Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКарта урока по русскому языку в 4 классе "Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (Школа 2100)

Карта урока по русскому языку в 4 классе "Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (Школа 2100)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

Урок русского языка

 

«Понятие о спряжении глагола. 

Личные окончания глаголов I и II спряжения»

 

 

 

 

 

Разработала:

Бутакова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

г.Железногорск-Илимский

2017 год

 

 

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме

«Понятие о спряжении глагола.  Личные окончания глаголов I и II спряжения»

1

ФИО (полностью)

Бутакова Светлана Николаевна

 

2

Место работы

МБОУ «Железногорская сош №4»

 

3

Должность

Учитель

 

4

Направление

Начальная школа

 

5

Класс

4

 

6

Тема урока

Понятие о спряжении глагола.  Личные окончания глаголов I и II спряжения

 

7

Тип урока

Урок открытия новых знаний

 

8

УМК

Образовательная система «Школа 2100», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

 

9

Раздел

Слово

 

10

Количество часов

5 часов в неделю, 170 часов в год

 

11

Актуальность материалов

Знания, полученные по теме «Личные окончания глаголов I и II спряжения» необходимы для грамотного письма личных окончаний глаголов, на протяжении всего процесса обучения в школе, а также при сдаче экзамена по русскому языку.

 

12

Учебные цели и задачи

Цель урока: овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»

Задачи урока:

-предметные: формировать первичное  умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию;

-метапредметные: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления (синтез, анализ, сравнение);

-личностные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с ситуацией

 

13

Характеристика класса

25 учащихся (12 девочек, 13 мальчиков), 3 учеников из многодетных семей, 1 ребёнок из неполной семьи, 1 ребёнок – опекаемый. Психологически класс адаптирован к обучению в общеобразовательном учреждении. Дети активны, ответственны, дисциплинированны. У 10 учащихся высокий уровень овладения логическими операциями мышления, 4 детей с низким уровнем.

 

14

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, самостоятельная, дифференцированная

 

15

Необходимое

техническое оборудование

Ноутбук у учителя, мультимедийный проектор, колонки, компьютерная презентация

 

 

 

Этапы урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организацион- ный этап

https://yandex.ru/images/search?img_url=http

Организует класс, обеспечивает нормальную обстановку на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивирует работу учащихся. Обращает внимание на посадку.

Здороваются, воспринимают информацию, садятся за рабочие места, проверяют готовность к уроку.

Познавательные УУД

-развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-представлять информацию в виде схемы;

ыявлять сущность, особенности объектов;

-на основе анализа объектов делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-ориентироваться на развороте учебника, в тетради;

-находить ответы на вопросы в иллюстрации;

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

-развивать умение слушать и понимать других;

-вступать в учебное сотрудничество;

--владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

умение работать в паре.

Регулятивные УУД

-развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД

-развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2

Актуализация знаний

https://yandex.ru/images/search?text=ребусы

 

Компьютерная презентация

Закрепляет знания по теме «Глагол», проводя опрос. Параллельно 6 ученикам раздаёт карточки для индивидуальной работы. Организует условия для проверки домашней работы. Задаёт вопросы для формирования самооценки. Организует кластер на тему    «Глагол». Организует минутку чистописания.

6 учеников работают индивидуально по карточкам.Разгадывают ребус. Выступают с рассказами о глаголе. Дают самооценку.

В группе составляют кластер по теме «Глагол».

Записывают «Шестнадцатое марта. Классная работа».  Записывают буквы и буквосочетания по образцу.

 

3

Постановка темы, определение целей и формулирование проблемы

Компьютерная презентация

Формирует у учащихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. Организует условия для самостоятельного определения темы урока.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, приводят примеры. Формулируют цель, составляют план урока, называют формируемую группу УУД.

4

Открытие новых знаний

Компьютерная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ-камера

Mimio View

Организует условия для введения новых знаний: проводит работу над выявлением закономерности личных окончаний у доски и индивидуально в тетрадях. Организует работу с определением, используя приём ТКМ «Чтение с остановками»

Организует проверку работы с помощью документ-камеры

Рассматривают личные окончания в учебнике, учеником формы слов идти стоять записываются на доске. Проверяют выведенную закономерность на других глаголах коллективно. Самостоятельно в тетрадях проверяют выведенную закономерность на других глаголах. Проверяют с помощью документ-камеры. Узнают, что такое спряжение и новую орфограмму – мягкий знак после шипящих во 2 лице ед.ч. у глаголов. Работают с текстом правила. Называют формируемую группу УУД.

5

Развитие умений

Компьютерная презентация

Организует выполнение упражнений, по ходу выполнения задания корректирует ответы детей, объясняя причину. Даёт дополнительное задание для детей с высокой работоспособностью. Задаёт вопросы для формирования самооценки.

Выполняют письменно задания к упражнениям. Дети с высокой работоспособностью выполняют дополнительное упражнение, в котором из текста нужно выписать глаголы с ударными личными окончаниями, определить спряжение называют формируемую группу УУД.

6

Подведение итогов урока

https://yandex.ru/images/search?text

Задаёт вопросы по содержанию темы. Организует  приём синквейн со словом спряжение.

Отвечают на вопросы.

Составляют синквейн со словом «Спряжение»

7

Рефлексия

Компьютерная презентация

Просит проанализировать работу на уроке. С помощью вопросов и заданий побуждает к самооценке

Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности

8

Домашнее задание

Компьютерная презентация

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Внимательно слушают и записывают задание в дневник

 

16

Результаты урока

Класс работал активно, слаженно. На протяжении всего урока наблюдался контакт учитель-ученик. Достаточно сложный материал детьми усвоен, практически применён. Ответы учениками давались полные, грамотные. Цели урока достигнуты.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Планируемы результаты

(УУД)

1

Организационный этап

Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность:

Звенит звонок, заливается,

Урок русского языка начинается.

 

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

 

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Личностные:

-действие смыслообра-зования;

-установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом

2

Актуализация знаний

1.      Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа (карточки)

-Отгадайте ребус.

 

-Составьте текст на тему «Что я знаю о глаголе», включая примеры из домашнего задания

-Оцени свой ответ

 

 

-Давайте составим кластер по теме «Глагол»

 

Пальчиковая гимнастика

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

 Кто главней из них двоих?

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.


-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Чистописание

6 учеников работают по карточкам

Дети отгадывают: глагол

 

 

1-2 ученика рассказывают о глаголе, используя для примеров предложения из домашнего задания.

После оценивают свой ответ по алгоритму самооценки.

Дети в группе составляют кластер

 

 

 

Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.

Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.

Сцепляют большие пальцы друг с другом.

Дети записывают «Шестнадцатое марта. Классная работа»;

Дети прописывают элемент петля снизу, буквы д, з, у  и буквосочетания с этими буквами по образцу.

Познавательные:

-работать с информацией, представленной в разных формах;

-формировать логического мышления;

-выявлять сущность, особенности объектов

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать речь других;

-уметь выражать свои мысли

Регулятивные:

-осознование того, что уже усвоено, и что нужно усвоить

3

Постановка темы, определение целей и формулирование проблемы

Фронтальная беседа:

-Ребята, напомните, что такое склонение?

-Какие части речи, известные вам, склоняются?

-Можно ли просклонять глагол?

-Попробуйте просклонять глагол бежать.

- Не получается? Почему?

-Как же изменяются глаголы?

 

 

 

 

Организую условия для самостоятельного определения темы урока:

 

 

– Прочитайте название темы на странице  75.

Словоизменение. Как вы понимаете значение этого слова?

– А как вы понимаете,  такое словообразование?

 

– В чём отличие этих понятий?

 

 

 

– Подумайте, что  изменяется при словоизменении глаголов.

-Какие цели поставим сегодня на урок?

 

-Давайте составим план урока

 

-Что мы сейчас делали?

-Какое умение формировали?

 

-Изменение по падежам и числам

 

-Имена существительные, имена прилагательные

-Да – нет

-Не получается!

 

-Глаголы не изменяются по падежам

-В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

 

Дети воспринимают информацию, отвечают на вопросы и приводят примеры:

 

Дети читают

 

Изменение формы слова

 

Образование новых слов

 

-При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.

 

-Какие-то признаки глагола.

 

Узнать, какие признаки изменяются при словоизменении глаголов

Учащиеся составляют план урока

 

Формулировали тему, цели урока. Составляли план.

Регулятивные УУД:

-прогнозировать предстоящую работу (умение составлять план);

Личностные УУД:

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД:

-развивать умение извлекать информацию

4

Открытие новых знаний

1.      Подготовка к введению понятия спряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Проверка закономерности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Работа с определением спряжения

 

 

 

 

4.      Знакомство с новой орфограммой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Работа с текстом определения

 

-Рассмотрите формы глагола идти в упражнении 247. В каком времени стоит глагол?

-Как изменяется глагол в настоящем времени?

-Как вы понимаете, то значит личное окончание?

 

-Измените стоять по лицам и числам (по образцу)

-Посмотрите на личные окончания слов идти и стоять, какие различия вы видите?

-Сделайте вывод об окончаниях (в паре).

 

 

-Что мы сейчас делали?

-Какое умение формировали?

 

 

 

-Прочитайте задание к упражнению 248. Что нужно сделать?

 

-У доски с глаголом говорить работает ученик, а все остальные – в тетради

 

 

-Другой ученик работает аналогично с глаголом спасти

 

 

-Молодцы, а теперь самостоятельно измените по лицам и числам глаголы сочинить и нести.

-Проверим документ-камерой

 

-Что у вас получилось: новые слова или формы одного слова?

 

-Что мы сейчас делали?

-Какое умение формировали?

 

 

Физкультминутка

http://muz-color.ru

 

-Прочитайте первый текст в рамке

-Что нового узнали?

 

 

-Запишите ключевое слово урока: спряжение

 

-Прочитайте вывод в во второй рамке.

-Какая буква меняется в окончаниях?

-Назовите окончания 2 лица ед.ч.

-Прочитайте предложение 1 рядом с восклицательным знаком. Какая буква пишется на конце?

-Знакома ли вам эта орфограмма?

-Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму

-Какую роль играет ь знак?

-Является ли он показателем мягкости согласного?

-Почему?

 

-Прочитайте информацию 2 рядом с восклицательным знаком. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы?

-Подчеркните 2-ю букву гласного – е. она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.

 

 

-Прочтите первое предложение в рамке на странице 77.

-Сколько спряжений в русском языке?

-Что это может означать? По какому признаку делятся на 2 спряжения?

-Как обозначаются спряжения?

-Прочитайте второе предложение. Что вы заметили в личных окончаниях глаголов?

-Назовите личные окончания глаголов I спряжения,  II спряжения.

-Как определяется спряжение глагола?

-Прочтите текст после правила «Как легко определить спряжение глагола»

-Как вы думаете, спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола?

-Почему?

 

 

-Что мы сейчас делали?

-Какое умение формировали?

 

В настоящем

 

По лицам и числам

 

Это окончание в глаголах, которые меняются по лицам

 

Ученик у доски записывает, выделяет личные окончания

 

 

 

В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.

Умение работать с информацией, делать выводы

 

 

 

Изменить глаголы по лицам и числам в настоящем или будущем времени глаголы

В 1 лице: я говорю, мы говорим

Во 2 лице: ты говоришь, вы говорите

В 3 лице: он, она, оно говорит, они говорят

В 1 лице: я спасу, мы спасём

Во 2 лице: ты спасёшь, вы спасёте

В 3 лице: он, она, оно спасёт, они спасут

 

Дети работают в тетрадях

 

 

 

Формы одного слова

 

 

Умение работать с информацией, делать выводы, оценивание поступков в соответствии с ситуацией

Дети выполняют движения под музыку

 

 

Дети читают определение

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением

Дети записывают: спряжение

 

 

 

Е-и

-ешь, -ёшь, -ишь

 

Мягкий знак

 

Нет

 

Дети пишут: рисуешь (2 л, ед.ч.)

