МБОУ
Михневская НОШ
|
Общение без
конфликтов
|
Классный
час в 2 г классе в рамках муниципальной акции «Правовой марафон»,
приуроченной к Международному дню прав человека
|
Плисова
Светлана Викторовна
2018
г.
|
Классный
час «Общение без конфликтов»
Цели:
Познакомить воспитанников с понятием конфликт и конфликтная ситуация.
Задачи: 1)Формировать
представления о различных вариантах человеческого общения.
2) Развивать логическое мышление через
умение делать умозаключения, выводы и обобщения.
3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим
людям.
Наглядность и оборудование: записи ;
карточки со
словами;
«подарки» с
пожеланиями
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I . Организационный
момент:
- проверка готовности класса к мероприятию
-- Прозвенел звонок и наш классный час начинается. Я улыбнулась
вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть
зимнего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.
II .
Сообщение темы и целей мероприятия.
Ребята, прежде чем сообщить вам тему сегодняшнего
классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева
«Яблоко».
«Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое
яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит,
сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко
сорвала, но не удержала. Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его
поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику
на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит:
«Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…
-Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями
сказки?
(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)
Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести
разговор?
Составьте слово из «рассыпанных» букв.
(На слайде дана тема классного
часа)
Тема нашего классного часа – конфликты. Конфликт – это
неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему, возникающих и
назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот
вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной, как
классным руководителем. И сегодня мы постараемся найти пути мирного
разрешения конфликта и восстановление дружеских взаимоотношений.
III . Основная часть.
1.Вступительное слово.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и
друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без
конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы
сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же лучше, если вы не
будете участниками конфликта.
- Какое определение вы могли бы дать понятию конфликт?
(Учащиеся высказывают своё мнение.)
А вот какое определение дается в толковом словаре:
Конфликт – это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
Действительно, слово «конфликт» в переводе с латинского
означает «столкновение». Имеется в виду столкновение противоположных людей,
интересов, понятий. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Причины
конфликта могут быть самые разные: неспособность понять другого человека,
нетерпимость к мнениям других, эгоизм, расхождение мнений и желаний.
Попробуйте назвать некоторые ассоциации, воспоминания,
связанные со словом «конфликт».
(Ученики называют свои ассоциации : слезы, раздражение,
обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в
дневнике, вызов родителей в школу)
-Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете
привести примеры?
- С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?
- Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?
2. Статистика
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и
взаимными обидами. В каждом из вас бьёт ключ жизненных противоречий.
Вам свойственно не совсем соглашаться, не всё принимать, быть чем-то
неудовлетворёнными. В нашем классе тоже иногда происходят конфликты.
Среди вас я провела опрос с одним вопросом: « Назовите причины
конфликта , возникающих у нас в классе» с вариантами ответов :
×
плохого поведения
учащихся;
×
низкой успеваемости;
×
внешнего вида;
×
опозданий на уроки;
×
из-за плохого характера
некоторых одноклассников.
64% - считают, что конфликт происходит из-за плохого
поведения учащихся.
27% - считают, что конфликт происходит из-за плохого
характера некоторых одноклассников.
9% - считает, что конфликты в нашем классе происходят
из-за опозданий на урок.
- Скажите, а нужны ли конфликты?
(Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам,
дракам)
- В чём же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут
последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из
рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются
нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие
конфликты.
- А можно ли избежать конфликт, зная его причины?
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье,
сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни,
конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество
способов.
Доброжелательность. Стремление
человека быть открытым другим людям. Это свойство сильного и
благородного человека.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность. Деликатное
внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание
и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость
или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Улыбка.
Разговор по существу. Притча «Прежде, чем что-либо сказать - подумай трижды».
Один
человек пришел к Сократу и спросил:
-
А знаешь что мне сказал о тебе твой друг?
-
Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать,
через три сита.
-
Три сита?
-
Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через
сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
-
Нет. Просто я слышал...
-
Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через
второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
-
Нет! Напротив!
-
Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но
даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж
необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
-
Нет, в этом нет необходимости.
-
Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни
пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?...
Поиск компромисса.
Компромисс – это взаимные уступки обеих сторон. К Механизм действия этого
способа: «прежде, чем что-либо получить, нужно чем-то поступиться». Умение идти
на взаимные уступки – очень важное умение.
Способность признать свою ошибку.
Умение слушать и слышать друг друга
Быть справедливым.
IV. Закрепление материала.
1.Работа в группах.
1. Обсуждение высказываний. (Методика «Верно – неверно – спорно»)
А теперь я предлагаю вам поработать в группах.
У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю
вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)
Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3
определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО. В течение 2-х минут вы должны обсудить
это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему.
Обоснуйте своё мнение.
1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту
любыми
способами.
2. – Конфликт всегда можно предотвратить.
3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного
воспитания человека.
4. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.
5. – В споре рождается истина.
6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
7. – Ничего не делай во гневе!
2. Упражнение «Шире круг».
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по
порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из
вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы
найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что
скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и
т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Примеры
пожеланий:
1.
Любую проблему можно решить.
2. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя
помощь.
5. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
6. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
7. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
8. Уважай чувства других людей.
9. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
10. Не сердись, улыбнись.
11.
Начни свой день с улыбки.
После того как все
нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то,
что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
IV. Подведение итогов.
А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о классном
часе. Я прошу вас закончить предложения.
Сегодня я узнал (-а), что…
Сегодня я научился (-лась) …
На классном часе мне понравилось …
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный
человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя
различные способы: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит,
в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе своей позиции,
нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы
получили в ходе сегодняшнего часа общения.
И в завершение мне хотелось бы прочесть вам
стихотворение восточного поэта :
- Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно
Зло, излучённое тобой
К тебе вернётся непременно.
Омар Хайям
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.