Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы"Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста"

"Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать материал

 

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Методическая разработка

«Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»

http://52.xn--b1aec1bmp.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/11/2_2.jpg

                                                               Подготовила воспитатель:

                                                                Бабич Анна Петровна

Ст. Ленинградская 2017год

 

 

Введение

       Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

      Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха.

     Материал направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Это игры на формирование неречевого(узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти) и речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса). Их можно использовать в работе не только с теми детьми,  у которых наблюдается речевая патология, но и с детьми с нормально развивающейся речью.

Смысл игр заключается в том, что педагог привлекает, обращает внимание детей на звучание разных предметов, звучащих действий, что способствует развитию слухового внимания, концентрации внимания, интереса, развитию познавательного процесса, мыслительных функций. Подборка игр осуществлена таким образом, что начинается  с самых простых, и идет к более сложным, постепенно расширяя задачи. Эти игры хороши тем, что их можно начинать без специальной организации, привлекая и заинтересовывая детей определенным звуком: стуком, шелестом, звучанием колокольчика и т.д. В этих играх детям предоставляется возможность самостоятельно (естественно не без нашей помощи и желания) обратить внимание на какое-либо действие и заинтересовать детей, а затем начинается игра. Хочется сказать педагогам, что перед игрой детей не приглашают  сесть на стульчики или встать в круг.  Дети занимаются  "своими" играми и лишь когда они обратят внимание на действия педагога, тогда их и "собирать" вокруг себя.

 

 

 

Игры на формирование неречевого слуха

http://fs1.ppt4web.ru/images/39369/169411/640/img26.jpg

 

1.«Кто там?»

Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

Вызвать интерес и внимание к нам.

Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

                     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bc7bdf443bc01070e03a7297ee126b20&n=33&h=215&w=178                                           http://www.bookin.org.ru/book/3869174.jpg

 

2. «Что звучало?»

Цель: Прислушиваться к неречевым звукам

Вызвать интерес, внимание

Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование:

Машинка грузовая или легковая.

Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры:

 

Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

http://yartoys.ru/shop/images/big/200591.jpeg http://www.toyway.ru/upload/iblock/dba/dba045a5d337ef3e4bf2b59e609b8fae.jpg

3. «Кто пришел?»

Цель: Различать неречевые звуки.

Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование

Кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети  объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

           http://photoimp.ru/wp-content/uploads/2012/04/k234009800.png                     http://podarkii.ru/files/image/foto_1/96576_96576.jpg

 

4. «Музыканты».

Цель: Учить различать звуки разных инструментов (бубна и дудочки),

Вызвать интерес  и внимание к неречевым звукам,

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Ширма или экран,

Любые две игрушки: (мишка, лисичка),

Бубен и дудочка. 

Ход игры:

Педагог поочередно показывает из-за ширмы инструменты, называя их, показывая их звучание.

Инструменты выставляют на стол и приходят музыканты. Это две игрушки. Они предлагают детям послушать их музыку на бубне и дудочке. Затем музыканты играют на инструментах за ширмой, дети угадывают на слух. Кто не умеет говорить, показывает сигнальчики с изображением того или иного инструмента, или имитируют звучащий инструмент.

В конце игры дети поочередно играют на бубне и дудочке (дудочек должно быть по количеству детей).

http://www.bookin.org.ru/book/1981886.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/031d/0004f8a4-eb564df6/hello_html_m3aef8cad.jpg http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/828310/main_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.coollady.ru/pic/0001/015/10.jpg

5. «Кто играет на гармошке?»

Цель: Развивать реакцию на звук.

Быстро реагировать на него,

Слышать и различать разнообразие звуков.

Оборудование:

Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка, гармошка).

Ход игры:

Дети свободно занимаются играми. Педагог говорит, что возможно сейчас к нам в группу заглянет веселый клоун. Он будет играть на веселых музыкальных инструментах. Как только прозвучат звуки, нужно повернуться на звук.

Дети оборачиваются на звук, видят клоуна, радуются. Клоун прячется. Так следует повторить игру с несколькими музыкальными упражнениями.

             https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b304bd45ac090287017f41efb17406c-l&n=13 https://ru7.anyfad.com/items/t1@7a1d06f0-1180-4f18-8680-14d640087aab/UploadImage.jpg http://d25101.edu35.ru/images/%D0%B4%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.100book.ru/b1920373.jpg

 

 

6. «Солдаты и танцоры».

Цель: Выполнять действия по подражанию.

Учить различать звучание инструментов и реакции на музыкальные инструменты:             под барабан - маршируем, как солдаты; под гармонь - танцуем.

Оборудование:

Гармонь,

Барабан.

Ход игры:

Педагог привлекает внимание детей показом музыкальных инструментов и своими движениями (то марширует, то пританцовывает). Затем вместе с детьми выполняют соответствующие движения под барабан и гармонь.

Игру можно усложнить: играть на инструментах за ширмой, дети же на слух определяют звучание и выполняют нужные движения.

       http://wallpapers1920.ru/img/picture/Apr/19/6feb38f47c59da808a54630030c33738/2.jpg                            https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b3/000633ba-3ba4de25/hello_html_6070a4ba.png

 

7. «Угадай-ка!»

Цель:

Развивать слуховое внимание,

Продолжать учить детей различать близкие по звучанию музыкальные    инструменты.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (металлофон, гармонь, пианино),

3 игрушки.

Ход игры:

Перед каждой игрушкой стоит музыкальный инструмент. Пригласить детей, чтобы они посмотрели, кто из кукол на каком инструменте  играет и запомнили. Так как будут угадывать, кто из игрушек играет.

     Сначала дети видят, на каких инструментах играют игрушки. Затем перед ними ставится ширма, и угадывать надо будет на слух.

То же самое  можно повторить с участием детей.

 

                      http://sales.twentystore.ru/data/thumbs/id-10896-0/Ksilofon-simba.jpeghttp://images.ua.prom.st/9554701_w640_h640_1.jpghttp://chinanofelet.ru/wp-content/uploads/pic/9939fec00000161b800003fd500000bff5dec02000546326982600009e8228f53d106d43d4f48c8f5311e93d8ce1bda0b6d102ff9762c62a1aa13823c0e/15410ce8fa909b37747788d2f660b0c03de866dbbccf05dc914e1424264e7fb00.jpg

 

      8.«Тук-тук-тук»

Цель: Учить прислушиваться к неречевым звукам, привлекать  внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка.

Ход игры: (в игре участвуют двое взрослых)

Дети сидят на стульях, один педагог вместе с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой (мишкой) в руках. Радостно: «Это кукла пришла! Кукла стучала!»-говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.

Словарь: будем играть; кто там?; кукла, мишка, привет, слушайте.

https://thumbs.dreamstime.com/z/fox-knocking-door-20436997.jpg

 

9.«Что гудит?»

Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

 

                                                               http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-04/1270237869_0008-004-edet.jpg

 

 

10.«На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов ( барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка), барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка  (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть , только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран , закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.

Словарь: Зайка (Мишка, кукла), слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

http://www.telegraf-spb.ru/published/publicdata/B622311/attachments/SC/products_pictures/7146528b500d9750a28fe4b6b19b7ea011-resize-2000x2000-same-7dd3b4_enl.jpg                      https://img.shopliga.ru/13405067.jpg

11.«Веселый Мишка»

Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; Учить  реагировать на звук. Учить вырабатывать условно двигательный рефлекс (реакцию) на начало звучания.

Оборудование: Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, барабан, металлофон).

Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас придет веселый Мишка. Он будет ударять в бубен (барабан, , играть на гармошке, дудочке). Педагог объясняет (в доступной форме, демонстрирует наглядно все действия с привлечением еще одного взрослого), что как только прозвучать звуки, надо быстро повернуться. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть Мишку. Педагог ударяет в бубен и быстро достает из-за спины Мишку. Мишка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

Словарь: будем играть; мишка, бубен, гармошка, барабан, дудочка, привет, слушайте.

 

                                                           http://gdesignsgallery.com/1/musical-instruments-images-free-213.jpg

12.«Шагаем и прыгаем»

Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры:

1 вариант: Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен , играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен.

http://rdds.ru/img/articles/game/jump1.pnghttp://static8.depositphotos.com/1526816/1011/v/950/depositphotos_10116206-stock-illustration-jumping-boy.jpg

 

13. «Звени, колокольчик»

Цель: учить  определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу

Оборудование: колокольчик с достаточно громким и приятным звуком.

Ход игры: Дети гурьбой стоят около педагога. Педагог показывает колокольчик, называет его, просит прислушаться  к тому, как звенит колокольчик. Дает детям позвенеть. Потом предлагает детям поиграть: дети должны отвернуться или закрыть глаза, а взрослый тихо отойти и позвенеть колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза или повернуться и быстро подбежать к педагогу. Если дети не смогут выполнить просьбу педагога, то необходимо привлечь к игре второго взрослого. Педагог недалеко отходит от детей и останавливается на видном месте. Что бы дети могли проверить правильность своих действий зрительно. В дальнейшем расстояние увеличивается, как позволяет уровень остаточного слуха детей.  

Словарь: будем играть; колокольчик, слушайте, я тут, я там.

http://demiart.ru/forum/uploads5/post-93116-1263149525.jpg

 

14. «Коробочки» 

Цель: находить  и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование:  две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры: Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку. Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат».  Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

http://2.bp.blogspot.com/-IY_ZHz6KSII/UKSst2sKjWI/AAAAAAAAIbM/5t8vcaHcFYg/s1600/storage+td+2.jpg

     15. «Барабан» (тихо - громко)

Цель: учить различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий; показывать большие и маленькие игрушки (барабан) на картинке; уметь соотносить громкость звучания и размет предмета (большой барабан издает громкий звук; маленький барабан - тихий звук).

Оборудование: барабан, барабанные палочки, настольная ширма, две картинки с изображением большого и маленького барабанов.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки с изображением большого маленького барабанов. Барабан нужно спрятать за ширму. Дать установку: «Слушай!» Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько - «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша узнать, где маленький барабан, а где большой. Просить ребенка внимательно слушать стук барабана и показать, какой барабан стучал. Со временем нужно познакомить ребенка с терминами «громко» и «тихо».

Словарь: будем играть; слушай; барабан, маленький, большой, громко, тихо, стучит.

                                   http://elson.ru/upload/181500/181134.jpghttp://elson.ru/upload/181500/181134.jpg

 

16. «Мы гуляем и поем»

Цель: Учить соотносить длительность звучания с длиной дорожки. Способствуют установлению связи между моторными и речевыми компонентами.  Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры: Педагог говорит детям « наши пальчики пойдут гулять». Затем взрослый берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке, пропевая: «а-а». Затем педагог говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем - долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7cbaccf11eebd7056fa857019533a886&n=33&h=215&w=210

17. «Ножки топают, ручки хлопают»

Цель: учить соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; Учить обозначать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); Учить соотносить свои действия с действиями педагога; вырабатывать согласованность действий со словами  потешки.

Оборудование: две картинки - на одной изображение кисти рук; на другой- ступни; небольшая ширма.

Ход игры: Педагог четко и выразительно читает двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Чтение стихов педагог сопровождает действиями- на слова «оп-оп-оп!» хлопает в ладоши; а на слова «топ-топ-топ!» топает ногами. Предлагает детям поиграть вместе. Взрослый читает стихи, не договаривая звукоподражаний, стимулируя  желание повторить звукоподражания самим.

При необходимости педагог помогает детям: показывает сначала одну картинку: «Это рука. Где у тебя рука? Вот рука.» Аналогично повторяется работа по второй картинке. Затем рядом кладет две картинки и проверяет, различают ли дети картинки: «Где рука? Где нога?» Дети должны пальцем или глазами указать нужную картинку.

На следующем этапе проводят работу за ширмой с четким указанием. Если дети правильно показали, то нужно выложить обе картинки на стол, а за ширмой спрятать руки, ноги- под стол. Педагог говорит детям: «Слушайте!» хлопает за ширмой руками и говорит: «Руки хлопают». Топает под столом ногами и произносит: «Ноги топают».

Затем игра усложняется. Взрослый просит детей угадать: «Что я буду делать: ручками хлопать или ножками топать?» Дети должны повторить, какие действия выполняет за ширмой педагог.

Словарь: ноги, топ-топ-топ; руки, оп-оп-оп; слушайте, Где рука? Где нога? Вот рука. Вот нога.

http://baltstroy-2000.ru/photos/59719f6179d19.jpg                  http://mommyimages.egvqeolded4rywb8t.maxcdn-edge.com/wp-content/uploads/2015/03/150499299_4x3_hideandpeek2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на формирование речевого слуха

 

                                         https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_574596a83a7a8/img_user_file_574596a83a7a8_1.jpg

 

1. «Что за гость?»

Цель:

Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами.

Учить звукоподражанию.

Оборудование:

Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушки и т.д.)

Ход игры:

Участниками являются 2 взрослых (один держит игрушку и подает сигнал).  Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Звучит «Мяу!» Педагог прислушивается и обращает на звук внимание детей. Спрашивает, «Кто это может быть?» Дети отвечают. Педагог показывает кошку, вместе с детьми проговаривает, как мяукает кошка и т.д. со всеми животными, которые пришли в гости. Их не должно быть много, чтобы не был потерян интерес к игре.

 

https://t4.ftcdn.net/jpg/00/28/83/79/500_F_28837934_ZaAtFF8jlBIywZl6MNH7KbQsV73MVl7v.jpg https://t4.ftcdn.net/jpg/00/28/83/79/500_F_28837934_ZaAtFF8jlBIywZl6MNH7KbQsV73MVl7v.jpg https://t4.ftcdn.net/jpg/00/28/83/79/500_F_28837934_ZaAtFF8jlBIywZl6MNH7KbQsV73MVl7v.jpg https://t4.ftcdn.net/jpg/00/28/83/79/500_F_28837934_ZaAtFF8jlBIywZl6MNH7KbQsV73MVl7v.jpg

2. «Кто в теремочке живет?»

Цель:

Развивать интерес к речевым звукам,

Развивать звукоподражание,

Способствовать положительному эмоциональному настрою

Оборудование:

Ширма,

Игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры:

Педагог показывает домик, ставит его за ширму и говорит, что этот домик для зверей и птиц. В нем живут…(перечисляет, одновременно действуя с игрушкой и подражая ее звуку). Затем животные и птицы по одному появляются из домика, а дети вместе с педагогом произносят звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ква-ква» и т.д.

В конце игры необходимо предложить детям потрогать игрушки, погладить их.

https://www.exterier.ru/upload/iblock/373/1200a1.jpg

 

3. «Что у меня?»

Цель:

Различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу,

Продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух).

Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры:

Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей), предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово.

При повторном варианте педагог закрывает нижнюю часть лица (рот) экраном, чтобы ребенок не видел, какое слово называет педагог.

https://thumbs.dreamstime.com/z/kids-holding-blank-boards-placard-33194734.jpg

 

 

4. «Лото – парная картинка»

Цель:

Продолжать различать близкие по звучанию слова.

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Карточки с изображением трех предметов, названия которых близки по фонематическому составу. Перечень карточек:  первая группа карточек - ком, сом, дом; , вторая группа карточек - ворота, ворона, корова,  третья группа карточек - кошка, мошка, ложка.

Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры:

Игру можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Надо быть уверенной в том, что дети знают все предметы, изображенные на карточках и их названия. Поэтому играем вначале по образцу: педагог называет карточку и показывает ее. Дети поднимают те же карточки, по возможности называя слова.Затем педагог называет карточку, дети самостоятельно отыскивают у себя нужную карточку и показывают ее.

https://skladchik.com/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fs019.radikal.ru%2Fi601%2F1503%2F2d%2F96dd63551869.jpg&hash=c336fbca737fd2e26c4cfb51f58d7c9a

 

5. «Угадай по голосу»

Цель:

Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.

Пытаться различать голоса детей из группы.

Способствовать развитию слухового внимания.

Ход игры:

Педагог приглашает детей поиграть. Задействованы, могут быть как все дети, так и подгруппа детей. Один ребенок (водящий по желанию) садится на стульчик спиной к детям, внимательно слушает и узнает по голосу того ребенка, который позвал его по имени. Затем дети меняются и узнают голоса других. Если ребенок не может (пока еще) произносить имена, можно упростить игру на произнесение односложных слов  подражаний, например  кошечке мяу-мяу, собачке гав-гав и тд.  

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/02/06/98675286/98675286_8.jpeg

 

6. «День рождения».

Цель:

Учить детей на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом.

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Картинки с изображением игрушек.

Ход игры:

Игру можно проводить индивидуально или подгруппами.

Педагог сообщает детям о том, что у одного из детей сегодня день рождения. Ему есть подарки. Они находятся в конверте. Но педагог не знает, какие они. Чтобы получить подарок, нужно попытаться повторить название картинки. Примерный перечень карточек:  (кукла, машина, пирамидка, барабан, кубики и т.д.)

Если ребенок не может произнести слово самостоятельно, можно попытаться произнести слово совместно с педагогом, либо выбрать карточку с эти названием из нескольких предложенных.

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/0842/02labdapq1224068318.jpg

 

7. «Кто в домике живет?»

Цель:

Учить воспринимать слова с близким звуковым составом.

Продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Домик,

Различные игрушки (мышка – мишка, мартышка – матрешка, петрушка – неваляшка).

Ход игры:

Желательно проводить индивидуально.

Ребенок сидит напротив педагога. Педагог сообщает ребенку о том, что в домике кто-то живет. Я назову кто, а ты попробуй повторить. Если ребенок затрудняется, то педагог проговаривает вместе с ребенком, одобрительно поддерживая его. Из пары слов называем по одному слову, показываем на характеристики предметов и подчеркиваем голосом значение слова: мишка (большой, мохнатый, неуклюжий) – интонационно подчеркиваем это голосом. После этого предлагаем ребенку назвать и взять нужную карточку. Мышка (маленькая, серенькая, с тоненьким голоском). Затем можно попробовать выбирать карточки из пары слов. После того, как ребенок называет слово, он получает названную игрушку.

 

8.«Кто за дверью?»  "Кто там?"

Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т.д.)

Ход игры:  В игре участвуют двое взрослых: один находиться за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка.  Дети  повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз : кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушайте, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т.д.), мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т.д.).

 

9.«Какая у меня картинка?»

Цель: учить определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры: Игра проводится индивидуально и подгруппами. Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать), какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван  (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово.  При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т.е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо  экраном.

Словарь: будем играть; слушайте, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

https://thumbs.dreamstime.com/z/child-holding-drawing-17218682.jpg

 

 

10.«Позови»        

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению, учить детей обращаться друг к другу, запоминать имена друг друга, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры:  Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе мячом - покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет товарища, называет его имя, прочитывая по табличке. Также повторяется с другим ребенком. Задание можно усложнить, попросив ребенка повторить имя, которое педагог называет за экраном.

Словарь: будем играть; мяч, слушайте, имена детей и педагогов.

http://pomempire.ru/photos/igry-v-myach-dlya-detey-sredney-gruppy-40617-large.jpg

 

 

 

 

11.«Передай колокольчик»

Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу; предлагать выполнять простейшее действие. Учить запоминать имена детей в группе.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если дети не могут называть имен, то можно пользоваться указательным жестом.

