Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИндивидуальная образовательная траектория в начальной школе: особенности программы внеурочной деятельности кружка "Шахматная азбука"

Индивидуальная образовательная траектория в начальной школе: особенности программы внеурочной деятельности кружка "Шахматная азбука"

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. №373.

4. Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» Автор: Балазан В.Д. (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»), 2016 год.

 

 

Цели изучения учебного предмета, курса

  • создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

 

Задачи изучения учебного предмета, курса

  • развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
  • развитие навыков групповой работы;
  • развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
  • развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
  • развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;
  • воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.

Место учебного предмета в Учебном плане ОО

 

Количество часов в год

33 часа

Количество часов в неделю

1 час

 

 

 

 

                                                                                             I.          РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Шахматная азбука» являются следующие умения и качества:

·       определять и высказывать оценивать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·       слушать и понимать речь других.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Шахматная азбука» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД:

·                   самостоятельно обнаруживать и формулировать цель деятельности;

·                   проговаривать последовательность действий;

·                   рефлексировать личные затруднения при работе с ин­формацией;

·                   формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

·                   выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

·                   составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

·                   сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные УУД:

·                   формировать представление о шахматных фигурах и об особенностях каждой фигуры отдельно;

·                   проводить наблюдение под руководством учителя;

·                   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·                   использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

·                   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 

Коммуникативные УУД:

·                    самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

·                   в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

·                   учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

·                   понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы);

·                   уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          II.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

1

Шахматная школа.

Презентация курса (вводное занятие)

Инсценировка

Художественное творчество

2

Легенды и сказания о  возникновении шахмат.

Работа в группах

Проблемно-ценностное общение

3

Шахматная доска.

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

4

Горизонтальная линия.

Практическое занятие

Игровая деятельность

5

Вертикальная линия. Диагональ.

Практическое занятие

Игровая деятельность

6

Фигуры черные и белые.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

7

Ладья. Слон.

Работа в группах

Игровая деятельность

8

Ферзь. Конь.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

9

Пешка. Король.

Круглый стол

Проблемно-ценностное общение

10 

Начальное положение шахматных фигур.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

11

Правило «ферзь любит свой цвет».

Работа в группах

Фронтальная и индивидуальная работа

12

Начальная позиция на шахматной доске.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

13

Ход и взятие ладьи.

Работа в группах

Досуговое общение

14 

Ход и взятие слона.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

15

Ход и взятие ферзя.

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

16

Ход и взятие коня.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

17

Ход и взятие пешки.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

18 

Превращение пешки.

Работа в группах

Досуговое общение

19

Ход короля.

«Мозговой штурм»

Проблемно-ценностное общение

20

Взятие короля.

Работа в группах

Проблемно-ценностное общение

21

Шах.

Практическое занятие

Проблемно-ценностное общение

22

Мат.

«Мозговой штурм»

Проблемно-ценностное общение

23

Пат, ничья.

Работа в парах

Игровая деятельность

24

Мат в один ход.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

25

Рокировка.

«Мозговой штурм»

Проблемно-ценностное общение

26

Длинная и короткая рокировка.

Практическое занятие

Игровая деятельность

27

Как  начинать шахматную партию.

Круглый стол

Досуговое общение

28 

Короткие партии.

Практическое занятие

Игровая деятельность

29

Демонстрация коротких партий.

Практическое занятие

Игровая деятельность

30

Демонстрация коротких партий

Практическое занятие

Игровая деятельность

31 

Игра всеми фигурами из начального положения

Практическое занятие

Игровая деятельность

32 

Игра всеми фигурами из начального положения.

Круглый стол

Проблемно-ценностное общение

33

Итоговое занятие.

Урок-игра

Игровая деятельность

 

Итого за год – 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    III.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименования разделов и тем

Введение в образовательную программу (1 час)

 

1

Шахматная школа.

Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)

2

Легенды и сказания о  возникновении шахмат.

