Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект интегрированного урока по чтению и логопедии на тему "Дифференциация звуков Д-Т". ( 1 класс)

Конспект интегрированного урока по чтению и логопедии на тему "Дифференциация звуков Д-Т". ( 1 класс)

Скачать материал

Министерство образования РФ

Главное Управление образования администрации Челябинской области.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 52» города Магнитогорска

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый интегрированный урок по чтению и логопедии.

«Дифференциация звуков  Д — Т.»

 

 

 

Учитель: Данченко В. Г.

Учитель-логопед: Корнеева Ю.А.

 

 

Магнитогорск 2020

Интегрированный урок по чтению и логопедии

Технологическая карта урока

 

Предмет        Чтение                                                                                                                                                                               класс_____1_____

Учитель: Данченко Валентина Георгиевна

Учитель-логопед: Корнеева Юлия Александровна                                                                  школа: МОУ «С (К) ОШИ № 52» г. Магнитогорска

Тема урока

Дифференциация звуков Д-Т

Тип урока: Изучение нового материала

Целевые установки урока

(для учителя)

Личностные:

-воспитание положительного настроя к уроку;

-развитие мотивов учебной деятельности;

 развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

-развитие умения работать в группах, умения выслушать других;

-развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-повторение ранее изученного материала;

-введение нового материала;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие устной речи через составление  предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря;

-развитие навыка выразительного чтения.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

-развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-уточнение характеристики звуков [Д] и [Т];

-закрепление умения различать звуки [Д]-[Т] на слух, в слогах и словах;

-развитие умения соотносить звуки [Д]-[Т] с буквами Д и Т;

-развитие устной речи через составление предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря;

-развитие навыка чтения слогов, слов с буквами, обозначающими данные звуки;

-развитие навыка интонирования двусложных слов с ориентацией на схему, дополнения предложений словами по картинкам, понижения голоса в конце предложения перед точкой.

-развитие внимания к чтению одноклассников, к их ответам;

-преодоление речевой замкнутости отдельных учеников;

-развитие мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

-выполнение учебных действий в речевой и умственной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-обобщение понятий;

-формулировка собственного мнения;

-использование речи для регуляции своего действия;

-адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

-оформленная доска;

-букварь для учащихся Специальных Коррекционных Образовательных учреждений для 1 класса.

Дидактический материал: картинки, зеркала, большие карточки с буквами Д и Т, квадраты-символы звуков.

ЦОР

-презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора.

Ход урока

Этап урока: Организационный момент. Приветствие. (Проводит учитель)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте!

-Тихонечко садитесь, и начинаем работать.

-Скажите, к какому уроку мы приготовились?

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы.

 

-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-мотивационная основа учебной деятельности.

Этап урока: Артикуляционная гимнастика. (Проводит логопед)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

В начале урока мы должны подготовить наш язычок и губки к работе, чтобы красиво говорить. Для этого мы выполним упражнения.

«Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.

«Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10.

 «Качели». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние.

«Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.

 «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Парус». Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 - 10 секунд (под счет от одного до десяти).

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом.

Что мы с вами сейчас делали?

Повторение движений за учителем.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Повторение. Название темы урока. (Проводит логопед)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций.

Посмотрите на слайд, что там изображено?

У вас на столах тоже лежат картинки, на которых изображены дыня и тыква. Вам нужно под картинкой сделать схему слова. Как мы это делаем? Правильно, прямой линией.

Назовите, какой первый звук в слове Дыня?

Какой первый звук в слове Тыква?

Обозначьте квадратиками на схеме первый звук каждого слова.

Еще раз скажите, какие первые звуки в этих словах. Вот с этими звуками, ребята, мы сегодня будем работать и играть.

Сначала, нужно вспомнить, что происходит с нашими губами, язычком, зубами, когда мы произносим эти звуки.

[Т], [Д] — губы и зубы разомкнуты. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Язык широко распластан, кончик поднимается и соединяется с верхними резцами.

Отличаются эти звуки только тем что, когда мы произносим звук [Д], наше горлышко, дрожит, а когда мы произносим звук [Т], горлышко не дрожит.

Давайте вспомним, какие они эти звуки гласные или согласные.

Начнем со звука [Д]. Какой он?

Правильно согласный, потому что он не тянется и не поется и когда мы его произносим, образуется преграда в виде наших зубов.

Звук [Д] глухой или звонкий? Правильно, он звонкий потому что, когда мы его произносим, наши голосовые связки вибрируют. Можно положить ладонь на горлышко и почувствовать.

Звук [Т] какой? Гласный или согласный? Правильно, согласный, потому что он не тянется и не поется и когда мы его произносим, образуется преграда в виде наших зубов.

Звук [Т] глухой или звонкий? Правильно, он глухой потому что, когда мы его произносим, наши голосовые связки не вибрируют. Можно положить ладонь на горлышко и почувствовать.

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

 

Теперь поиграем с «Городком букв». Найдите в городке буквы, которые обозначают звуки [Д] и [Т].

 

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

 

Игра на развитие фонематического восприятия «Раз, два, три - без ошибок повтори».

Повторяйте за мной слоги.

да-да-да, до-до-до, ту-ту-ту, ты-ты-ты, ди-ди-ди, та-та-та.

