+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаИнтегрированный урок 4 класс. Настоящее и будущее.

Интегрированный урок 4 класс. Настоящее и будущее.

Тема урока. Настоящее и будущее.

Цель урока: продолжить работу по анализу текста, отработка умения строить рассказ – рассуждение с опорой на иллюстративный материал, разработка композиции, определение формата рисунка.

  1. Организационный момент

Прослушивание фрагмента песни про школу.

- Сейчас мы будем работать с текстом. Как вы думаете на какую тему будет данный текст? (У стр 130 «Русский язык»)

- Прочитайте начало текста и предложение, которое находится в середине повествования.

- Что могло произойти в классе?

-Чем могла закончится эта история?

-В каких двух временах использован наш текст? (настоящее и будущее – это тема нашего урока)

- Озаглавьте текст.

- Запишите начало текста и середину текста сочините сами и концовку спишите с книги. (используйте слова из упр 2)

- Кто хочет прочитать свою историю?

  1. Постановка цели урока

- Очень много стран на свете. Это знает каждый.

- Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент

Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент.

Только главным во всех странах будет все же лишь один –

Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!

- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)

- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?

- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)

- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)

- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)

- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)

Подведем итог нашего разговора:

- Кто же он, гражданин РФ?

- Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:

А знакомы ли вы со своими правами?

Готовы ли исполнять перед государством все обязанности?

Знаете ли вы какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?

- Сегодня на уроке мы на все эти вопросы найдем ответ.

3.«Открытие» нового

- Какими правами я обладаю?

- А что такое право? Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.

Работа со словарями.

Словарь Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

- Поговорим о наших правах.

- Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?

ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ

- У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

- Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?

ПРАВУ НА ОТДЫХ

- Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?

ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.

- А со сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)

Работа с иллюстрациями.

- Какими правами воспользовались герои этих картинок?

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Молодцы! Мы с легкостью справились с этим заданием.

- Давайте еще раз перечислим те права, о которых мы сказали.

- Как часто мы пользуемся этими правами?

- Являются ли важными права в нашей жизни?

- Правительство нашего государства тоже так считает. Поэтому все права граждан РФ записаны в главном документе нашей страны.

- Как он называется? (Конституция РФ)

- Когда был принят этот документ? (12 декабря 1993)

- Какой праздник наша страна отмечает каждый год в этот день? (День Конституции)

Работа с Конституцией

У вас на парте лежит тонкая книжечка, содержание которой является очень важным для всех граждан нашей страны. Познакомьтесь с ней. Откройте содержание. Из каких частей состоит Конституция?

(Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.)

- Перед вами содержание, прочитайте названия глав и решите, в какой из них записаны права граждан РФ. (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина).

- Назовите номера статей, содержащихся во 2 главе. (статьи с 17 по 64)

Поработаем со 2 главой. Ее основные статьи представлены на отдельном листе. Поработайте в парах, выберите статьи, где записаны те права, о которых на уроке мы еще не говорили. На слайде указаны те права, которые мы уже рассмотрели.

(Право на свободу и личную неприкосновенность,

Право на тайну переписки

Право на свободу мысли и слова

Право на объединение

Право на защиту своих прав)

- Молодцы, вы очень хорошо поработали!

- И все же среди всех этих прав есть самое важное. Как вы думаете, какое?

(Право на жизнь)

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Обратим внимание на ст. 45 Конституции РФ.

Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.

Внимание на экран. С нарушителями какого права боролся Карлсон? Найдите соответствующую статью в Конституции.

Ст. 35. Право частной собственности охраняется законом.

Работа в группах.

Теперь нарушения прав сказочных героев вы обсудите в группах. Для этого каждой группе будет дано свое задание. Давайте вместе составим план работы. Вы получили иллюстрации к сказкам. Что в первую очередь нужно определить?

(Автора, название сказки, персонажи, изображенные на рисунке)

- А чтобы понять, какое право нарушено, нужно вспомнить еще и …(содержание сказки)

Зачем, опираясь на статьи Конституции, вы определите … (какое право нарушено в сказке)

Обсуждение. Ответы детей.

- Понравилось ли вам работать в данной команде? Почему?

- Каким правом пользовался каждый из вас?

(Ст. 29. п.1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)

Права граждан закреплены не только Конституцией – главным документом нашей страны, но и другими документами, носящими международный характер. Больше внимания уделяется, конечно, правам ребенка.

Международные документы о правах человека можно условно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы. Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

В 1959г. ООН была принята Декларация прав ребенка. А в 1989г. Была принята и Конвенция ООН о правах ребенка. Так как вопросу о правах ребенка уделяется много внимания, учредили международный праздник: 20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

- Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.

- Как вы понимаете, что такое обязанности? (обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)

Работа со словарями.

Словарь Ожегова: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции?

- Да, в той же второй главе. Возьмите лист со статьями Конституции и, поработав в парах, найдите те, в которых зафиксированы обязанности граждан.

Ст. 38. п.1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59. п.1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 17. п.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Физминутка.

- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.

- Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.

- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.

- Дети учатся в школе.

- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.

- Родители воспитывают своих детей.

- Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.

- Отлично поработали. Вернемся к обязанностям. Большинство из них вы должны будете выполнять только с момента совершеннолетия.

- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности? (обязанности ученика, домашние обязанности)

- Я предлагаю в группах обсудить эти обязанности. И составить их небольшой список.

Работа в группах. Обсуждение.

4.Составление композиции «Сто лет тому вперед»

Что такое фантазия? 

- Кто такой фантазер?

  Сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы. (чтение учителем отрывка)

- Сегодня вы будете рисовать свой фантастический рисунок «Школа будущего»

Домашнее задание.

- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)

- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)

Я предлагаю в качестве домашнего задания приготовить вам плакат для первоклассников, в которых вы отразите обязанности учеников, не используя слово «нельзя». Например, плакат под названием: «В столовой можно есть, не разговаривая во время еды», «На уроке можно отвечать с разрешения учителя».

Итог урока.

- Основные понятия, рассмотренные на сегодняшнем уроке, записаны в опорном конспекте. Прочтите его и приготовьтесь к решению кроссворда.

Кроссворд.

1. Основной закон нашего государства, в котором закреплены права и обязанности граждан. (Конституция)

2. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанности)

3. Соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. (Конвенция)

4. Международные рекомендации, не имеющие обязательной силы. (Декларация)

5. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Права)

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
42
Номер материала
9447
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.