Ответы детей

 

Нет, не является

Звук [ш] всегда твёрдый,  ь - показатель 2-го лица ед. числа глагола

 

 

Дети записывают: считаете, дружите, говорите и т.д.

 

Разные: е-и

 

Дети подчёркивают: считаете, дружите, говорите и т.д.

 

 

 

 

Два

 

Ученики высказывают предположения

Римскими цифрами: I и II

 

 

 

Дети называют

 

По окончанию

 

 

 

Постоянный

 

Каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

Познавательные УУД:

-развивать умения извлекать информацию из текстов, делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-выявлять сущность, особенности объектов

Регулятивные УУД

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

-развивать умения оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других

5

Развитие умений

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте задание к упражнению 250. Какое умение будем формировать?

-Первое слово я разберу с вами, потом вы будете делать у доски с объяснением

 

-Кто справится с этим упражнением быстрее, самостоятельно выполните упражнение 251.

 

 

-Что мы сейчас делали?

-Какое умение формировали?

Определять спряжение глагола

 

Дети пишут: Весело поют (I), пьёт (I) воду, громко пищит (II) и т.д.

 

Дети с высоким уровнем работоспособности выполняют дополнительное задание, в котором из текста нужно выписать глаголы и определить спряжение.

Оценивать действия в соответствии с заданием

Регулятивные УУД:

-оценивать действия в соответствии с задачей

Коммуникативные УУД:

-развивать умение слушать и понимать других

6

Подведение итогов урока

 

 

 

 

-Какую цель  ставили?

-Достигли ли этой цели?

-Назовите ключевое слово урока

-Что такое спряжение?

 

 

 

-Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения?

 

-Составьте синквейн со словом спряжение

Как изменяются глаголы.

Да, достигли

Спряжение

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением

 

В окончаниях буква е (ё) – в 3 л. мн.ч.  -ут (-ют)

В окончаниях буква  и - в 3 л. мн.ч_     -ат (-ят)

Учащиеся в паре составляют синквейн:

Спряжение

Первое, второе

Изменять, спрягать, действовать

Постоянный признак

Изменение

Познавательные УУД:

-на основе анализа объектов делать выводы

7

 

Рефлексия

-Что получилось лучше всего?

-В чём затруднились?

-Продолжите предложение:

Теперь я могу…

Полученные на уроке знания мне пригодятся ….

-Кто получил сегодня отметку? За что?

Ответы детей

Регулятивные УУД:

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-оценивать поступки в соответствии с ситуацией

8

Домашнее задание

Выучить правила на стр.76-77, выполнить упражнение 249. Прочтите задание. Вам всё понятно?

Внимательно слушают, читают задание  и записывают в дневник

 

 

 

Приложение 1

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

Личностные:

ü  Осознание практической значимости материала, ценности совместной деятельности и возможности выхода из спорных ситуаций

ü  Установление связи между учебной деятельностью и её мотивом

ü  Оценивание усваиваемого содержания учебного материала

Предметные:

ü  Познакомятся со словоизменением глаголов в настоящем времени, с личными окончаниями глаголов I и II спряжения

ü  Научатся указывать спряжение глаголов по личному окончанию

ü  Выделять личные окончания глаголов

ü  Видеть в словах орфограммы

Метапредметные:

ü  Осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить

ü  Осознание качества и уровня усвоения

ü  Прогнозирование предстоящей работы (составлять план)

ü  Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

ü  Осуществление познавательной и личной рефлексии

ü  Работа с информацией, представленной в разных формах

ü  Формирование логического мышления

ü  Выявление сущности, особенностей объектов

ü  Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций

ü  На основе анализа объектов делать выводы

ü  Обобщение и классификация по признакам

ü  Ориентация на развороте учебника

ü  Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

ü  Умение слушать и понимать речь других

ü  Оформление своих мыслей в устной форме

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Карта урока по русскому языку в 4 классе "Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (Школа 2100)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 681 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 88
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рак Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рак Ольга Андреевна
    Рак Ольга Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84310
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции