Тема урока.
Настоящее и будущее.
Цель
урока: продолжить работу по анализу текста,
отработка умения строить рассказ – рассуждение с опорой на иллюстративный
материал, разработка композиции, определение формата рисунка.
1.
Организационный
момент
Прослушивание фрагмента песни про школу.
- Сейчас мы будем
работать с текстом. Как вы думаете на какую тему будет данный текст? (У стр 130
«Русский язык»)
- Прочитайте начало
текста и предложение, которое находится в середине повествования.
- Что могло произойти
в классе?
-Чем могла закончится
эта история?
-В каких двух
временах использован наш текст? (настоящее и будущее – это тема нашего урока)
- Озаглавьте текст.
- Запишите начало
текста и середину текста сочините сами и концовку спишите с книги. (используйте
слова из упр 2)
- Кто хочет прочитать
свою историю?
2.
Постановка цели
урока
- Очень много стран
на свете. Это знает каждый.
- Кто, скажите, в
странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не
пытайтесь дать ответ в один момент
Главных много,
выбирайте! Там – король, здесь президент.
Только главным во
всех странах будет все же лишь один –
Житель он своей
страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!
- Кто же самый важный
в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)
- Как называется
документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?
- Но полноправным
гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)
- Во сколько лет
это происходит? (в 14 лет)
- Подумаем над
словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные
права)
- Но кроме прав
каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)
Подведем итог
нашего разговора:
- Кто же он,
гражданин РФ?
- Недалеко то
прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными
гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:
А знакомы ли вы со
своими правами?
Готовы ли
исполнять перед государством все обязанности?
Знаете ли вы какие
документы вам могут помочь с ними ознакомиться?
- Сегодня на
уроке мы на все эти вопросы найдем ответ.
3.«Открытие» нового
- Какими правами я
обладаю?
- А что такое
право? Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
Работа со
словарями.
Словарь Ожегова:
«Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать,
осуществлять».
- Поговорим о
наших правах.
- Родился гражданин
страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?
ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ
- У каждого из вас
есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья?
Значит, какое право имеет каждый из вас?
ПРАВО НА
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА
- Имеют ли ваши
родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?
ПРАВУ НА ОТДЫХ
- Вспомним 4
декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день
выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?
ПРАВО ИЗБИРАТЬ И
БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.
- А со сколько лет
гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)
Работа с
иллюстрациями.
- Какими правами
воспользовались герои этих картинок?
ПРАВО НА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПРАВО НА
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Молодцы! Мы с
легкостью справились с этим заданием.
- Давайте еще раз
перечислим те права, о которых мы сказали.
- Как часто мы
пользуемся этими правами?
- Являются ли
важными права в нашей жизни?
- Правительство
нашего государства тоже так считает. Поэтому все права граждан РФ записаны в
главном документе нашей страны.
- Как он
называется? (Конституция РФ)
- Когда был принят
этот документ? (12 декабря 1993)
- Какой праздник
наша страна отмечает каждый год в этот день? (День Конституции)
Работа с
Конституцией
У вас на парте
лежит тонкая книжечка, содержание которой является очень важным для всех
граждан нашей страны. Познакомьтесь с ней. Откройте содержание. Из каких частей
состоит Конституция?
(Конституция
РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов
переходных и заключительных положений.)
-
Перед вами содержание, прочитайте названия глав и решите, в какой из них
записаны права граждан РФ. (Глава 2.
Права и свободы человека и гражданина).
-
Назовите номера статей, содержащихся во 2 главе. (статьи с 17 по 64)
Поработаем
со 2 главой. Ее основные статьи представлены на отдельном листе. Поработайте в
парах, выберите статьи, где записаны те права, о которых на уроке мы еще не
говорили. На слайде указаны те права, которые мы уже рассмотрели.
(Право
на свободу и личную неприкосновенность,
Право
на тайну переписки
Право
на свободу мысли и слова
Право
на объединение
Право
на защиту своих прав)
-
Молодцы, вы очень хорошо поработали!
-
И все же среди всех этих прав есть самое важное. Как вы думаете, какое?
(Право на жизнь)
Самое
главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое
славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом
государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу:
если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали
его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом,
может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать.
Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет)
родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался
физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек,
талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с
солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного
сражения.
- Обратим внимание
на ст. 45 Конституции РФ.
