Модели общения педагога с воспитанниками.
Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь
педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому
педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И,
конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Почему одного педагога дети любят и принимают,
а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому
ребенку и каждому педагогу. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос.
Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей.
Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Тем не менее, отношения с воспитателем
занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не
складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является
соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка,
проявление доброты и сердечности к нему.
Психологическое восприятие и понимание
педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает
возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать
душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать
настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий
воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В
технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается
принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу
группы.
Все начинается с воспитателя, с его умения
организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу
творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и
опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на
вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с
ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и
личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для
дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель
взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать
воспитательный процесс.
В настоящее время наше общество находится на
пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка.
Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в
смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его
потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при
этом не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической
деятельности становится её субъектом. Так педагогическая деятельность из
традиционной – субъектно-объектной деятельности превращается в
субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой. В ходе
педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и
ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача
педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка
двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы
мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие
с иной культурой. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический
процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его
активностью, а не подменяет ее. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии
понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило
название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог
максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в
связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия,
предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая
деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М.
Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим
субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через со
Также в педагогике существует еще несколько
моделей общения педагога и учащихся:
- Диктаторская модель
"Монблан" выражается в
отстранённости от учащихся, которые для педагога представляют безликую
массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному
сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического
дискомфорта или полное отсутствие контакта.
- Модель"Китайская стена" выражена в слабой связи между педагогом и учениками из-за
отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания
педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к
предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
- Модель дифференцированного внимания
"Локатор" выражается в
избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определённых
детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за
неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом
обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и
нарушение взаимодействия в системе "учитель – коллектив
учеников".
- Монорефлексивная модель
"Тетерев" выражается в том, что
педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на
слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в
дискуссию. Следствием этой модели является образование логического
вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер,
поскольку участники общения изолированы друг от друга.
- Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися.
Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно
сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение
приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на
действия учащихся.
- Модель гибкого реагирования
"Робот". Общение выстраивается по
жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала,
но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние
своих учеников.
- Авторитарная модель "Я сам". Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного
поведения составляет подавление,следствием становится безынициативность
учащихся.
- Модель активного взаимодействия
"Союз" - это модель дружеского
взаимодействия и мажорного настроения.поставление его выбора и выбора
своего.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.