Конспект мастер-класса «В
гостях у Марьи-Искусницы»
Цель:
развивать интерес к изготовлению кукол - мартиничек и использованию их в
детской деятельности.
Интеграция образовательных
областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, музыка.
Задачи:
1. Формировать
представление детей о русских обрядовых куклах, истории их возникновения, видах
кукол;
2. Воспитывать интерес к
русской народной кукле, к культуре своего народа
3. Воспитывать бережное
отношение к игрушкам и куклам.
4. Учить изготавливать
куклу - мартиничку из ниток самостоятельно, развивать мелкую моторику рук
5. Создавать условия для
творческого самовыражения детей.
Предварительная работа:
- Знакомство с русскими
народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.
- Рассматривание
иллюстраций с изображением русских народных кукол.
- Беседы:«О куклах»,
«Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».
- Занятия по ручному труду
Изготовление кукол:
«Пеленашка», «Столбушка»,
- Чтение художественной
литературы
Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная»
Форма организации
образовательной деятельности - Творческая мастерская .
Форма организации детей –
подгрупповая.
Оборудование: Сундучок с
куклами, русские народные песни для музыкального сопровождения, технологические
карты способов выполнения мартиничек, клубки красных и белых ниток, ножницы,
картон 10 X 5 cм.
Методы и приемы:
Наглядный, обследования,
словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический
(самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята,давайте
поздороваемся с гостями.
(раздаётся звук смс) Ой ,
кажется у нас видеозвонок.
(на экране появляется
М.И.)
В: Ребята, кто же это?
(ответы детей)
В: Правильно, это героиня
многих русских народных сказок-Марья-Искусница.
М.И.(слайд)
Солнце красное встаёт,
спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары:
продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани,
бусы, ленты… – разные
товары.
Покупают люди сушки,
а на дивную игрушку
смотрят долго, не спеша!
До чего же хороша!
Ой, вы, гости дорогие! У
нас игрушки непростые
– веселы и ярки, примите
их в подарки!
В: Ребята, кто же это?
(ответы детей)
Воспитатель достаёт
сундучок, в котором находятся куклы.
Ребята, посмотрите, что
передала нам М.И. Что это?
(Рассказ о куклах детьми)
Дети берут куклу и рассказывают.
- Эта кукла образ замужней
женщины- мамы.
Такую куклу изготавливали
из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. После же рождения
ребёнка эта кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда
ребенок подрастал, её отдавали ему играть. (Вепская кукла).
- Эта кукла была призвана
способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола
материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала
и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились,
а дома всегда был порядок и достаток. (Десятиручка)
- Чтобы воздух в избе был
чистый, изготавливали эту полезную куколку. Мешочек-юбку набивали душистыми
успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.
Обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, или наполняли
лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах
отгонял от него духов болезни. (Кубышка-Травница)
- Сев гречихи
сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам
земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка,
сшитого в виде небольшой куколки. После уборочной страды куклу-мешочек вновь
наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до
следующего сева в красном углу избы. (Крупеничка)
Кукла закрутка или
пеленашка. Это традиционная славянская кукла. Её подкладывали младенцу в
колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла
оберегала ребёнка от опасности. Только после крещения куклу убирали из
колыбели.
А что-же это за кукла? (Слайды)
Это мартиничка ,они делались
в марте, ими «закликали» весну. Их вяжут парами: из белых ниток — символ
уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к
одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях
деревьев для того чтобы ими играл ветер. (Мартинички)
- Ребята, вам понравились
эти куколки?
-А вы хотели бы иметь
таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а
вот изготавливать их своими руками мы можем научиться.
Посмотрите(слайды), для
изготовления талисмана понадобится всего ничего: ножницы, пряжа, и картон на
который мы будем наматывать пряжу.
1. Наматываем два моточка:
один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди.
Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.
2. Перевязываем моточки
для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с
картонки.
3. Моточки для туловища
разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.
Чуть ниже формируем шею.
Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.
4. Моточек, из которого
получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить
ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки
разрезаю и подстригаю.
5. Пучок ниток ниже шеи
делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию
куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно
перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.
Получается такая вот
кисточка с ручками:
Остается только подровнять
юбочку и ручки, и девушка-мартиничка готова.
Самостоятельная
деятельность:
А сейчас проходите в нашу
мастерскую и займите свои места,
Вспомним правила обращения
с ножницами.
С ножницами нужно
обращаться очень осторожно, не размахивать ими, после работы ножницы убирают в
подставки. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.
Но для начала
сделаем зарядку для наших пальчиков. Рефлексия пальчикова игра. Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и
плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает
ее)
А сейчас
приступаем к изготовлению мартиничек. Красную куколку – символ тепла и красного
солнышка, я подарю каждому из вас, а белые куколки – символ зимы, вы сделаете
сами. Мы с вами будем закликать зиму и снежок.
Вот мы и сделали своими
руками мартинички.
Ребята слышите какая
весёлая музыка, пойдёмте в хоровод.
Мы их давайте повяжем на
веточку и попросим ветерок чтобы он быстрее позвал зиму и принес снег и мороз. И
скажем такие слова.
Ветер-ветерок, прилети к
нам, принеси нам, Зимушку морозную и снежную.
Большое спасибо за ваши
умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! А теперь нам пора
возвращаться домой. Скажем нашим гостям до свиданья.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.