Словарь: будем играть;  колокольчик, слушайте, имена детей, возьми, дай, на, спасибо.

 

http://s61.radikal.ru/i173/0811/97/b9c7fab6e5f5.png

12.«Кошки»

Цель: учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Учить различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки - кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять две резиновые кошки, два домика большой и маленький.

Ход игры: Педагог говорит детям, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот кошка (демонстрирует первую игрушку), Кошка живет в большом доме. Кошка кричит громко: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». После этого педагог демонстрирует другую кошку и сажает ее в маленький дом, тихо говорит «мяу! мяу! мяу!» После показа и игры, просит детей повторить, как кричит одна и другая кошки. Когда дети правильно ответят, то просит детей отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения детей знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: кошка, мяу-мяу-мяу, МЯУ-МЯУ-МЯУ, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

https://img.panama.ua/products_pictures/b/be/beanie-boos-ljagushka-speckles-ty-toys-154465-20141125143755.jpghttps://img.panama.ua/products_pictures/b/be/beanie-boos-ljagushka-speckles-ty-toys-154465-20141125143755.jpg

 

 

13. «Кто пришел в гости?» " Кто это?"  "Кто там?"

Цель: учить соотносить звук с образом звучащей игрушки; учить показывать на картинке звучащую игрушку; Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог говорит детям: «Кто это пришел к нам в гости? Давайте послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед детьми. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различают ли дети изображения; точно ли знают, кто изображен на картинке. Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что дети не ошибаются, можно переходить к следующему этапу работы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушайте, как мяукает кошка - мяу-мяу! Послушайте, как лает собака: ав-ав! Послушайте, как пищит мышка-пи-пи!» .Дети повторят звукоподражания. Следует работа с настольно ширмой. Педагог прячет игрушки за ширмой, но перед детьми выкладываются изображения игрушек. За ширмой педагог произносит звукоподражания и дети показывают, кто кричал. На следующем этапе дети сами должны будут повторить звукоподражания по просьбе педагога.

Словарь: будем играть; слушайте, кошка, мяу-мяу; собака, ав-ав; мышка, пи-пи; Кто там? Кто это? Вот кошка, вот собака; вот мышка.

                                                                      http://fictionbook.ru/static/bookimages/13/05/79/13057970.bin.dir/h/i_007.png

 

 

 

14. "Принеси игрушки"

Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве" повторять названия игрушек (или словаря по темам)

Оборудование: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)

Ход игры: Педагог садиться за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушки или знакомый предмет. "Катя, принеси мяч!" Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.

Усложнение - постепенно перед детьми в ряд располагаются игрушки. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо - зрительной основе). Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку.

Усложнение - педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. "Таня, где мишка?" Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.

Словарь: будем играть, будем слушать, будем говорить, дай, на, вот, там, тут; где?; названия игрушек ( предметов по определенным темам).

http://nanuwka.do.am/_fr/0/5281635.jpg

 

 

 

15. "Кто в домике живет?"  " Кто там?"

Цель игры: Учить различать и опознавать на слух и на слухо - зрительной основе звукоподражания. Соотносить определенные звукоподражания с игрушкой. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: домик или ширма с домиком; звучащие игрушки ( утка, собака, кошка, курица, мышка и пр.); картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог показывает детям домик, называет его (дом)и объясняет, что в нем кто - то живет (спрятался).

1 вариант: (различение и усложнение -  опознавание на слухо - зрительной основе с опорой на картинку).

Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности), педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

2 вариант: (различение и усложнение -  опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

Словарь: будем играть; будем слушать; дом; кто там?; кто это?; ав-ав; мяу; пи- пи; га - га; кря - кря; собака; кошка; утка; гусь; мышка.

                                                                        https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b7/0004fb3e-d119f752/hello_html_m40dcbde9.png

 

 

 

 

 

16. "Едем на лошадке"

 

Цель: Учить подражать действиям взрослого; учить подражать различным движениям (хлопать в ладоши, постукивать кулачками); различать громкость и слитность звучаний, произнесение слогов (с ИСА); различать размеры игрушек (большой, маленький).

