-
Человек рождается, делает свой первый вдох и уже не останавливается.
- Что такое дыхание? (Это вдох – выдох.)
Работа в парах.
Опыт 1.
- Возьмите портновский сантиметр. Измерьте им грудную клетку при
вдохе и выдохе.
- Что происходит при вдохе и выдохе? (Изменяется объём
грудной клетки.)
Вывод: наш
организм постоянно обменивается воздухом с окружающей средой.
Работа
в парах.
Опыт
2.
-
Включите секундомер и задержите дыхание. Остановите время на секундомере,
когда возникнет необходимость выдоха.
-
Через сколько секунд потребовалось сделать выдох? (Ответы детей.)
-
Почему возникает такая потребность?
-
Почему человеку для жизни необходим воздух? (Ответы детей.)
Работа
в учебнике на стр. 30.
-
Проверьте наши предположения.
- Не зря говорят о чём-то очень важном: «Нужен
как воздух».
- Как воздух попадает к нам в организм?
- Как происходит процесс дыхания?
- Сегодня мы совершим небольшое
путешествие вместе с воздухом в организм человека.
Видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание».
- С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения
функции газообмена? (Кровеносной системой.)
Вывод: дыхание происходит
от хорошо отлаженной и взаимосвязанной работы органов дыхания.
Работа
в группах.
- Каждой группе нужно собрать материал из научных статей,
словарей и материалов учебника об одном из органов дыхания.
1 группа. О
носовой полости.
2 группа. О гортани.
3 группа. О трахеи.
4 группа. О бронхах.
Отчеты групп.
(Каждая группа ставит карточку с названием органа в нужное место
на плакате.)
- Все органы, о которых вы рассказали - это
проводники воздуха. Главный орган дыхания – лёгкие. В них происходит
газообмен. Из них воздух кровью разносится по всему организму.
(Учитель показывает поролоновые губки.)
- Лёгкие похожи на эти губки, но
только больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков - альвеол
и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух
наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ
выходит, совершая обратный путь.
-
Этот парный орган дыхания на латинском звучит как «пульмо» Отсюда
название направления медицины - пульмонология. А по-гречески -
«пневмо». Отсюда название заболевания - пневмония.
-
Какой возникает вопрос?
-
Почему же «лёгкие»? Откуда такое название этого органа дыхания?
(Раздельщики тушь животных заметили, что орган не тонет в воде, всплывет, и
назвали его «легким».)
Работа
в группах.
-
Рассмотрите в микроскоп «ткань лёгкого».
-
Ткань лёгкого нежная, мягкая и пористая. Её легко повредить. Особенно опасны
токсины. Они разрушают клетки лёгкого.
-
Рассмотрите фото с лёгкими здорового человека и лёгкими курильщика.
-
Почему лёгкие курильщика почернели? (Ответы детей).
-
Перед вами модель нашей дыхательной системы. Пластиковые бутылки – это
лёгкие. Две трубочки, идущие от лёгких - бронхи. Трубочка, идущая от бронх –
трахея. На примере данной модели я продемонстрирую, какой вред нашим лёгким
наносит всего одна сигарета.
Видеофрагмент
«Опыт с моделью дыхательной системы».
(Учитель
демонстрирует почерневшие ватные диски, находившиеся под крышками бутылочек -
«лёгких».)
-
Что ещё может грозить органам дыхания? (Вирусы, бактерии.)
-
Почему мы чихаем и кашляем, когда болеем?
Работа
с учебником на стр. 30.
-
Проверьте наши предположения.
Работа
в рабочей тетради на стр. 11, № 1.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.