+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Волшебница Осень»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формировать у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе; о подготовке диких животных (белки, ежа, зайца, волка, лисы, медведя) к зиме.

2. Учить детей различать по листьям деревья разных пород (клён, дуб, берёза, рябина); разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.

3. Закреплять правила поведения в лесу; знания детей о названиях деревьев, плодах рябины, ели, сосны, дуба; обогащать словарный запас.

Развивающие:

1. Развивать внимание, связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих; воображение, логическое мышление, выразительные движения, творческие способности, групповую сплочённость, познавательную активность.

Воспитательные:

1.Помочь детям насладиться красотой времени года - осень, развивать способность радоваться и удивляться многоцветностью окружающего мира. Воспитывать любовь к окружающему (деревьям, диким животным).

2. Формировать стремление к дальнейшему накоплению знаний.

3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

игровой (персонажи Сорока и Белочка, сюрпризный момент), наглядный (картинки, листья деревьев, шишки, желуди, гроздья рябины), словесный (беседа, использование художественного слова – загадки, стихи, вопросы поискового характера)

Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.

Материал:

Письмо; картинки «Правила поведения в лесу»; магнитофон, аудиозаписи звуков леса; листья клёна, дуба, берёзы, рябины; картинки с изображением деревьев ели, сосны, дуба, берёзы, клёна, рябины; корзинка с мешочками шишек, желудей, гроздьев ягод рябины; картинки с изображением диких животных ежа, зайца, волка, лисы, медведя; две корзинки с печёными орешками, грибочками; силуэты деревьев дуба, клёна, берёзы, рябины; клей, кисти, клеёнки, салфетки.

Предварительная работа: Беседы, чтение художественных произведений об осенней природе, о жизни диких животных осенью; рассматривание иллюстраций, картин с изображением деревьев, диких животных; наблюдения за деревьями разных пород; рассматривание листьев; игры по экологическому воспитанию, беседы о правилах поведения в лесу; разучивание стихотворений о природе; прогулки, экскурсии в осенний парк.

Ход НОД:

Сорока: Телеграмма, телеграмма! Я принесла вам телеграмму! Телеграмма, телеграмма! (Отдаёт телеграмму, улетает.)

Воспитатель: Ну, сорока - стрекотунья! Принесла телеграмму и улетела, а от кого не сказала. Сейчас я прочитаю, кто же нам телеграмму прислал? (читает телеграмму):

«Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу, у меня много друзей, но я очень хочу познакомиться с вами и подружиться, поэтому

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключения

Вам, ребята, не найти!..

А кто я, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

Воспитатель: Кто же это, ребята? (Белочка).

- Правильно, это белочка, она приглашает нас в гости. Вы хотите отправиться к ней в гости? (Да).

- А почему белочка написала, что приглашает нас в лес осенний?

- Какое сейчас время года? (Сейчас осень). Правильно, сейчас осень.

- По каким признакам вы догадались, что сейчас осень? (Солнце греет меньше; стало холоднее; люди стали одеваться теплее; небо стало серое, хмурое, часто идут дожди; деревья сбрасывают пожелтевшие листочки; насекомые спрятались; птицы улетели на юг.)

- Молодцы, ребята, вы знаете приметы осени, но прежде, чем отправиться в лес, в гости к белочке, проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу:

- Какое самое главное правило поведения в лесу вы знаете?

(Не шуми в лесу, не пугай животных).

- Какое правило изображено на этой картинке?

(Не лови диких животных, не уноси к себе домой, их дом в лесу).

- Какое правило изображено на этой картинке?

(Не оставляй мусор в лесу, животные могут пораниться; если все будут бросать мусор, в лесу будет грязно и нам негде будет отдыхать, дышать чистым воздухом).

- Какое правило изображено на этой картинке?

(Не оставляй в лесу зажжённый костёр, случится пожар, погибнут животные).

- Правильно, ребята, ведь мы собираемся не домой, а в гости к лесным обитателям, в их большой природный дом, а как нужно вести себя в гостях? (Тихо, соблюдать тишину). Вы хотите, чтобы наша Земля была красивой планетой? А как можно сохранить красоту на Земле? (Сажать деревья, цветы, убирать мусор, ходить по тропинкам). Молодцы, ребята, правила поведения в лесу вы тоже знаете, значит можно отправляться в путь. А чтобы нам попасть в осенний лес, представьте себе, что вы листочки. Подул ветер, и вы закачались.

Физминутка. Осенние листочки закружились,

Весёлый ветер закружил над ними,

Весело они летели и на землю сели.

(Дети кружатся под музыку).

Воспитатель. Вот мы и попали в осенний лес! Как здесь красиво! Какие деревья нарядные! Ой, посмотрите, как много опавших листочков. Как красиво!

- А какого они цвета? Знаете ли вы, кто так красиво раскрасил листья? Правильно, это Осень. Выберете себе самый красивый листок. Интересно, а с каких деревьев они упали? Алина, какой лист ты себе выбрала? (Это рябиновый лист, он упал с рябины). Покажи нам рябину, Алина. Ребята, которые выбрали рябиновые листья, поднимите их вверх и покружитесь. ( Дети поднимают листья и кружатся).

- А какой лист больше всего понравился Владику? (Это дубовый листок, он упал с дуба, он зелёного и жёлтого цвета, у него нет острых уголков). Ребята поднимите вверх дубовые листья, покружитесь.

- А какой лист в руках у Арины? (Это кленовый лист, он упал с клёна. Эти листья жёлтого, красного, зелёного цвета, они очень красивые, резные).

