Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира "Как и для чего мы дышим" (4 класс)

Конспект урока окружающего мира "Как и для чего мы дышим" (4 класс)

Скачать материал

Авторы: Пискунова Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 36           

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Технологическая карта изучения темы

 «Для чего и как мы дышим»

Тема

«Для чего и как мы дышим»

Цели

- познакомить с органами дыхания человека;

- познакомить с процессом дыхания и его ролью для организма;

- развивать  умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;                                                                                                                                                                                                                        - воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе

Основные понятия

носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Межпредметные связи

литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

- основные

 

 

 

- дополнительные

 

- учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Москва: Баласс, 2015.- 30 с. (ч. 2);

- рабочая тетрадь к учебнику Вахрушев А.А.  Окружающий мир: 4 класс, часть 1 («Человек и природа»). Москва: Баласс, 2015. - 11 с.

- презентация;

- плакат с органами дыхания;

- видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание»;

- цифровой микроскоп;

- натуральный препарат «ткань лёгкого»;

- модель органов дыхания из прозрачных пластиковых бутылок и гибких трубочек (для опыта);

- видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы»;

- портновский сантиметр (на пару учащихся);

- секундомеры (на пару учащихся);

- поролоновые губки;

- электронные ресурсы:  http://mirgif.com/predmety/animaciya35.gif (дата обращения: 03.04.2016); http://www.kulichki.com/XpomoiAngel/skazki/img/Kamen3.jpg (дата обращения: 03.04.2016); http://www.chitalnya.ru/upload/322/24345188261941.jpg (дата обращения: 03.04.2016).

Условные обозначения

                                              

http://www.schoolplaten.com/kleurplaat-boek-dl11433.jpghttp://dev.bbguy.org/_img/microscope.gif                               

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

 

Этапы  урока

Ход урока

I.  Актуализация знаний   

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята!  В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остаётся одним из самых важных.

- Как вы думаете, что такое жизнь?     (Ответы детей.)

- А что нужно человеку для жизни?    (Ответы детей).

- Человек может обойтись без пищи месяц, без воды - неделю. А без чего он не может прожить даже несколько секунд? (Без воздуха мы не можем прожить и 2 минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а индийские ныряльщики за жемчугом 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.)

П.  Формулирование темы и целей урока

- Определите тему урока.  (Для чего и как мы дышим.)

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Узнать…                                                                                                                                                      

2. Развивать…

III. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 


                 

 

 

 

http://www.schoolplaten.com/kleurplaat-boek-dl11433.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


http://dev.bbguy.org/_img/microscope.gif

 

                     

                                                       

http://www.schoolplaten.com/kleurplaat-boek-dl11433.jpg

 

                                    

- Человек рождается, делает свой первый вдох и уже не останавливается.

- Что такое дыхание? (Это вдох – выдох.)

Работа в парах.

Опыт 1. 

- Возьмите портновский сантиметр. Измерьте им грудную клетку при вдохе и выдохе.

- Что происходит при вдохе и выдохе? (Изменяется объём грудной клетки.)

Вывод: наш организм постоянно  обменивается воздухом с окружающей средой.

Работа в парах. 

Опыт 2.

- Включите секундомер и  задержите дыхание. Остановите время на секундомере, когда возникнет необходимость выдоха.

- Через  сколько секунд потребовалось сделать выдох?   (Ответы детей.)

- Почему возникает такая потребность?

- Почему человеку для жизни необходим воздух?   (Ответы детей.)

Работа в учебнике на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

- Не зря говорят о чём-то очень важном: «Нужен как воздух».

- Как воздух попадает к нам в организм?

- Как происходит процесс дыхания?

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с воздухом в организм человека. 

Видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание».

- С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена? (Кровеносной системой.)

Вывод: дыхание происходит от хорошо отлаженной и взаимосвязанной работы органов дыхания.

Работа в группах.

- Каждой группе нужно собрать материал  из научных статей, словарей  и материалов учебника об одном из органов дыхания.

1 группа. О носовой полости.

2 группа. О гортани.

3 группа.  О трахеи.

4 группа.  О бронхах.

Отчеты  групп.

(Каждая группа ставит карточку с названием органа в нужное место на плакате.)

- Все органы, о которых вы рассказали  - это проводники воздуха. Главный орган дыхания – лёгкие. В них происходит газообмен. Из них воздух кровью разносится по всему организму.

(Учитель показывает поролоновые губки.)

- Лёгкие похожи на эти губки, но только  больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков - альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ  выходит, совершая обратный путь.

- Этот парный орган дыхания на латинском  звучит как «пульмо»  Отсюда название направления медицины -  пульмонология. А по-гречески - «пневмо». Отсюда название заболевания - пневмония.

- Какой возникает вопрос?

- Почему же «лёгкие»? Откуда такое название этого органа дыхания? (Раздельщики тушь животных заметили, что орган не тонет в воде, всплывет, и назвали его «легким».)

Работа в группах.

- Рассмотрите в микроскоп «ткань лёгкого».

- Ткань лёгкого нежная, мягкая и пористая.  Её легко повредить. Особенно опасны токсины. Они разрушают клетки лёгкого.

- Рассмотрите фото с лёгкими здорового человека и лёгкими курильщика.

- Почему лёгкие курильщика почернели?   (Ответы детей).

- Перед вами модель нашей дыхательной системы. Пластиковые бутылки – это лёгкие. Две трубочки, идущие от лёгких  - бронхи. Трубочка, идущая от бронх – трахея. На примере данной модели я продемонстрирую, какой вред нашим лёгким наносит всего одна сигарета.

Видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы».

(Учитель демонстрирует почерневшие ватные диски, находившиеся под крышками бутылочек - «лёгких».)

- Что ещё может грозить органам дыхания?    (Вирусы, бактерии.)

- Почему мы чихаем и кашляем, когда  болеем?

Работа с учебником на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

 Работа  в рабочей тетради на стр. 11, № 1.

IV.  Итог урока

 

Тест "Органы  дыхания”.

Выбери букву, соответствующую правильному ответу:

1. В каком органе дыхания воздух обогревается, увлажняется и  очищается?

ж) носовая полость;

и) гортань;

о) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

а) носовая полость;

и) гортань;

м) трахея.

3. Какой орган  дыхания перекачивает  воздух?

н) трахея;

з) лёгкие;

в) бронхи;

4. Какую  функцию  выполняют  органы  дыхания?

б) очищают  кровь  от  отходов  жизнедеятельности клеток и  выводят  избыток  влаги;

т) переваривают  пищу и  обеспечивают  организм  питательными  веществами;

н) обеспечивают клетки организма  кислородом,  избавляют  от  углекислого    газа;

5. Где происходит обмен газов между кровью и воздухом?

ъ) в трахее;

ь) в альвеолах;

ы) в носовой полости

- Какое слово у вас получилось? (Жизнь.)

- На какой вопрос мы искали ответ в начале урока? (Что такое жизнь?)

- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

- Великий врач Древней Греции Гиппократ сказал: «Дышать - значит жить». 

- Будем бережно относиться к своему здоровью. Здоровому и жить здорово.

V. Рефлексия

- Закончите предложение:

·         Для меня было открытием то, что …

·         Мне показалось важным …

·         Материал урока был мне …

Домашнее задание

Учебник стр. 33 ответить на вопросы. Рабочая тетрадь стр. 11, № 2.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира "Как и для чего мы дышим" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.06.2020 124
    • DOCX 94.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самылова Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самылова Екатерина Николаевна
    Самылова Екатерина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92928
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе