Введение
У
каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется
особенным, прекрасным и родным. Все мы дети России, но у всех нас есть малая
родина. Это место, где мы родились, растем, играем с друзьями, купаемся в
теплых реках. Это место, где жили наши бабушки и дедушки, и сейчас мы живём
вместе со своими родителями. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться,
оглянуться…
Этапы
работы
Этапы работы
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовка
|
Определение темы и целей проекта
|
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости
информацию, устанавливают цели
|
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует
учащихся, помогает в постановке целей
|
Планирование
|
а) Определение источников информации;
б) Определение способов сбора и анализа
информации;
в) Определение способа представления
результатов;
г) Установление процедур и критериев
оценки результатов и процесса;
д) Разделение задач (обязанностей между членами команды)
|
Вырабатывают план действий, формируют задачи
|
Предлагает идеи, высказывает предположения
|
Исследование
|
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные
инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты
|
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
|
Результаты
и (или) выводы
|
Анализ информации. Формулирование выводов
|
Анализируют информацию
|
Наблюдает, советует
|
Представление
|
Возможные формы представления результатов (или отчет)
(отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный
отчет
|
Отчитываются, обсуждают результаты
|
Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового
участника
|
Оценка
результатов и процесса в целом
|
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и
самооценок
|
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество
использования источников, потенциал продолжения, качество отчета
|
Методический
паспорт учебного проекта
Данный
исследовательский проект предназначен для
осуществления учащимися начальной общеобразовательной школы учебной
деятельности на уроках окружающего мира и организации
внеурочной деятельности по программе «Родная страна: от края до края»
1. Тема. Создание
книги «Моя малая Родина»
2. Цели: - заинтересовать учащихся историей малой
Родины, воспитывать детей гражданами своей Родины.
3.Задачи:
Образовательные:
1. Включение учащихся
в практическую исследовательскую деятельность.
2. Развитие
мотивации к сбору краеведческого материала.
3. Изучение истории
и природы своего родного города.
Воспитательные:
1. Формирование
потребности в саморазвитии.
2. Формирование
активной жизненной позиции.
3. Развитие
культуры общения.
4. Воспитание
любви к своей малой Родине;
Развивающие:
1. Развитие
деловых качеств, таких как самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность.
2. Развитие вкуса
к родному слову.
4. Возраст
учащихся: 4 класс.
5. Время работы
над проектом: сентябрь- ноябрь.
6. Режим работы: 16
учебных часов.
7. Материально-техническое
и учебно-методическое оснащение: фотоаппарат,
компьютер(ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер, школьная
и районная библиотеки, Красноармейский Краеведческий музей.
8. Дополнительно
привлекаемые участники (специалисты): руководитель Красноармейского
Краеведческого музея.
9. ЗУН и
общеучебные навыки:
— владение письменной и устной
речью;
— умение работать с информационным
текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск
нужной информации;
— умение использовать
множество дидактических приемов.
10. Мотивация к
познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом,
личный интерес учащихся, самореализация.
11. Предполагаемые
«приращения»: изучение вопросов, связанных с
расширением знаний о своём родном городе Красноармейске.
12. Новые
методические (практические) приемы: работа с вещественными историческими
источниками (экспонатами музея, старинными предметами быта), посещение Краеведческого
музея.
13. Знания, на
получение которых нацелен результат проекта: В
результате проекта приобретут знания об истории
малой Родины.
14. Развитие
навыков:
— самостоятельной
работы с историческими источниками, информационными технологиями;
— самостоятельного
принятия решения;
— коммуникативности в
ролевом взаимодействии, обмене информацией;
— мыслительной
деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации,
анализе, синтезе, структурировании информации;
— самоанализа и
рефлексии.
Осуществление учебного проекта
Работа построена по
типу исследовательской деятельности, где каждый учащийся находится в роли
исследователя, корреспондента и может получить консультацию учителя.
Работа над проектом
была разбита на шесть этапов:
I этап: подготовка
Учитель предлагает просмотреть вводную
презентацию. В процессе просмотра идет обсуждение вопросов: С чего начинается
родина? Что мы родиной зовём? А надо ли изучать историю своей малой
родины? Для возникновения затруднения и появления
интереса учащимся даются вопросы: .Какие достопримечательности города
Красноармейска вы знаете? Как раньше назывался ваш город? Кто из знаменитых
людей прославил город Красноармейск?
Учащимся предлагается подготовить книгу «
Моя малая Родина».
Далее определяется
тема и цели проекта.
II этап: планирование
Определив задачи,
учащиеся делятся на три группы:
1-я группа - историки
(история возникновения города)
2-я группа -
документалисты (достопримечательности)
3-я группа-
исследователи (знаменитые люди города)
В ходе разбора и
обсуждения проекта вырабатывается план действий:
План работы группы
историков:
1. Изучить различные
источники, рассказывающие об истории города Красноармейска.
2. Изучить работы разных
авторов по данной теме.
3. Провести синтез
изученных материалов и сделать вывод.
План работы группы
документалистов:
1. Изучить документы
в краеведческом музее города Красноармейска.
2. Найти и изучить
различную литературу про достопримечательности города Красноармейска.
3. Провести обобщение
информации и сделать вывод.
План работы группы
исследователей:
1. Прочитать и
проанализировать литературу о знаменитых людях города Красноармейска.
2. Найти факты,
доказывающие то, чем прославились знаменитые люди.
3. Проанализировать
полученную информацию и сформулировать выводы.
(На протяжении всей работы учитель
помогает, корректирует работу.)
III этап: исследование
Варианты выполнения
проекта сопровождаются фотографиями, рассказами, вырезками из газет, рисунками.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения
выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Обсуждается
технология изготовления книги в бумажном и электронном варианте. Учитель
корректирует последовательность технологических операций.
IV этап: результаты и выводы
Учащиеся, выбрав
оптимальные технологии изготовления, представляют эскиз будущей книги, готовят
презентационный вариант, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют
выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
V этап: презентация
Результаты
представляются на обсуждение в виде исследовательской работы. Каждая группа
представляет свою часть книги.
VI этап: оценка
результатов
Участники проекта
делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает
активность работы учащихся ( каждой группы и общей работы), креативность,
качество и объем использования источников, качество отчета. Для самооценки
учащимся предлагается ответить на вопросы теста:
Подумай, чему ты
научился за время проекта «Моя малая родина»
Отметь знаком «-» или
«+» те качества, которые ты приобрёл в процессе проекта.
Я научился!
|
+
|
-
|
Искать информацию с помощью сети интернет
|
|
|
Искать информацию в книгах (энциклопедиях, справочной литературе)
|
|
|
Пользоваться цифровым фотоаппаратом
|
|
|
Создавать презентации
|
|
|
Обсуждать результаты работы с одноклассниками
|
|
|
Задавать вопросы, когда возникают трудности
|
|
|
Радоваться успеху товарища
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.