Подумаем,
если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать.
К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их
защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных
персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.
Внимание
на экран. С нарушителями какого права боролся Карлсон? Найдите соответствующую
статью в Конституции.
Ст.
35. Право частной собственности охраняется законом.
Работа в группах.
Теперь
нарушения прав сказочных героев вы обсудите в группах. Для этого каждой группе
будет дано свое задание. Давайте вместе составим план работы. Вы получили
иллюстрации к сказкам. Что в первую очередь нужно определить?
(Автора,
название сказки, персонажи, изображенные на рисунке)
-
А чтобы понять, какое право нарушено, нужно вспомнить еще и …(содержание
сказки)
Зачем,
опираясь на статьи Конституции, вы определите … (какое право нарушено в сказке)
Обсуждение.
Ответы детей.
-
Понравилось ли вам работать в данной команде? Почему?
-
Каким правом пользовался каждый из вас?
(Ст. 29. п.1.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)
Права граждан
закреплены не только Конституцией – главным документом нашей страны, но и
другими документами, носящими международный характер. Больше внимания
уделяется, конечно, правам ребенка.
Международные документы о правах человека можно
условно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация
(высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу,
обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали
договор.
В
1959г. ООН была принята Декларация прав ребенка. А в 1989г. Была принята и
Конвенция ООН о правах ребенка. Так как вопросу о правах ребенка уделяется
много внимания, учредили международный праздник: 20 ноября – Всемирный день
прав ребенка.
- Итак, мы с вами
говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей
перед государством.
- Как вы
понимаете, что такое обязанности? (обязанности - это то, что ты должен делать,
хочешь ли ты этого или нет.)
Работа со словарями.
Словарь
Ожегова: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных
для выполнения».
-
Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции?
-
Да, в той же второй главе. Возьмите лист со статьями Конституции и, поработав в
парах, найдите те, в которых зафиксированы обязанности граждан.
Ст. 38. п.1.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Ст. 57. Каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст. 58. Каждый
обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам.
Ст. 59. п.1.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
Ст. 17. п.3.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
свободы других лиц.
Физминутка.
- А теперь
проверим, различаете ли вы права и обязанности.
Если я называю
право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.
- Каждый
работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.
- Каждый, кто
заболел получает квалифицированную мед. помощь.
- Молодой человек,
достигший 18-ти лет, служит в армии.
- Дети учатся в
школе.
- Ежемесячно
граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.
- Родители
воспитывают своих детей.
- Любой ученик
может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.
- Отлично
поработали. Вернемся к обязанностям. Большинство из них вы должны будете
выполнять только с момента совершеннолетия.
- А есть ли у вас
сейчас какие-либо обязанности? (обязанности ученика, домашние обязанности)
- Я предлагаю в
группах обсудить эти обязанности. И составить их небольшой список.
Работа в группах.
Обсуждение.
4.Составление
композиции «Сто лет тому вперед»
Что такое фантазия?
- Кто такой фантазер?
Сегодня мы прочтём отрывок из
повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или
девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором
наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым
профессором, писатель Кир Булычёв.
Кир Булычёв – псевдоним Игоря
Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор
исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор
научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы
любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда
не раз помогал Булычёву-писателю.
Львиную долю известности Киру
Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе
Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью
пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы. (чтение
учителем отрывка)
- Сегодня вы будете рисовать свой
фантастический рисунок «Школа будущего»
Домашнее
задание.
- Кому сложнее
всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)
- Почему? (Им
тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)
Я предлагаю в
качестве домашнего задания приготовить вам плакат для первоклассников, в
которых вы отразите обязанности учеников, не используя слово «нельзя».
Например, плакат под названием: «В столовой можно есть, не разговаривая во
время еды», «На уроке можно отвечать с разрешения учителя».
Итог урока.
- Основные
понятия, рассмотренные на сегодняшнем уроке, записаны в опорном конспекте.
Прочтите его и приготовьтесь к решению кроссворда.
Кроссворд.
1. Основной закон
нашего государства, в котором закреплены права и обязанности граждан.
(Конституция)
2. Круг действий,
возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанности)
3. Соглашение по специальному
вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть
подписали договор. (Конвенция)
4. Международные
рекомендации, не имеющие обязательной силы. (Декларация)
5. Охраняемая
государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Права)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.