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

На картинках нарисованы дыня и тыква.

Под картинкой рисуют схему слова прямой линией.

 

 

Выкладывают нужные квадраты под первыми буквами слов.

 

В этих словах первые звуки [Д] и [Т].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [Д] согласный.

 

 

 

Звук [Д] звонкий.

Кладут ладонь на горло и проверяют, как горлышко «дрожит».

Звук [Т] согласный.

 

 

                                        

Звук [Т] глухой. Кладут ладонь на горло и проверяют, что горлышко не «дрожит».

Мы давали характеристику звукам.

 

Дети выходят к доске и на магнитном поле находят нужные буквы.

Мы искали буквы Д и Т.

 

Дети повторяют слоги сначала хором, потом индивидуально.

 

 

 

Мы повторяли на слух слоги.

-построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте;

-построение речевого высказывания в устной форме.

Этап урока: Физкультурная минутка. (Проводит логопед)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Веселая физкультурная минутка, реализуемая с помощью презентации.

Дети повторяют движения.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Работа над новым материалом. (Проводит учитель)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает "открытие" детьми нового знания;

 -усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях.

Работа со страницей букваря.

Рассмотрите картинку с изображением нашего знакомого мальчика Вовы. Что он предлагает выполнить? Вова предлагает прочитать слоги, слова, предложения с буквами Д и Т. Прочитаем сначала слоги.

Да-та

Ду-ту

До-то

Ды-ты

Ди-ти

Теперь прочитаем слова.

Дам-там, дом-том, Ди-ма-Ти-ма, во-да, ва-та, прутик-прудик.

 

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

 

Учитель объясняет значение слов прутик и прудик.

Составим по памяти у доски слова Дом-том. Соотнесите слова с предметами  (слайд презентации). Объясните значение этих слов. Том-книга. Дом-здание.

Ребята, посмотрите на картинке в букваре. Что там изображено? Что в руках у детей?

Как назвать одним словом то, что они нарисовали?

 

Тыква, помидоры и дыня-это…

Послушайте рассказ «Мы рисовали» и после чтения назовите имена детей.

Мы рисовали.

Дина нарисовала тыкву. У Томы помидоры. Толик нарисовал дыни. Найди Дину, Тому, Толика.

Ребята, прочитайте про себя этот рассказ.

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

Ответы на вопросы учителя.

 

 

 

Дети читают слоги сначала вертикально в столбик, потом горизонтально.

 

 

 

 

Дети читают слова из книги.

 

 

 

Мы читали слоги и слова.

 

Составляют на доске предложенные слова.

 

 

На картинке изображены дети. Они держат свои рисунки. На рисунках изображены дыня, тыква и помидоры.

 

Это овощи.

Детей зовут Дина, Тома и Толик.

 

 

Дети читают про себя, потом вслух по цепочке.

Мы читали рассказ из букваря.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-использование речи для регуляции своего действия.

Этап урока: Физкультурная минутка для глаз. (Проводит учитель)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Веселая физкультурная минутка для глаз, реализуемая с помощью презентации.

Дети повторяют движения.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Закрепление изученного материала (Проводит учитель)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Ребята, рассмотрите еще одну картинку с изображением Вовы. Что он хочет, чтобы мы отгадали? Попробуем догадаться, какие слова и какое предложение он нам написал, и ответим на его вопрос.

Ребята, как пишутся клички животных?

 

Прочитайте вопросительное предложение.

Составьте предложение по схеме.

Вот мы и узнали, что написал на листе Вова. Прочитайте.

Ребята, что мы с вами сейчас делали?

 

 

Дети называют клички животных, выбирая букву Д или Т (Том, Томик)

Клички животных пишутся с большой буквы.

Кому будка?

 

Читают по слайду презентации.

В будке собака.

Мы разгадали загадку Вовы, составили предложение, прочитали его, сделали схему этого предложения.

-учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

-установление причинно-следственных связей;

-использование речи для регуляции своего действия;

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;

-адекватное восприятие оценки учителя.

Этап урока: Заключительная часть. Итог. (Проводит учитель)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает оценку учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Ребята, о каких звуках мы говорили на уроке?

Чему мы научились на уроке?

Вам понравился сегодняшний урок?

Что вызвало у вас затруднения?

Осталось ли хорошее настроение, которое было в начале урока?

Молодцы. Мы с вами хорошо поработали, выполнили правильно все задания. За это получите призы - звёздочки. Расскажите дома родителям, что нового вы сегодня узнали. Урок окончен. Спасибо.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими мыслями.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Диагностика достижения планируемых результатов:

На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при изучении новой темы (смыслообразование), на этапе оценивания учащимися собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки.

Познавательные УУД формируются при принятии новых знаний (работа с новой информацией из букваря); при выполнении самостоятельной работы (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.). На этапе первичного закрепления (выделения существенных признаков).

Регулятивные УУД формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль).

Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.

 На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект интегрированного урока по чтению и логопедии на тему "Дифференциация звуков Д-Т". ( 1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.05.2020 297
    • DOCX 87.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Ирина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фролова Ирина Геннадьевна
    Фролова Ирина Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75465
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов