Классный час
"Хлеб всему голова"
Репина
Ирина Викторовна, учитель начальных классов
Цель:
формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его
производящим.
Задачи:
1.
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
2.
Расширять знания о процессе создания хлеба;
3.
Учить детей работать в группах.
Оборудование:
·
плакат: “Хлеб – всему голова”;
·
плакат с изображением профессии: тракторист, шофер, пекарь,
мельник, агроном, комбайнёр;
·
репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний
дождь”.
Ход занятия
Ведущий:
Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к
завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
-
Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с
маслом… да ещё чаю с молоком.
-
Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
-
А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила
мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со
сметаной и ложку отложил:
-
Невкусно!
-
Что так?
-
Понял, не посолено!
Побежал
мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то
на столе нет. Мать смеётся:
-
Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл.
Это
неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за
стол не садимся.
Ведущий:
Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о
хлебе)
Хлеб
в старину называли “жито”, от слова жить.
Хлеб
рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём.
С
незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
Откуда
же хлеб берётся?
Оказывается,
чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на
иллюстрации – вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так –
когда приходит время сбора урожая.
А
люди каких профессий заняты при этом, вы должны отгадать.
Конкурс
загадок: “Калейдоскоп профессий”
Держит
он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) Показать колос
Кто
на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник) Показать муку.
Скажите, кто так
вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
Каждая
команда получает за правильно отгаданную загадку зернышко.
Стих
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
Ведущий:
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла
булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает
лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист
пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они
росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают
специалисты.
Затем
выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да
проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на
хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Сколько
людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Второй
наш конкурс называется “Ярмарка”.
Соотнесите
предмет и профессию. (дети получают карточки ) (Приложение 1)
Тракторист
– прицеп
Продавец
– калач
Учитель
– тетрадь
Хлебороб
– комбайн
Слесарь
– ключ
Метеоролог
– погода
Врач
– лекарство
Пекарь
– тесто
Мельник
– мука
За
правильно выполненную работу команды получают жетон.
Дополнительный
жетон – за объяснение лишней пары.
Ведущий:
А действительно ли эти пары лишние? Почему?
Человек
за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы
испечь одну булку нужно…
-
А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
-
Это много или мало? (очень много).
Хлебом
солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят
хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Стих
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С
караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Как
часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но всегда ли умеем бережно к
нему относиться
Не боюсь я в стихах
повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.
Утрами
хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю,
Как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его
формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.
Он
труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та,
Что во поле, цена.
Ежедневно
в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой,
сколько можете съесть.
Дома
вы должны были спросить родителей что можно приготовить из чёрствого хлеба
(Ребята
читают рецепты)
Ведущий:
Вот
сейчас я хочу посмотреть, а знаете ли вы пословицы о хлебе,
Команды
получают листы со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её
смысл. (Приложение 2)
-Хлеб
–всему голова.
Земля-матушка,
хлеб –батюшка
Не
удобришь рожь, соберёшь хлеба на грошь.
-
Будет хлеб – будет и обед.
Команды
получают по зернышку
Я
хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.
В
музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с
мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого
немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить
– назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
В
дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)
В
годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна
наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите
каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не
хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”
Итог.
Посмотрите,
что у нас получилось (3 колоса).
Это
ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.
-
О чём мы сегодня говорили?
-
Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим
согласны?
Какое
решение приняли? Почему
Мы
можем продолжим знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба в
библиотеке. Кто заинтересовался, тот может почитать книги, которые вы видите.( («Лисичкин хлеб» М.М. Пришвин,
«Колосок»,
Украинская народная сказка и др. )
(беречь
хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).
Рефлексия.
Кто
узнал много нового и было интересно - солнышко
Кому
было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
Кому
было скучно – дождик.
-
Возьмите карточки и прикрепите к доске.
Как
солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового.
Спасибо за работу! Молодцы!
Литература
1.
Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский
рабочий”,1986 г.
2.
В. Д. Кармазин “Наш хлеб” Москва, “Правда”, 1986 г.
3.
Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985
г.
4.
Сборник “Делу - время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”,
1986 г.
5.
М. М. Люфти “Разные песни разных профессий” Москва, “Детская
литература”, 1987 г.
6. http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/konspekty-klasnyh-chasov-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-4-klas-na-temu-hleb-vsemu-golova.html
Приложение 1
Тракторист
|
прицеп
|
продавец
|
калач
|
хлебороб
|
тетрадь
|
слесарь
|
ключ
|
метеоролог
|
погода
|
врач
|
лекарство
|
пекарь
|
тесто
|
мельник
|
мука
|
учитель
|
тетрадь
|
Приложение 2
Хлеб-
|
всему
голова.
|
Земля-матушка,
|
а
хлеб-батюшка.
|
Будет
хлеб-
|
будет и
обед.
|
Не удобришь
рожь,
|
соберешь
хлеба на грошь
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.