Шахматная доска  (3 часа)

3

Шахматная доска.

4

Горизонтальная линия.

5

Вертикальная линия. Диагональ.

Шахматные фигуры (4 часа)

6

Фигуры черные и белые.

7

Ладья. Слон.

8

Ферзь. Конь.

9

Пешка. Король.

Начальная расстановка фигур (3 часа)

10 

Начальное положение шахматных фигур.

11

Правило «ферзь любит свой цвет».

12

Начальная позиция на шахматной доске.

Ходы и взятие фигур (8 часов)

13

Ход и взятие ладьи.

14 

Ход и взятие слона.

15

Ход и взятие ферзя.

16

Ход и взятие коня.

17

Ход и взятие пешки.

18 

Превращение пешки.

19

Ход короля.

20

Взятие короля.

Цель шахматной партии (6 часов)

21

Шах.

22

Мат.

23

Пат, ничья.

24

Мат в один ход.

25

Рокировка.

26

Длинная и короткая рокировка.

Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)

27

Как  начинать шахматную партию.

28 

Короткие партии.

29

Демонстрация коротких партий.

30

Демонстрация коротких партий

31 

Игра всеми фигурами из начального положения

32 

Игра всеми фигурами из начального положения.

Итоговое занятие (1 час)

33

Итоговое занятие.

 

Итого за год – 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные (фактические) сроки прохождения

Введение в образовательную программу (1 час)

 

1

Шахматная школа.

05.09

 

Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)

2

Легенды и сказания о возникновении шахмат

12.09

 

Шахматная доска  (3 часа)

3

Шахматная доска.

19.09

 

4

Горизонтальная линия.

26.09

 

5

Вертикальная линия. Диагональ.

03.10

 

Шахматные фигуры (4 часа)

6

Фигуры черные и белые.

10.10

 

7

Ладья. Слон.

17.10

 

8

Ферзь. Конь.

24.10

 

9

Пешка. Король.

07.11

 

Начальная расстановка фигур (3 часа)

10 

Начальное положение шахматных фигур.

14.11

 

11

Правило «ферзь любит свой цвет».

21.11

 

12

Начальная позиция на шахматной доске.

28.11

 

Ходы и взятие фигур (8 часов)

13

Ход и взятие ладьи.

05.12

 

14 

Ход и взятие слона.

12.12

 

15

Ход и взятие ферзя.

19.12

 

16

Ход и взятие коня.

26.12

 

 17

Ход и взятие пешки.

16.01

 

18 

Превращение пешки.

23.01

 

19

Ход короля.

30.01

 

20

Взятие короля.

06.02

 

Цель шахматной партии (6 часов)

21

Шах.

13.02

 

 22

Мат.

27.02

 

23

Пат, ничья.

06.02

 

24

Мат в один ход.

13.03

 

25

Рокировка.

27.03

 

26

Длинная и короткая рокировка.

03.04

 

Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)

27

Как  начинать шахматную партию.

10.04

 

28 

Короткие партии.

17.04

 

29

Демонстрация коротких партий.

24.04

 

30

Демонстрация коротких партий

01.05

 

31 

Игра всеми фигурами из начального положения

08.05

 

32 

Игра всеми фигурами из начального положения.

17.05

 

Итоговое занятие (1 час)

33

Итоговое занятие.

22.05

 

 

Итого за год – 33 часа

 

 

Лист согласования изменений

в календарно-тематическом планировании

№ п/п

Изменение календарно-тематического планирования

(дата, содержание изменения, причины)

Отметка о согласовании с администрацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от 31.08.2016 № 01

Руководитель ШМО

______________ (Чернышёва Т.В.)

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

______________ (Ниненко Н.В.)

Дата: 31.08.2016

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Индивидуальная образовательная траектория в начальной школе: особенности программы внеурочной деятельности кружка "Шахматная азбука""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 101
    • DOCX 39.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Холмовая Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Холмовая Александра Ивановна
    Холмовая Александра Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87378
    • Всего материалов: 260

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе