Конспект по
образовательной области
«Познавательное
развитие»
в подготовительной
группе дошкольного образования
Воспитатель первой
квалификационной категории
Павлова Наталья Олеговна
Тема: «Слава русской старине – слава русской стороне»
Цель: познакомить детей с русскими народными
традициями.
Задачи:
- формировать
у детей представление о русской избе, о жизни русской деревни;
- закреплять
умение образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас названиями
предметов русского быта;
- побуждать
к использованию в разговорной речи образных метких выражений малых форм
русского фольклора;
- воспитывать
интерес к русской национальной культуре, чувство любви к своей Родине.
Предварительная работа:
экскурсия
в городской краеведческий музей, прогулки по улицам города;
беседы
с детьми;
рассматривание
иллюстраций и фотоматериалов, натуральных старинных предметов;
знакомство
с народными промыслами: лепка, рисование элементов декоративной росписи;
чтение
художественной литературы, заучивание русских народных песенок, пословиц,
поговорок;
работа
с родителями по пополнению предметно-развивающей среды.
Материал и оборудование:
взрослый
и детские русские национальные костюмы;
уголок
русской избы (печь, предметы русского быта);
музыкальное
сопровождение;
заготовки
для продуктивной деятельности (картонные полоски разных цветов для
переплетения, тарелочки);
пословицы,
диалоги-шутки;
игровой
персонаж Домовёнок;
угощения
для детей;
мультимедийный
диапроектор, презентация.
ХОД
Звучит
русская народная мелодия. Воспитатель и дети в русских народных костюмах входят
в зал, и встают перед …….. доской.
Воспитатель:
Дети, как называется наша страна? ( Россия) слайд №1.
Посмотрите,
какие костюмы надеты на нас? (старинные русские костюмы).
Давайте
назовем эти вещи. ( Дети перечисляют названия вещей).
Воспитатель:
в таких красивых костюмах мы собрались сегодня здесь, чтобы поговорить о
русской старине: о том, где и как жили русские люди, чем занимались и как
отдыхали.
Слава
русской стороне!
Слава
русской старине!
И
про эту старину
Я
рассказ свой поведу,
Чтоб
вы, дети, знать могли
О
делах родной земли.
Воспитатель:
с давних времен россияне славились дружбой и богатырской силой (слайд № 2),слагали о Родине
пословицы и поговорки (дети называют).
Воспитатель:
как раньше на Руси назывался дом человека (Изба.) слайд № 3.
Воспитатель:
из чего строили избу? (из дерева, из бревен).
Воспитатель:
как называлась та часть избы, которая смотрела на дорогу? (ответ: лицо дома).
Воспитатель:
подумайте и скажите, почему дорогу перед домом стали называть улица? ( Находилась
у лица дома) слайд №4.
Воспитатель:
окна дома люди называли ласково оконца и делали для них деревянные резные
украшения. Как они назывались? (Наличники) слайд
№ 5.
Воспитатель:
почему они так назывались? (потому что находились на лице дома). Сколько
интересных слов мы вспомнили, назовем их еще раз: лицо, улица, наличники. Все
эти слова между собой родственники, потому что родились от одного слова–
лицо.
Воспитатель:
дети, как называлась самая большая комната в русской избе? (горница) слайд №6.
Воспитатель:
давайте поиграем. Представьте себе, что я хозяйка русской избы, а вы мои гости
(проводится речевая игра «Хозяйка»).
Сейчас
я приглашаю вас пройти в мою горницу (дети входят в горницу и говорят пословицы:
-хозяюшка
в дому, что оладушек в меду.
-умей
в гости звать, умей и угощать.
-что
есть в печи на стол мечи.
-много
гостей, много новостей.
Воспитатель:
присаживайтесь на скамье гости дорогие. Сядет рядком поговорим ладком. Знаете
ли вы, что в старину долгими темными вечерами, собирались люди в большой избе и
вместе работали. Давайте расскажем, что они делали (плели лапти и корзины,
пряли пряжу, шили, вышивали.).
Воспитатель:
вот и у меня для вас работа есть. Давайте вместе сделаем украшения для наших
рушников (выполняют работу).
Воспитатель:
чтобы веселее было работать, люди придумывали прибаутки и пословицы, сочиняли
и пели песни.
Ребенок
называет пословицу: где песня поется, там счастливо живется!
Воспитатель:
давайте встанем в хоровод и споем русскую народную песню: «На горе– то
калина».
Дети
исполняют хоровод и садятся на места.
Воспитатель:
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку
печка топится.
Котик
лапкой умывается,
Наша
сказка начинается.
Воспитатель
вносит игрушку Домовёнка и говорит от его имени:
Здравствуйте
ребятишки: девчонки и мальчишки!
Узнали
вы меня?
Верно,
Домовой, а зовут меня Кузьмой!
Давно
уж тут живу, а вот гостей у меня, лет сто как не бывало. Скучно мне. Раз уж
пришли так повеселите меня шутками, да прибаутками. (Дети выходят парами и
рассказывают шуточные диалоги).
Воспитатель
(от имени Домовёнка): Спасибо, развеселили вы меня. Пора мне идти печь топить,
а вы тут погостите у меня ещё немного.
«Домовёнок
уходит», но оставляет детям загадки о старинных предметах русского быта. (Воспитатель
с детьми отгадывают загадки).
«Домовёнок
возвращается» с гостинцами, благодарит детей за весёлые шутки и предлагает
попробовать угощения.
Воспитатель:
Дети, мы обязательно устроим чаепитие в группе, а сейчас нам пора заканчивать
нашу встречу. Вспомните, о чём мы сегодня говорили? ( О русской старине.)
Сейчас
давайте споём песню: «Моя Россия». слайд №7
(Дети
исполняют песню и выходят из зала.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.