Инновационные
технологии физкультурно - оздоровительной работы в Центре «Орион» с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
«Чтобы
сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он
работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак
Руссо.
Специфика работы Центра «Орион» заключается в
предоставлении образовательных услуг детям «особой заботы», детям с ослабленным
здоровьем (часто болеющим, имеющим хронические заболевания, нарушения зрения,
плоскостопия и др.), для которых отклонения в физическом развитии являются
одними из наиболее распространенных нарушений.
Укрепление здоровья детей всегда дело не простое,
связанное с решением многих проблем. В настоящее время реализуется большое
количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии.
Очевидно, что все педагогические технологии должны обеспечить такую организацию
коррекционно-педагогического процесса, чтобы успешно шло развитие детей, как
психическое, так и физическое. Таким образом, необходимо максимально
использовать те возможности, которые имеются в учреждении. Работа по
физическому воспитанию в первую очередь должна быть направлена на решение общих
и коррекционных задач. Одной из основных задач является стимулирование
позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков
физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма,
на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции
психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития в нашем
Центре является целенаправленное использование в процессе физического
воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и
инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
В настоящее время для детей с ОВЗ в системе занятий по
физическому развитию наиболее актуально включение адаптивной физической
культуры (АФК).
Это система включает комплекс мероприятий спортивно –
оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в
социальной среде детей с ограниченными возможностями. Преодолеваются
психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребёнок
осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества.
При работе по АФК необходимо учитывать рекомендации
всех специалистов индивидуально для каждого ребёнка и обеспечить лечебный,
общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение
качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная
задача АФК, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести
здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок,
психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции
разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.
Важным компонентом успешной деятельности по АФК
является включение родителей в совместную деятельность со специалистами,
педагогами.
Обучить родителей педагогическим технологиям по
организации жизни ребёнка в обществе и осуществление комплексной
оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами – основная задача
педагогов. К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность
оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома
элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные
учреждения, не соблюдают режим дня и питания.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из
самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей
с ОВЗ – задача педагога своевременно и поэтапно включать родителей в совместную
деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения.
Система занятий по АФК лежит в основе организации всей
жизни детей в учреждении дополнительного образования и в семье.
Кинезиологические комплексы как индивидуальные, так и общие групповые.
Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают
межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о
средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию,
увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог
через язык жестов мимики, поз.
В режиме должны быть предусмотрены технологии
сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому
образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. К ним относятся:
Гимнастика с элементами кинезиологических упражнений
При проведении утренней гимнастики используются.
Комплексы упражнений на укрепление и расслабление глазодвигательных мышц с
использованием тренажеров и демонстрационные карточки «Путаница»,
демонстрационные карточки «Силуэт»,
Электронные физминутки для глаз. Ритмическая
гимнастика.
Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку
и обычно очень нравятся детям, находящих такое действо очень веселым.
Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.
Нетрадиционные
виды упражнений:
Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и
оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой
форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют
формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков
собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика. С помощью пальчиковой
гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры
ребёнка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными
стишками.
Динамические паузы. Динамическая пауза снимает
усталость и переключает внимание во время работы на занятиях.
Подвижные игры. Способствуют выходу запасов энергии,
развитию координации движений, прививаются навыки общения и укрепляется
психоэмоциональное здоровье.
Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения
способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять
дыханием способствует умению управлять собой.
Корригирующая гимнастика. Способствует коррекции
имеющихся недостатков в физическом развитии. Воспитывает бережное отношение к
своему телу. Даёт заряд бодрости на весь день.
Физкульт – минутки. Повышают и удерживают умственную
работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный
отдых для детей во время занятий.
Сказкотерапия. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями
сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии,
развития и воспитания малышей.
Креативная гимнастика. Предусматривает
целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования - «Дорожка Здоровья».
Физкультурные занятия. Совершенствуют двигательные
умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Релаксация. Умение расслабиться помогает одним детям
снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Прогулки на свежем воздухе в любое время года.
Оказывают закаливающее воздействие на организм в
естественных условиях.
Дошкольный
возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического
развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного
педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и
умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и
психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент
всего психического развития ребёнка и является базисом, над которым
надстраивается вся совокупность высших психических функций. Лучший подарок,
который мы можем сделать ребёнку, – это не столько любить его, сколько научить
его любить самого себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.