Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира в 4 классе "Древний мир-рождение первых цивилизаций"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Древний мир-рождение первых цивилизаций"

Скачать материал

 

Открытый урок по теме «Современный урок – современным детям»

Провела : учитель начальных классов: Гумерова Э.З.

 


"Древний мир – рождение первых цивилизаций".

 Урок  окружающего мира (4-й класс)


Цели: 1) научить отличать от других эпох  эпоху  Древнего мира,  учить

находить  в современной жизни  явления, открытия  и

достижения, сохранившиеся  со  времен Древнего мира;

 

2) учить  объяснять, почему нельзя  согласиться с представлениями о

добре и зле, которые  господствовали  в эпоху Древнего мира;

 

3) воспитывать в детях  чувство  собственного достоинства;

4) развивать  связную речь, логическое  мышление и воссоздающее

воображение, умение работать  с картой, символами  и  учебными

текстами.

Задачи урока:

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3.Учить  объяснять, почему нельзя  согласиться с представлениями о  добре и  зле, которые  господствовали  в эпоху Древнего мира;

4. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

5. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в малых  группах.

6. Развивать  связную речь, логическое  мышление и воссоздающее   воображение, умение работать  с картой, символами  и  учебными  текстами.

Метапредметные УУД:

Личностные:

1.Проявлять любознательность при получении знаний. 2.Проявлять интерес к изучению истории, как науки. 3.Прявлять чувство взаимовыручки, взаимоуважения.

Познавательные:

1.Ставить,формулировать и решать проблемы.

2. Искать и выделять учащимися нужную информацию для решения стоящих перед ними проблем.

3. Устанавливать причинно- следственные связи.

4.Строить логические цепи рассуждений.

5.Выдвинать гипотезы.

6.Самостоятельно искать способ решения проблем поискового характера .

Коммуникативные:

  1. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Регулятивные:

1.Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что еще не известно, но предстоит узнать»..

2.Оценивать –осознавать качество и уровень усвоения нового знания. 3.Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели.

 

Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Вид урока: «Путешествие по реке времени».

Методы обучения:  проблемно-диалогический, эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие внеклассные задания, создание проблемных ситуаций.

 

 

Оборудование: песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38, презентация к уроку, Ноутбуки, нетбуки, i-pad.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Садитесь. Наш урок окружающего мира мне хотелось начать со строчек известного вам писателя и поэта С. Я. Маршака

Сл. 1

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода  содержимым

Вы заполняете его.

- Ребята, как вы понимаете эти строчки? (ответы детей)

- Очень надеюсь, что проведённое сегодня на уроке время, наполнится для вас полезным и интересным содержимым.

 

2. Актуализация знаний..

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Сл.2

- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире. (Слайд 3)

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

- Какие  открытия  и  изобретения  сделали первобытные  люди?

- В  какие  сообщества  они объединялись?

- Что  вы можете  сказать о морали  первобытного  человека.

Сл.4 (ЧЁРНЫЙ!!!)

 

3. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, посмотрите на набор предметов, которые находятся на доске. Назовите их. (Песочные часы, календарь, цифры, буквы алфавита, шёлковая ткань, сотовый телефон)

- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Для чего служат нам эти предметы?

Дети: Для того чтобы узнавать время, читать , считать и т.п.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов, предметы, пришедшие из древних времён или все они современные?

Дети: (Могут дать разные ответы. По ходу разделить на группы).

Учитель: Вам было тяжело определить. Одни считают так, другие – по – другому. Ваши мнения разошлись.  Т. обр., возникла проблема, которую мы будем решать в течении всего урока. И в конце урока мы сможем подтвердить или опровергнуть наши предположения.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

 

4. Сообщение темы урока.

Учитель:

-Посмотрите на " Реку времени". Какая  эпоха идёт после эпохи Первобытного мира?

Сл. 5

Дети: Эпоха Древнего мира.

Учитель: Какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э.

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать, что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Дети: Да.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о какой же эпохе мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Какая  тема нашего урока?

Дети: "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Сл. 6

Учитель: Я немного уточню тему нашего урока. ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.  

Учитель: Как вы думаете, могли ли эти предметы появиться в эпоху Древнего мира?

Дети: Да, могли.

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

Сл. 7

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Подводя итог всему сказанному, давайте заполним таблицу «Знаем. Не знаем»

Сл. 8-12

     

Знаем

Не знаем

Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры.

Древний мир - вторая эпоха всемирной истории.

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

- Прочитаем еще раз тему урока.

Сл. 13

- Что интересного заметили в названии темы урока? Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Дети: Появились первые цивилизации.

- Как вы думаете, что такое  "цивилизации"?

Сл. 14 ЧЁРНЫЙ!!!

Дети предлагают варианты

Учитель: В каких источниках можно найти точное значение этого слова?

Дети: Интернет, энциклопедия, словарь, учебник.

Учитель: Предполагая, что возникнет такой вопрос, я попросила детей найти информацию о том, что такое цивилизация в разных источниках.

Дети отвечают.

- Вы сказали, что источником получения информации является и учебник. Тогда давайте обратимся к нему. В учебнике у вас дан рисунок-схема. Чтобы вам легче было работать, я этот рисунок вынесла на листок.

- Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по следующему плану.

Сл. 15.

План.

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

Сл. 16 ЧЁРНЫЙ!!!!

(Работают в группах). Выслушиваются ответы под документ - камерой.

Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Сл. 17, 18

 

 

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: В форме чего изображена сиреневая линия?

Сл. 19

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Сл. 20, 21

Цивилизация - это :::::::ступень развития человечества.

 

Сл. 22 ЧЁРНЫЙ!!!!!!

- Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

- Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества.

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации. Давайте запишем ответ на первый вопрос.

Сл. 23, 24

 

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55.

Сл. 25

- Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

- Вновь обратимся к карте.с.54-55

Сл. 25

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети: Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите памятники архитектуры и цивилизации.

Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?

Сл. 26, 27

Дети: Одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?

Сл. 28, 29

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой ::::::..

Сл. 30, 31

Учитель: Проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

- Мы были правы? (Да)

-В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Цивилизации- разные страны со своей особой культурой

Сл. 32, 33

Сл. 34 ЧЁРНЫЙ!!!!!!

Физминутка.

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?

Сл. 35

Сл. 36 ЧЁРНЫЙ!!!!!!

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. "Изобретения цивилизаций Древнего мира"

- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

(Работа в группах)

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

-Какие  технические возможности людей появились в Древнем мире?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

- Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице.

Сл. 37

Ответили мы на второй вопрос?

Дети: Да

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира.

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

 

 

Сл. 38

Учитель: Современные люди знают и пользуются до сих пор достижениями цивилизаций Древнего мира.

Сл. 39 ЧЁРНЫЙ!!!!

6. Применение знаний.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА

 

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Учитель: В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольфа Итса (Слайд 40)

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

 

8. Оценивание.

9. Домашнее задание

- Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Древний мир-рождение первых цивилизаций""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 856 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.04.2020 741
    • DOCX 3.9 мбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирилина Татьяна Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кирилина Татьяна Эдуардовна
    Кирилина Татьяна Эдуардовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76401
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 100 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2671 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 469 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»