Правильно, Арина, покажи нам клён на картинке.

Воспитатель. Молодец, а мне, ребята, больше всех понравился берёзовый листочек. С какого дерева он упал? Кто найдёт берёзу на картинке? Поднимите, у кого такие же листочки, покружитесь.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это? (Это корзинка). Давайте положим в неё листочки и заберём их в детский сад. А здесь внутри что-то есть. Здесь мешочки, да не простые, в них что-то лежит. (Достаю загадку). Ребята, здесь загадка, хотите отгадать? Слушайте внимательно:

«На сосне семян кубышка,

Что же это? Это … (шишка)».

Воспитатель. Правильно, сейчас я загляну в мешочек, ой как их здесь много и они все разные, посмотрите. Как вы думаете, с каких они деревьев? (с ели, сосны, значит это еловые и сосновые шишки). Покажите на картинке ель, сосну. Молодцы, посмотрим, что у нас в следующем мешочке. Здесь тоже загадка:

«В этот гладкий коробке

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета».

Воспитатель. Что это такое? Правильно, а на каком дереве растёт жёлудь? (Жёлудь растёт на дубе). Молодцы, ребята, жёлуди и шишки – это плоды деревьев, а теперь посмотрим, про какой плод следующая загадка:

«Ягоды – не сладость,

Зато глазу радость.

И садам украшенье,

А друзьям – угощенье».

(Если дети не смогут отгадать, достаю из мешочка гроздь рябины, дети отгадывают). Воспитатель. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Как вы думаете, кто нам их здесь оставил? (Ответы детей, заходит белочка).

Белочка: Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы пришли ко мне в гости!

Дети: Здравствуй, белочка!

Воспитатель: Белочка, это ты нам приготовила загадки с отгадками? А зачем?

Белочка: Да, сейчас расскажу. Я – белочка проворный зверёк. Весной и летом моя шубка рыжевато-золотистая, а к зиме мой мех становится серебристо-серым, густым и тёплым. Я – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета и осенью я делаю запасы: наполняю свои кладовые спелыми орехами, желудями и шишками. Ещё я очень люблю грибы. Я их сначала нанизываю на голые сучки и только, когда они высохнут, отношу их в кладовую. Недаром в народе меня называют хлопотуньей».

Воспитатель: Ребята, почему белочку называют хлопотуньей? (Белка хорошая хозяйка, делает запасы). Какие запасы делает белочка на зиму?

- Как меняется беличий наряд к зиме?

Белочка: Молодцы, ребята, а теперь я хочу с вами поиграть.

Воспитатель: Белочка, а мы знаем про тебя игру, хочешь, мы тебе её покажем?

Физминутка:

Белка прыгала, скакала ------------ дети прыгают на месте

К зиме кладовки заполняла ------------ наклоны, как будто что-то собирают

Здесь – орешки, ------------ поворот вправо

Тут грибочек ------------ поворот влево

Для сыночков и для дочек ------------ дети шагают на месте.

Белочка: Мне понравилась ваша игра. Ребята, а знаете ли вы, какие ещё звери живут со мной в лесу? (Ежи, зайцы, волки, лисы, медведи). Да, а как нас всех вместе можно назвать? (Дикие животные). Правильно, давайте присядем на полянку, и вы мне расскажете, чем заняты дикие животные осенью. (Дети садятся на полянку).

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это там спрятался? Отгадайте:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной»… (Ёжик).

- Правильно, здесь живёт ёжик, он готовится к спячке, ищет себе под деревом укромный уголочек в листочках, но мы его не будем будить, пусть спит. Ребята, расскажите белочке, как готовится к зиме заяц? (Он меняет серую шубку на белую). А зачем заяц меняет шубку? (Заяц прячется от волка и лисы. В белой шубке его не видно на белом снегу). А как готовятся к зиме волк и лиса? (Они тоже меняют летнюю шубку на зимнюю). Правильно, молодцы, а как же готовится к зиме медведь? (Медведь нагуливает жир, он ест грибы, ягоды, рыбу, жуков). А зачем ему надо нагуливать жир? (Потому что он зимой будет спать в берлоге и сосать свою лапу).

Белочка: Какие вы молодцы, ребята, как много вы про нас, зверей, знаете. Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. А теперь давайте прощаться, вот вам на дорожку лесные угощения – грибочки и орешки. До свидания!

Дети: До свидания, белочка! Спасибо тебе!

Воспитатель: Хорошо в лесу! Но нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам туда попасть, мы опять превратимся в листочки.

Осенние листочки закружились,

Весёлый ветер закружил над ними,

Весело они летели и на землю сели.

(Дети кружатся под музыку).

Воспитатель. Вот, ребята, мы опять с вами в группе. Вам понравился осенний лес? Тогда я предлагаю вам сейчас всем вместе сделать свой осенний лес из листочков, которые мы с вами нарисовали раньше. Давайте подойдём к столу и приклеим листочки на веточки каждый к своему дереву, но сначала разогреем ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Если пальчики грустят

Доброты они хотят, (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут

Их обидел кто-то, значит, (трясём кистями)

Наши пальцы пожалеем

Добротой своей согреем, («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмём, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем, (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, (скрестить пальцы, ладони прижать)

Поиграют пусть немножко, (пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке.)

(Самостоятельная работа детей. Помощь при затруднении).

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня постарались. Теперь мы будем смотреть на этот осенний лес и вспоминать нашу интересную замечательную прогулку.

- А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей).

- А теперь давайте попробуем угощение белочки.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
21
Номер материала
9456
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.