Оборудование: картинка с изображением лошадки и игрушки собаки (2 шт.) маленькая и большая.

Ход игры: педагог просит всех детей встать в круг (хоровод), взяться за руки и выполнять те движения, которые выполняет он сам. Произносит стихотворение, дети (по возможности) повторяют.

Едем - едем на лошадке

по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома - нету!

Две собаки у порога

Нам сказали очень строго:

АВ-АВ-АВ!!! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав!!! (тихо произносят с движением)

АВ-АВ-АВ!!! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав!!! (тихо произносят с движением)

Словарь: будем играть; будем слушать; лошадка; собака большая; собака маленькая; АВ-АВ-АВ; ав-ав-ав; встаньте; круг; дом.

                                                               https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2c6705cd5bf0dc65ef75dd381ce623e5&n=33&h=215&w=260

17. "Птицы"

Цель игры: учить различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослых.

Оборудование: картинки с изображением птиц -  гуся, курицы, петуха; утки; маски - шапочки; игрушки - птицы.

Ход игры: Педагог просит всех детей подойти к нему. Предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Дети повторяют за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает детей поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее детям. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Дети опознают звучания и выполняют похожие движения, повторяют звукоподражания.

Словарь: гусь; курица; петух; утка; будем играть; будем слушать; встаньте; слушайте; кто это?

          http://cdn3.slus.name/15/ba/15baf47339fa7c5f3b2d9b00eba4e735.jpghttp://cdn3.slus.name/15/ba/15baf47339fa7c5f3b2d9b00eba4e735.jpg

 

 

Содержание

    Введение.                                                                                                                   стр.1

    Игры на формирование неречевого слуха.                                                     

1.     «Кто там»                                                                                                      

2.     «Что звучало?»                                                                                                       стр.2

3.     «Кто пришел?»                                                                                                       стр.3

4.     «Музыкант                                                                                                    

5.     «Кто играет на гармошке?»                                                                                  стр.4

6.     «Солдаты и танцоры»                                                                                   

7.     «Угадай – ка»                                                                                                         стр.5

8.     «Тук – тук – тук»                                                                                          

9.     «Что гудит?»                                                                                                           стр.6

10. «На чем играл Зайка?»                                                                                  

11. «Веселый мишка»                                                                                                   стр.7

12. «Шагаем и прыгаем»                                                                                     

13. «Звени, колокольчик»                                                                                            стр.8

14. «Коробочки»                                                                                                  

15. «Барабан»                                                                                                                стр.9

16. «Мы гуляем и поем»

17. «Ножки топают, ручки хлопают»                                                                        стр.10

Игры на формирование речевого слуха.

1.     «Что за гость?»

2.     «Кто в теремочке живет?»                                                                                     стр.12

3.     «Что у меня?»                                                                                                         стр.13

4.     «Лото – парная картинка»                                                                           

5.     «Угадай по голосу»                                                                                                стр.14

6.     «День рождение»                                                                                           

7.     «Кто в домике живет?»                                                                                          стр.15

8.     «Кто за дверью?»   «Кто там?»                                                                     

9.     «Какая у меня картинка?»                                                                                     стр.16        

10. «Позвони»                                                                                                       

11. «Передай колокольчик»                                                                                        стр.17

12. «Кошки»                                                                                                         

13.  «Кто пришел в гости?» «Кто это?» «Кто там?»                                                 стр.18                                         

14.  «Принеси игрушки»                                                                                              стр.19

15. Кто в домике живет?» «Кто там?»                                                           

16. «Едем на лошадке»                                                                                                стр.20                                                                                                                                                                                           

17.  «Птицы»                                                                                                                 стр.21                                                                                                    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 236 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.10.2020 384
    • DOCX 2.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимонина Лариса Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тимонина Лариса Евгеньевна
    Тимонина Лариса Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84631
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 629 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 203 человека