Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока на тему "Первопечатник" (3 класс )

Конспект урока на тему "Первопечатник" (3 класс )

Скачать материал

 

 

                                                                                                Технологическая карта урока  

Дата проведения:   7.09.2017 уч. г.          

Учитель:    Трошина Светлана Васильевна 

Учебно-методическое обеспечение:   Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 ч Ч 1 / [состЛ. ФКлиманова и др.] М. :Просвещение, 2017

Учебный предмет:    литературное чтение

Класс: 3

 

 

Тема урока

Первопечатник Иван  Федоров

 

Цель урока

1.       Познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;

2.       Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.

Тип урока

открытие новых знаний

Задачи:

 

создать условия для ознакомления с жизнью Ивана Федорова; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, друкарь, напраслина;

Метапредметные: 
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения; 
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения; 
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников; 
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг
бережно относиться к книгам.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)

Задания для групповой работы и индивидуальной    проектор, компьютер, интерактивная доска

 

 

 

            Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Формы работы                                                                                         обучающихся

Деятельность   учащихся

1.. Мотивация к учебной деятельности

 

Проверяет готовность класса к работе.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

-Сегодня мне бы хотелось начать наш урок с загадки.

-А вы внимательно послушайте и назовите отгадку.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках на листочках,

Где много букв и точек( книга)     ( слайд 2)

- Как в загадке названа книга? ( страна чудес)

- И сегодня мы проведем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ:( о книге)

И нам прочтет стихотворение Евгения ( слайд3)

Книга-учитель, книга-наставница,

Книга-близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота-набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга-советчик, книга-разведчик,

Книга-активный борец и боец,

Книга-нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец

-Какими словами мы еще можем назвать книгу?

(учитель, наставница)

Такими прекрасными словами мы начинаем сегодняшний урок.

 

    Инди-ная

 

 

 

 

 

     Инди-ная

 

Подготовка класса к работе

 

 

 

 

Отгадывают загадку

Ответ детей ( страна чудес)

 

Ученик читает стихотворение

Ответы детей (учитель, наставница)

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

 

 

- С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? (Срукописными.) 

-Почему они так назывались? (Их писали от руки.)

-А Какими же они были?

Мы вспомним ответив на вопросы.

 

 

 

Фронтальный опрос (за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово)

П1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)

Е 2.Автор первой летописи? (Нестор)

Р 3. Как называют произведение письменности? (рукопись)

В 4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)

О 5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)

П 6.Что использовали для письма? (пергамент)

Е 7. Что служило орудием письма? (перья)

Ч 8.Чем обтягивали переплёт? (кожаА9.А ещё? (ткань)

Т 10.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски

Н 11.Откуда появилась «красная строка»?(от первой буквы, которую писали красным цветом)

И 12.Откуда появлялись чернила для письма? (из ржавчины, также добавляли мёд, вишнёвый клей для цвета)

К 13. О чём рассказывалось в летописях? (О событиях тех времён)

- Что за слово у нас получилось?

ПЕРВОПЕЧАТНИК

-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)

- Сформулируйте тему урока. Связав ее со словом которое у нас получилось)  (слайд 4)

-А чтобы проверить себя откройте страницу 6 и прочитайте тему урока. (Первопечатник Иван Фёдоров

 

 

- Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? 

( Нет, они напечатаны)

 

-Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

-Какую цель мы поставим на сегодняшним уроке?

 

 

 

 

 

 

 Инди-ная

 

Ответ детей

 (С рукописными.) 

Ответ детей (Их писали от руки.)

 

(за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово и прикрепляют их на доску)

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

(Ответы детей)

 

 

Ответы детей)

( Нет, они напечатаны)

 

 

Ответы детей)

Узнать о первопечатнике Иване Федоровиче.

4 Изучение нового материала.

(Первичное закрепление)

-Посмотрите, что вы видите на картинке? Стр 6

Это памятник Ивану Фёдорову. ( слайд5)

Он основал книгопечатание на Руси.

Рассказ об Иване Фёдорове

(рассказывают девочки)

 

Ответы детей (Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси)

Дети ( за ранее нашли материал) и   рассказывают  об Иване Фёдорове

5. Физ-минутка

 А теперь пора и отдохнуть

Дети выполняют задания за некоторыми учениками

Выполнение физ- минутки

6. Продолжение работы по новой теме.

Чтение текста. 

 

 

 

--А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове ( стр 7-8)

.--Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу-- недорогую, доступную, большим тиражом?

 

--Найдите в тексте незнакомые слова что-же они обозначают .-А на этот вопрос нам даст ответ Яна она заранее нашла значение этих слов

И действительно –Это (слайд 7)

Посох - длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина - ложное обвинение.

- Сейчас мы узнаем насколько внимательны мы были

Выполнив анкету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

(Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.

 

Учащиеся читают текст на с  6-8

Дети объясняют значение слов.

Ответы детей

7 Рефлексия. 

      Как звали первопечатника?          (Слайд 8)

      В каком году вышла первая книга в нашей стране?  1564

 

--Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? 

 

Ответы детей

8 Домашнее задание

- Прочитать стр.7-9 Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове(Слайд 10)

 

 

 

 

 

Рассказ

Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Москов­ском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой ано­нимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Фео­досия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма се­редины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника.) В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была осно­вана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечата­ны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570).)  Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. ) Четвертая типография Федорова ос­нована в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на сла­вянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многостволь­ную мортиру. Умер во Львове.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Первопечатник" (3 класс )"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.09.2020 323
    • DOCX 25.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Халиуллина Гульгина Раиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Халиуллина Гульгина Раиловна
    Халиуллина Гульгина Раиловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80055
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе