МАОУ «Молчановская СОШ №1»
Использование игровых методов
для эффективного обучения
младших школьников
выполнила: учитель начальных классов
1
категории
Петрова Елена Леонидовна
2018
год
Содержание:
1
Психолого-педагогический
потенциал детской игры.
2
Подвижные
игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы.
3
Игра,
как средство развития личности детей.
4
Использование
игровых элементов при обучении математики .
Отношение игры к развитию – это отношение
обучения к развитию.
Игра – источник
развития и создаёт
зоны
ближайшего развития .
(
Л.С.Выготский )
Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как
самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как
средство воспитания, как форма организации обучения, как метод, а также
приём обучения и воспитания детей.
Реализация игрой функции средства воспитания происходит в
том случае, когда педагог в нужном ему направлении влияет на
содержание, организацию и структуру игры, на отношения детей в
процессе игры и т.д. Игра в этом случае решает и задачи воспитания,
и задачи развития .
Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошкольного и
младшего школьного возраста формируется рефлексия – способность
осознавать не только свои способности, но и то, как эти способности
воспринимаются окружающими, и строить своё поведение с учётом их
возможных реакций .
Использование игры как формы организации обучения и воспитания
известно на протяжении многих веков. Функции формы организации
обучения несут игры, сложившиеся ещё в недрах народной педагогики, и
главное их назначение состоит в том, чтобы дети обучались играючи, а
игре как форме организации воспитания принадлежит значимое место в
плане развития самых разных качеств и свойств детской личности .
В процессе игры у детей возникает три вида целей .
·
Цель
первая – наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры, и её можно
выразить двумя словами : «Хочу играть!»
·
Вторая
цель - это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с
выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли, и она существует в
виде требования «надо» : «Надо играть так, а не иначе!»
·
Третья
цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что
по сути своей составляет творчество и одновременно третий постулат :
«Могу!»
Изучение игры как приёма и
метода обучения особенно важно и с точки зрения организации
преемственности между дошкольным и начальным звеном образовательной
системы в методах обучения .
Игра как приём обучения имеет
свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать
и учитывать педагогу, работающему с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приёме
обучения возникает тогда, когда целью является доведение предлагаемого
детям учебного материала до более глубокого осознания . Педагогическая
ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную
активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению
осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном
направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, для педагога школы
игра может стать одним из инструментов активизации познавательных
способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и
потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования
школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности
обучения в целом . При правильной постановке руководства детскими
играми они, по мнению Й.Хейзинга, окупаются золотом самой высокой
пробы, ибо воспитывают , развивают в ребёнке целостно милосердие и
память, честность и внимание, трудолюбие и воображение , интеллект и
фантазию, справедливость и наблюдательность , язык и реактивность –
словом, всё, что составляет богатство человеческой личности .
2. В последние годы учителя сознательно
включают в свою работу технологии, ограничивающие классно- урочную
систему организации учебного процесса, разрабатывают новые формы и
методы обучения.
Одним из методов, укрепляющих
здоровье детей во время уроков, является использование подвижных
игр дидактической направленности на общеобразовательных
дисциплинах, которые :
·
сочетают
двигательное и интеллектуальное начало;
·
увеличивают
время организованной двигательной активности детей;
·
создают
положительны эмоции .
Методика проведения подобных подвижных игр, способствующая повышению
эффективности учебно-воспитательного процесса и основанная на положениях
психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается
в следующем: игру целесообразно использовать на том этапе урока,
когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата;
игры включаются в ход уроков систематически, при закреплении каждой
отдельной темы либо всего курса .
Игра
«Собери листочки»
Цель
: формировать умения классифицировать , навык самоконтроля, закрепить
полученные знания .
Содержание
: игроки делятся на команды
(
мальчики-девочки- 1-й вариант - 2-й вариант, по рядам и т.п.) По
классу ( на партах, на полу, на подоконниках) разбросаны «листочки» (
карточки со словами, цифрами, примерами и т.д.)
По команде учителя дети выполняют следующие задания :
1. Одна команда
собирает односложные слова, другая - двусложные;
2. Первая команда
собирает существительные 1-го склонения, вторая - 2-го склонения,
третья- 3-го склонения;
3. Одна команда
собирает чётные, другая нечётные числа;
4. Первая команда
собирает числа делящиеся на 3, вторая - на 4, третья - на 5 ;
5. Команды собирают
примеры с ответами 7,8,9 и др.
Данную игру можно проводить
практически на каждом уроке и по любому предмету. Дети на фоне
положительных эмоций и радости движений закрепляют полученные знания.
Игра «Цепочка»
Цель : отработка и закрепление
полученных знаний, формирование собранности и ученической
ответственности .
Содержание : на доске в столбики
записаны слова с пропусками, выражения, группы слов и т.д.
Класс делится на команды. Эстафетные
палочки - кусочки мела. По команде участники игры по очереди решают
примеры, сравнивают, вставляют пропущенные буквы, ставят ударения ,
определяют род, склонение и т.д.
Игра формирует у детей умение
мыслить на фоне эмоционального возбуждения. Учащиеся очень редко
допускают ошибки, чувствуя индивидуальную ответственность за успех
команды .
Игра «Не скажу!»
Цель : практическое овладение знаниями
и выполнение простейших видов анализа и синтеза .
Содержание : игра проводится без
разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу
мяч, называя при этом число по порядку, но вместо нечётных чисел
говорить : «Не скажу!»
Кто ошибся выбывает из игры
.Аналогично выполняются задания на определение рода, падежа, склонения,
спряжения .
Таким образом, реализация подвижных
игр дидактической направленности на уроках по общеобразовательным
предметам вызывает у школьников интерес к учебным занятиям, снимает
умственное и психическое напряжение, удовлетворяет естественную для
младших школьников потребность в двигательной активности . Вместе с
тем повышается и «рейтинг» трудных предметов .
3. Широко используются дидактические
игры, построенные как на учебном, так и на неучебном материале . Они
включаются педагогом в структуру любого урока по любому предмету .
Для развития умения наблюдать,
слушать и слышать широко используются дидактические игры по
обучению грамотеи чтению, например
·
«Испорченный
микрофон» ( при произношении слова учитель на одном из слогов «выключает
звук» - кар (ти) на, (бо)лото, а дети называют пропавший слог и всё
слово);
·
«Чудесный
мешочек» ( ученик достаёт игрушку из мешочка, произносит её название по
слогам, называет количество слогов и ударный слог).
Задания на
классификацию :
- Мальвина дала
Буратино задание разделить геометрические фигуры на группы. По какому
признаку их можно разделить? ( по форме) Кто поможет Буратино? Дети
оживляются, так как задание дано не в сухой учебной форме, а в
живой, сказочной, с присутствием любимых персонажей .
Упражнение на обобщение
:
- папа Карло отправил
Буратино в школу. Перечислите , какие предметы Буратино положил в ранец.
Сосчитайте их. На какие группы можно разделить эти предметы ? (
игрушки и школьные принадлежности ) Какой предмет лишний? (Яблоко)
Почему? ( Оно не относится ни к игрушкам, ни к школьным
принадлежностям).
Задания на
выработку самоконтроля :
- ребята, я попытаюсь доказать Незнайке
(
персонаж присутствует обязательно), что он допустил много ошибок при
решении этих примеров, но он меня не слушает. Может , вам поверит?
Попробуйте! Для этого вам нужно самим решить каждый из примеров.
Большим потенциалом в плане воспитания у детей интеллектуальной активности,
любознательности, развитие познавательной сферы располагают интеллектуальные
игры – аналоги телевизионных программ : «Брейн-ринг», «Поле чудес»,
«Что?Где,Когда?», «Счастливый случай» и др.
4. Кроме дидактических игр педагоги в своей практике используют
различный занимательный материал: задачи в стихах, задачи – шутки,
загадки, ребусы, сюжетно-ролевые игры .
Занимательный материал в обучении математике не только увлекает
или заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу
и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал. Приобретают
более устойчивые знания. Умения и навыки .
1.
Задачи в стихах
1. Две розы Маша
сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви ещё и подари
Ты мамочке не две, а … (3)
2. Скоро 10 лет
Серёже,
Диме нет ещё семи.
Дима всё никак не может
До Серёже дорасти .
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Серёжа? ( на 4 года)
3. Пять ворон на
крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело –
Сколько всех их прилетело? (7)
2.
Задачи - шутки
1.
У
семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье ? (8)
2.
Два
сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? ( по 1)
3.
Четверо
играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый ? (4)
4.
Мальчик
нашел на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут 2 мальчика? (Нисколько).
5.
Шла
бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка.
Сколько всего человек шло в Москву? (1 ст.)
6.
Когда
козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (пойдёт восьмой) .
7.
Что
легче - килограмм ваты или килограмм железа ? (одинаково)
8.
Назовите
5 дней, не называя чисел и названий дней (Позавчера, вчера, сегодня,
завтра, послезавтра ) .
3.
Ребусы .
Р 1а про100р по2л
сЗж о5 сви100к
Те100 осёёё
4.
Загадки
1. У кого одна
нога, да и та без башмака? ( У гриба)
2. Кто дважды
родится, а один раз умирает? (рыба, птица) .
3. Три брата : один
впереди, два позади бегут и одного догнать не могут ( трёхколёсный
велосипед).
4. Живёт между
камнями голова с четырьмя ногами ( Черепаха).
5. Чтоб не
мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят ( пальцы в варежке) .
6. На дворе
переполох :
С неба сыплется горох .
Съела 6 горошин Нина
У неё теперь ангина (Град)
7. Был ребёнок – не знал пелёнок,
стал
стариком - 100 пелёнок на нём (
капуста)
5.
Дидактические игры
«В гостях у Красной Шапочки»,
«Геометрическая мозаика», «Составили поезд», «На рыбалке», «Арифметический
лабиринт», «Молчанка» .
6.
Игры эстафеты
«Полёт в космос», «Поезд»
7.
Занимательные задачи
- Магические квадраты
- Отгадывание задуманного числа
8. Сюжетно-ролевые игры
- «Театр»
- «Почтальон»
- «Спрячемся от лисы»
Учитель читает:
Лиса близко притаилась,
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда!
Ребята стараются быстрее выполнить
задания и спрятать птиц и животных от лисы ( задания записаны на
карточках с рисунками: утка с утятами, курица с цыплятами, зайчик,
козлёнок и т.п.)
- «Помоги птичке спрятаться»
Учитель читает : ( последнее слово –
хором)
Пой-ка , подпевай-ка !
10
птичек
–стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка-
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка -коростель,
Эта птичка -скворушка-
Серенькое пёрышко,
Это зяблик,
Это стриж,
Это – развесёлый чиж,
Ну а это - злой орлан.
Птички. Птички по домам !
Учитель по одной достаёт из конверта карточки, на лицевой стороне
которых нарисованы перечисленные птички, а на обратной стороне задания,
и прикрепляет карточки к доске . выходят несколько учеников ( 5-10. по усмотрению
учителя), выполняют вычисления и прячут птичек в их домики .
Таким образом игра для младших школьников имеет огромное значение как
средство развития личности. В дидактических играх значительно
легче и интереснее происходит усвоение новых знаний, развивается память,
внимание, мышление, речь. В интеллектуальных - расширяется кругозор,
развиваются доказательная речь. Умение общаться. В сюжетно-ролевых
- развиваются речь, фантазия, воображение. Воспитывается уверенность в
себе, усваиваются определённые нормы взаимоотношений со сверстниками,
закрепляются устойчивые нравственные качества личности, происходит
усвоение социального опыта . Именно в игре и создаётся «зона
ближайшего развития» ребёнка.
Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует
считать таким же важным и необходимым элементом образовательной
работы, как и урок . Игры не должны исчезнуть из жизни ребёнка, а
иметь обязательное продолжение в школьном обучении и труде, так как
они позволяют многогранно раскрыть личность, развить её способности,
сплотить детский коллектив на основе общих замыслов и интересов .
Используемая
литература:
1.
Журнал «Начальная школа плюс До и После» - №1, 2006 г., №1, 2010 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.