"Что
такое доброта?"
Цель:
формирование нравственного качества
личности – доброты.
Задачи:
• Расширить у учащихся значение понятий
«добро» и «доброта»;
• раскрыть нравственное содержание понятия
«доброты»;
• познакомить с закономерностями
проявления «добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;
• показать учащимся необходимость
целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
• дать нравственную оценку добрым
поступкам.
• способствовать развитию объективного
отношения к повышению уровня самооценки;
• воспитывать и развивать у детей чувство
товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: толковые словари,
конверты с заданиями, таблички с названиями поступков, мешочек с сердечками.
Предварительная подготовка:
Дети делятся на две группы и рассаживаются
за два больших стола.
Ход мероприятия.
Учитель:
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
(О. Бундур )
-Я желаю вам добра и думаю, что наше
общение будет приятным и полезным.
-А начнем мы его с задания.
-У вас на столах конверты. Возьмите
конверт №1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к вступительному
стихотворению. Но будьте внимательны: не все слова вам пригодятся.
(Сделай, мир, добрее!, солнце, цветок,
дерево, небо, облака)
-Какая фраза у вас получилась?
Ученики:
«Сделай мир добрее!»
Учитель:
Вы уже догадались, на какую тему мы с вами
будем сегодня говорить?
Ответы детей
-Верно, мы будем говорить о добре, о
добрых поступках.
Учитель:
-Доброта... Добро... Что же это такое?
-У вас на столах лежат толковые словари.
Откройте их и найдите, что значит слово
«добро» и «доброта»
ДОБРО – 1. Нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-нибудь. Не к
добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром
(вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь
зла(посл.). («Толковый словарь русского языка»)
Доброта – отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро
другим. (Словарь Ожегова)
Учитель:
-Доброта – это очень важное, нужное
качество, без которого человек не может называться человеком.
-С чем можно сравнить добро?
С солнцем, весенней радугой, яркими,
красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом,
счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом. КАРТИНКИ
-Это всё хорошее, красивое, всё
положительное, полезное.
Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко )
Учитель:
-Если бы мы смогли потрогать это качество,
то какое оно было бы на ощупь?
Теплое, мягкое, нежное, приятное,
пушистое.
Учитель:
-А вы знаете, что слово «добро» очень
древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда
ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё
доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась
«добро».
-Именно поэтому оно живо до сих пор, оно
вечно. Это подтверждают народные пословицы.
Ученики:
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- От добра добра не ищут.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Учитель.
-Добро, доброта - понятия удивительные.
Они сближают людей, как ничто другое.
-Как вы думаете, с чего начинается добро?
-С доброго слова.
Учитель.
-Доброе слово может нас приободрить,
вселить в нас уверенность, согреть душу.
-Возьмите конверт №2. В нем
незаконченные фразы и лист с «волшебными словами».
-Впишите на листик подходящее по смыслу
слово.
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго .......
«Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим
....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание
говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, .......
будь добра.
2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня
....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку
разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя:
....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме
мы: ....... «Спасибо»
Ученики зачитывают получившиеся фразы.
Учитель:
-А вы часто употребляете добрые слова?
-Но только ли добрые слова нужны людям?
Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о
том, добрый он или нет?
-Внимательно послушайте стихотворение.
Ученик:
Закон доброты
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
Учитель:
-Так по каким же действиям человека можно
судить о том, добрый он или нет?
-По добрым поступкам человека.
Учитель:
-Ребята, а вы когда-нибудь совершали
добрые поступки?
-Подумайте и запишите, какие добрые дела
вы делали в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
-Каждый ваш добрый поступок я буду класть
в Шкатулка доброты.
Дети записывают на сердечках свои добрые
дела, зачитывают и кладут в ШКАТУЛКУ.
Учитель:
Посмотрите, какая у нас полная шкатулка
получилась, мы её оставим в классе и будем продолжать наполнять нашими добрыми
поступками.
-Добрые поступки – это лекарство, спасение
от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас
оставаться.
-Добрые слова…Добрые поступки…. А добрый
человек…
-Что он такого делает, что мы его называем
добрым?
ответы детей
Ученики:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке, волшебник, ты мой!
Учитель:
-Почему мама назвала мальчика
«волшебником»?
-Мальчик совершал хорошие поступки.
Учитель:
А в жизни бывает разное, посмотрите сценку
определите добрые и плохие поступки.
Сценка.
Обсуждение.
Учитель:
-Давайте продолжим копить добрые дела. К
доске прикреплены таблички с добрыми и плохими поступками. Вы подходите по
очереди к доске и снимайте таблички с обозначением плохих поступков до
тех пор, пока на доске не останутся только определения хороших поступков.
Брать без спросу чужие вещи.
Заботиться зимой о птицах.
После игры убирать в положенное место
игрушки, книжки, цветные карандаши.
Не помогать взрослым.
Дёргать за хвост собак или кошек
Бросать камни в птиц.
Обижать тех, кто младше и слабее.
Не уступить место в автобусе.
Ломать ветки деревьев и кустов.
Помогать там, где нужна моя помощь;
Заботиться о близких;
Выручать друзей в беде;
Улыбаться тем, с кем общаешься;
Защищать тех, кто слабее.
Учитель:
-Что бы вы еще хотели добавить к
написанному на доске?
Ответы детей.
-Наши добрые поступки помогут сделать мир
добрее? Почему?
Ученик:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга –
С добром всегда светла душа.
Учитель:
-Чтобы радость людям дарить, надо быть
добрым. В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она
очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем,
кто вас окружает.
Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и
представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы
становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. Вытяните ручки, как
лучики, пошлите солнечные приветы маме, папе и всем близким людям, пожелайте
мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли:
пусть они любят друг друга и берегут мир. А теперь соединим ручки, создадим
солнечный круг, подарим его друг другу.
Дарите всем по солнышку
Частичку света, доброты
Слова любви и нежности
Дарите людям как цветы.
(продолжают держаться за руки)
Делать добро очень приятно и радостно.
Правда? Да! Молодцы!
Ученики читают по 2 строчки:
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель:
Спешите делать добро приветствием,
сердечным словом поддержки, душевным поступком. Пусть для вас и для всех окружающих
мир станет добрым, мягким, живым и пушистым.
Аверьяновой Виктории
Закон доброты
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
|
Мархотка Марии
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
|
Лукьяненко Евгении
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке, волшебник, ты
мой!
|
Полякову Михаилу
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Ушакову Арсению
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
|
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго
.......
Когда бранят за шалости, мы говорим
.......
И во Франции, и в Дании на прощание
говорят: .......
Посиди со мной сестра почитай мне, ….. .
2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня .......
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку
разбитую нас ......
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя:
.......
Если больше есть не в силах, скажем маме
мы: .......
ШКАТУЛКА
ДОБРОТЫ
Брать без спросу чужие вещи.
Заботиться зимой о птицах.
После игры убирать в положенное место
игрушки, книжки, цветные карандаши.
Не помогать взрослым.
Дёргать за хвост собак или кошек.
Бросать камни в птиц.
Обижать тех, кто младше и слабее.
Не уступить место в автобусе.
Ломать ветки деревьев и кустов.
Помогать там, где нужна моя помощь.
Заботиться о близких.
Выручать друзей в беде.
Улыбаться тем, с кем общаешься.
Защищать тех, кто слабее.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.