«Интересные факты о воздухе»
Кейс на проверку функциональной
грамотности обучающихся 4 класса
Автор-составитель:
Юрьева
Виктория Викторовна,
учитель
начальных классов
МАОУ
Селятинской СОШ №1
г.о.
Наро-Фоминск
Московской
области
2020
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ребята!
Вам предстоит выполнить работу на
оценку функциональной грамотности в формате PISA.
На выполнение работы отводится 45
мин.
В ходе выполнения работы вам
необходимо внимательно прочитать предложенный текст и ответить на вопросы.
В
некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных,
отметив их «V». В других
требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть
задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно
обращаться к тексту, перечитывать его. Если вы не знаете, как выполнить
задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время,
попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить
свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте
текст
Интересные факты о воздухе.
Можно ли представить себе жизнь без воздуха? Разумеется, нет,
ведь дышим мы всю жизнь, с момента рождения и до самой смерти. Для нас, людей,
дыхание — это рефлекс, мы не задумываемся над тем, чтобы дышать, мы просто
делаем это. Разве может быть что-то более приятное, чем расправить плечи и полной
грудью вдохнуть чистый горный или морской воздух? Глубокий вдох — и ваши лёгкие
наполняет живительная сила…
1. Около четверти всего поглощаемого нами воздуха идёт на питание
головного мозга.
2. В среднем взрослый человек ежедневно потребляет около двадцати
килограммов воздуха.
4. Суперкар Bugatti Veyron на пике скорости за минуту потребляет
столько же воздуха, сколько человек- за неделю.
5.
Азота в воздухе в несколько раз
больше, чем кислорода. На азот приходится 4/5
части вдыхаемого воздуха.
6.
Чем выше, тем меньше в
воздухе содержится кислорода. На вершинах высоких гор кислорода ощутимо не
хватает. К примеру, содержание кислорода в воздухе на высоте вершины Эвереста
на семьдесят процентов ниже нормального.
7.
Ежедневно человек делает в
среднем двадцать две тысячи вдохов и выдохов.
8.
Воздух в помещении в среднем
в тридцать раз грязнее, чем на улице, даже если речь идёт о не самом
экологически чистом городе.
9.
Страна с самым чистым
воздухом — Швейцария, а с самым грязным — Китай.
10.
Тайгу называют «зелёными
лёгкими планеты», так как именно эти лесные массивы вырабатывают львиную долю
кислорода.
11.
В лесу частота пульса
человека уменьшается на пятнадцать-двадцать ударов в минуту, а дыхание
становится ровнее и спокойнее.
Вопрос 1
Сколько в среднем вдохов и
выдохов делает человек ежедневно? Выбери ответ.
а.
202000
б.
22000
в.
220000
Составляющая функциональной грамотности
|
математическая
|
Компетенция (виды деятельности)
|
применять
|
Область содержания
|
количество
|
Контекст
|
личностный
|
Уровень сложности
|
низкий
|
Правильный ответ
|
б
|
Вопрос 2
Найди
в тексте и выпиши:
1.
Фразеологический
оборот-____________________________
2.
Метафору-___________________________________________
Составляющая функциональной грамотности
|
читательская
|
Компетенция (виды деятельности)
|
интегрировать и интерпретировать
|
Область содержания
|
понимание текста
|
Контекст
|
чтение для получения образования
|
Уровень сложности
|
высокий
|
Правильный ответ
|
Львиная доля
Живительная сила, зелёные лёгкие
|
Вопрос
3
Во всём мире уделяется огромное
внимание созданию парковых зон, сохранению лесов, высадке деревьев.
Найди
в тексте доказательства правильности этих мер и выпиши их.
А)______________________________________________________________________________________________________________________________________Б)______________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности
|
читательская
|
Компетенция (виды деятельности)
|
рефлексия на содержание текста
|
Область содержания
|
понимание текста
|
Контекст
|
чтение для общественных целей
|
Уровень сложности
|
средний
|
Правильный ответ
|
А) Воздух в помещении в среднем в тридцать раз грязнее, чем на
улице
Б) В лесу частота пульса человека уменьшается на
пятнадцать-двадцать ударов в минуту, а дыхание становится ровнее и спокойнее.
|
ЗАДАНИЕ 2
Рис.2 Материки
На уроке окружающего мира Маша и
Костя дали ответы на вопрос, где расположены страны с самым чистым и самым
грязным воздухом. Маша утверждала, что эти страны находятся на одном
континенте, Костя был уверен, что на разных. При этом оба правильно называли
Европу и Азию. О каких странах идёт речь? Кто из ребят прав? Объясни свой
выбор.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющая
функциональной грамотности
|
естественнонаучная
|
Компетенция (виды
деятельности)
|
интерпретация
научной аргументации
|
Область содержания
|
опора на
внетекстовые знания
|
Контекст
|
природные ресурсы
(глобальный уровень)
|
Уровень сложности
|
средний
|
Правильный ответ
|
Маша
Швейцария и Китай
Европа и Азия
расположены на одном континенте Евразия
|
ЗАДАНИЕ 3
Используя круговую диаграмму «Состав
воздуха», посчитайте, сколько процентов кислорода, азота и других газов
содержится в воздухе.
Рис.2 Состав воздуха
__Решение:___________________________________________________________Ответ:____________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности
|
математическая
|
Компетенция (виды деятельности)
|
применять
|
Область содержания
|
количество
|
Контекст
|
научный
|
Уровень сложности
|
низкий
|
Правильный ответ
|
100%
|
ЗАДАНИЕ 4
О
какой природной зоне идёт речь в определении? Напиши названия 2 растений,
характерных для этой зоны.
«Природная зона
умеренного пояса, характеризующаяся прохладным, влажным климатом, преобладанием
в растительном покрове хвойных лесов»
___________________________________________________________________
Составляющая
функциональной грамотности
|
естественнонаучная
|
Компетенция (виды
деятельности)
|
найти и извлечь
|
Область содержания
|
Земля и окружающая
среда
|
Контекст
|
природные ресурсы (глобальный
уровень)
|
Уровень сложности
|
средний
|
Правильный ответ
|
Тайга.
Ель, кедр, пихта,
лиственница
|
ЗАДАНИЕ 5
При каждом вдохе здоровый взрослый закачивает в
легкие примерно ½ л воздуха. В среднем в минуту совершается 16 вдохов,
следовательно, всего лишь за минуту через органы проходят ? л, за час – около ?
л, за сутки – ? л воздуха.
Найди недостающие данные и запиши ответ в
строчку, через запятую.
Ответ:____________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности
|
математическая
|
Компетенция (виды деятельности)
|
установление связей
|
Область содержания
|
изменение и зависимости
|
Контекст
|
личностный
|
Уровень сложности
|
высокий
|
Правильный ответ
|
8 л, 480 л, 11 л 520мл
|
Ссылки
на использованные ресурсы:
http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20/69-2011-01-05-09-19-00/595-taiga-rossii.html
http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/10-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d1%84%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%be-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%b5/
https://www.meteovesti.ru/news/63623986945-vozduha-my-vdyhaem
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.