
Сл. 36
ЧЁРНЫЙ!!!!!!
Дети: Какие
из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?
Учитель:
Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. "Изобретения
цивилизаций Древнего мира"
-
Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?
(Работа
в группах)
Учитель: Но в
эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.
-Какие
технические возможности людей появились в Древнем мире?
Дети: В
древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.
Учитель: Какие
технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на
большие расстояния?
Дети:
Колесницы, парусно-гребные корабли.
Учитель:
Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и
не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли
преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить
орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить
дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было
управиться за несколько минут.
-
Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более
высокую ступень развития.
Учитель:
Вернемся к нашей таблице.
Сл. 37
Ответили
мы на второй вопрос?
Дети: Да
Учитель:
Значит, под вопросом пишем
Календарь,
часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира.
|
Учитель:
Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.
Сл. 38
Учитель:
Современные люди знают и пользуются до сих пор достижениями цивилизаций
Древнего мира.
Сл. 39
ЧЁРНЫЙ!!!!
6.
Применение знаний.
ПРОСМОТР
ВИДЕОФИЛЬМА
7.
Итог урока.
Учитель: На
главный вопрос урока мы нашли ответы?
Учитель: В
заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольфа Итса (Слайд
40)
"В
наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум
сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли
города и заводы, и мрак опустится на землю.
Великое
свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным
тем кто шел впереди"
8.
Оценивание.
9.
Домашнее задание
-
Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас
заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.