Конспект
непосредственной образовательной деятельности в группе детей старшего
дошкольного возраста №6
«Зимние
напевы»
Технология
–эксперимент, нетрадиционная техника рисования
(Набрызги)
Цель: создание условий для ознакомления
детей с новым способом изображения снега – «набрызги».
Образовательные задачи:
- создать условия для формирования у детей
умения самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний
план пейзажа;
- способствовать обогащению речи детей
эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития
воображения, зрительного восприятия;
- создать условия для развития речи –
обогащения словарного запаса новыми словами (таинственный, загадочный,
хрустальный, бахрома, очарован, опутан, окован и т.д.)
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на
художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом
восприятия зимней природы;
- помочь почувствовать красоту зимней
природы посредством музыки, живописи, поэзии;
- воспитывать любовь к природе родного
края.
Предварительная работа:
- Наблюдение за зимней природой во время
прогулок;
- Чтение и разучивание стихов о зиме;
- Рассматривание репродукций картин,
иллюстраций о зиме;
- Прослушивание музыкальных произведений
на зимнюю тему (С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Вивальди);
- Просмотр видеоматериалов «Зимняя
природа»;
- Беседа на тему: «Какого цвета зима?»;
- Подготовка небесного фона для
предстоящей работы.
Материалы и оборудование: репродукции с
зимними пейзажами; альбомные листы с готовым фоном, набор гуашевых красок;
кисти по количеству детей; стаканчики с водой; зубные щётки по количеству
детей; карандаши (палочки); салфетки и фартуки по количеству детей.
Место проведения: групповое помещение
Время: январь, первая половина дня
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
ХОД
Дети играют в группе, звучит музыкальная
пьеса С. Прокофьева «Утро».
Воспитатель: Ребята, слышите какое
волшебство, какая красивая музыка! Давайте присядем на ковёр и я вам прочитаю
стихотворение А.С.Пушкина, а вы попробуйте закрыть глазки и представить какое
это время года:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель: Какое время года вы
представили? Как вы думаете, как называется стихотворение?
Дети отвечают на вопросы, придумывая
названия стихотворению.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы почти
угадали. Стихотворение называется «Волшебница-Зима». А какую музыку мы с вами
прослушали? Как она звучала?
Дети отвечают на вопросы, описывая
характер музыки, воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: Музыка звучала таинственно,
загадочно и я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину.
Скажите, пожалуйста, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети отвечают (в поле, в парке, в лесу, на
снежной дороге и т.д.)
Воспитатель: Что-то холодом повеяло. Да
это же промчалась Зимушка-Зима в своё Снежное царство. Хотите полететь вслед за
ней?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Для этого нужно надеть
шапки-невидимки и сказать волшебные слова:
Тар-бары, растабары
Елки-палки, каламбей,
Шуры-муры, шары-вары,
Самба-мамба, милки-вей.
Дети изображают, как они надевают
шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за
волшебницей Зимой в её снежное царство. В это время педагог ставит на мольберт
репродукцию картины с зимним пейзажем.
Воспитатель: Вот мы и в гостях у
Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Как вы
думаете, куда мы попали?
Дети: в волшебный лес, в зимний лес, в
зимнее царство….
Воспитатель: Да, мы с вами попали в
сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон.
Звучит отрывок из пьесы П.Чайковского «На
тройке». Дети слушают музыку.
Воспитатель: Ребята, что за звуки вы
услышали?
Дети: колокольчики, бубенчики.
Воспитатель: Подумайте и скажите, у кого в
царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок,
который вначале еле слышен где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как
будто опускается на землю?
Дети: у снежинок.
Воспитатель: Снежинки – служанки
Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными
лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным
покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима»,
1-я часть) педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г
.Скребицкого о волшебстве зимы:
«Растянула Зима по небу тучи и стала
покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом
покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в
больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам
– то тут, то там свою волшебную картину исправит… Заглянула Зима в лес. «Уж
его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые
снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые
варежки на ветки надела… А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да
молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку,
что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На
концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла
виднеются…
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше
не нарисуешь!».
Воспитатель: Ребята, представили вы, какую
картину нарисовала Зима? Что вам представилось?
Дети отвечают на вопросы и делятся
впечатлениями с воспитателем.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте
погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка
Слова
|
Движения детей
|
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Мы вот спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
Красота здесь и покой,
Ну а нам пора домой!
|
Ходьба на месте
Разводят руки в стороны.
Руку отводят в указанную сторону и
смотрят на неё.
Отводят руку и прослеживают взглядом.
Движение «фонарики» и смотрят вверх.
Кружась, приседают.
Прыжки.
Имитируют «волчью» походку.
Приседают, прячась.
Имитируют сон.
Имитируют полет птиц.
Разводят руки в стороны.
Дети садятся за столы.
|
Столы приготовлены для рисования.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Что
мы сегодня будем рисовать?
Дети: зиму, зимний лес, зимнюю картину…
Воспитатель: правильно! Сегодня мы с вами
нарисуем зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее.
Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в
наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета,
особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе все искрится и
переливается разноцветными огоньками. Это отражается в стихотворении И.Бунина
«Первый снег»:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса...
Воспитатель: Ребята, подумайте, какие
деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале
лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые
ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом те, которые будут казаться
намного меньше, так как они далеко.
Дети рисуют, педагог в процессе работы
помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в
рисунок интересных дополнений – птиц, животных, ягод рябины на ветках. После
того, как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, в основном, вы уже
закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется,
что в рисунке чего-то не хватает. А вам как кажется?
Ответы детей.
Воспитатель: Например, моему рисунку не
хватает, падающего снега. Деревья зимой должны быть покрыты снегом. Давайте
вызовем снежную бурю заклинанием:
Заклинание зимы (отрывок)
… Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
М.
Пожарова
Физкультминутка
Слова
|
Движения детей
|
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
|
Дети подставляют ладошки снежинкам
Дети «ловят» снежинки хлопками
Потягивания – руки в стороны
Руки двигаются из стороны в сторону
Ходьба на месте, высоко поднимая колени.
Прыжки на месте
Ходьба на месте.
Дети садятся на места.
|
Педагог предлагает изобразить падающий
снег способом «набрызгов», при помощи зубной щётки: направив щётку на лист
бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в
этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После выполнения
данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху
веточки деревьев, кустарников «снегом».
Воспитатель: Ребята, у вас получились
чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне хотелось бы вам предложить
вспомнить стихотворения о зиме.
Дети рассказывают стихотворения о зиме.
Воспитатель: Я тоже хочу вам прочитать
стихотворения Ф.Тютчева
(Под музыку П.Чайковского 1-я симфония,
2-я часть) педагог читает стихотворение:
Чародейкою-Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Воспитатель: Ребята, сегодня вы все
молодцы. Что мы сегодня с вами нарисовали? Чем же так хороши ваши пейзажи?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: У вас получилась настоящая
зимняя сказка!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.