ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Перечень
нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1.Основная
образовательная программа начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 19,
2011.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
3. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации» от 6 октября 2009 г. №373.
4.
Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» Автор:
Балазан В.Д. (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»), 2016
год.
Цели изучения
учебного предмета, курса
- создание
условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через
занятия шахматами.
Задачи изучения
учебного предмета, курса
- развитие
интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие
навыков групповой работы;
- развитие
способности к управлению своими эмоциями и действиями;
- развитие
активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие
образного мышления, расширение представления об окружающем мире;
- воспитание
целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного
отношения ко времени.
Место учебного
предмета в Учебном плане ОО
Количество
часов в год
|
33 часа
|
Количество
часов в неделю
|
1 час
|
I.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными
результатами изучения курса «Шахматная азбука» являются следующие умения и
качества:
·
определять
и высказывать оценивать
простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
·
слушать
и понимать речь других.
Метапредметными
результатами изучения курса «Шахматная азбука» является формирование универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
·
самостоятельно
обнаруживать и формулировать цель деятельности;
·
проговаривать последовательность действий;
·
рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;
·
формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих
затруднений;
·
выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
·
составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
·
сверять,
работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
Познавательные УУД:
·
формировать
представление о шахматных фигурах и об особенностях каждой фигуры отдельно;
·
проводить
наблюдение под руководством учителя;
·
осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·
использовать
компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
·
анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные
УУД:
·
самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т.д.);
·
в
дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
·
учиться
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
·
понимая
позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы);
·
уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
II.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
|
Содержание курса внеурочной деятельности
|
Формы организации
|
Виды деятельности
|
1
|
Шахматная
школа.
|
Презентация
курса (вводное занятие)
Инсценировка
|
Художественное
творчество
|
2
|
Легенды
и сказания о возникновении шахмат.
|
Работа в группах
|
Проблемно-ценностное
общение
|
3
|
Шахматная
доска.
|
Практическое
занятие
|
Фронтальная
и индивидуальная работа
|
4
|
Горизонтальная
линия.
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
5
|
Вертикальная линия. Диагональ.
|
Практическое занятие
|
Игровая
деятельность
|
6
|
Фигуры черные и белые.
|
Игра
– соревнование
|
Игровая
деятельность
|
7
|
Ладья. Слон.
|
Работа
в группах
|
Игровая
деятельность
|
8
|
Ферзь. Конь.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
9
|
Пешка. Король.
|
Круглый
стол
|
Проблемно-ценностное
общение
|
10
|
Начальное положение шахматных фигур.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
11
|
Правило «ферзь любит свой цвет».
|
Работа
в группах
|
Фронтальная
и индивидуальная работа
|
12
|
Начальная позиция на шахматной доске.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
13
|
Ход и взятие ладьи.
|
Работа
в группах
|
Досуговое
общение
|
14
|
Ход и взятие слона.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
15
|
Ход и взятие ферзя.
|
Практическое
занятие
|
Фронтальная
и индивидуальная работа
|
16
|
Ход и взятие коня.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
17
|
Ход и взятие пешки.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
18
|
Превращение пешки.
|
Работа
в группах
|
Досуговое
общение
|
19
|
Ход короля.
|
«Мозговой
штурм»
|
Проблемно-ценностное
общение
|
20
|
Взятие короля.
|
Работа
в группах
|
Проблемно-ценностное
общение
|
21
|
Шах.
|
Практическое
занятие
|
Проблемно-ценностное
общение
|
22
|
Мат.
|
«Мозговой
штурм»
|
Проблемно-ценностное
общение
|
23
|
Пат, ничья.
|
Работа
в парах
|
Игровая
деятельность
|
24
|
Мат в один ход.
|
Игра
– соревнование
|
Игровая
деятельность
|
25
|
Рокировка.
|
«Мозговой
штурм»
|
Проблемно-ценностное
общение
|
26
|
Длинная и короткая рокировка.
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
27
|
Как начинать шахматную партию.
|
Круглый
стол
|
Досуговое
общение
|
28
|
Короткие партии.
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
29
|
Демонстрация коротких партий.
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
30
|
Демонстрация коротких партий
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
31
|
Игра всеми фигурами из начального
положения
|
Практическое
занятие
|
Игровая
деятельность
|
32
|
Игра всеми фигурами из начального
положения.
|
Круглый
стол
|
Проблемно-ценностное
общение
|
33
|
Итоговое занятие.
|
Урок-игра
|
Игровая
деятельность
|
|
Итого за год – 33 часа
|
|
|
III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Наименования
разделов и тем
|
Введение
в образовательную программу (1 час)
|
1
|
Шахматная
школа.
|
Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)
|
2
|
Легенды
и сказания о возникновении шахмат.
|
Шахматная доска (3 часа)
|
3
|
Шахматная
доска.
|
4
|
Горизонтальная
линия.
|
5
|
Вертикальная линия. Диагональ.
|
Шахматные фигуры (4 часа)
|
6
|
Фигуры черные и белые.
|
7
|
Ладья. Слон.
|
8
|
Ферзь. Конь.
|
9
|
Пешка. Король.
|
Начальная расстановка фигур (3 часа)
|
10
|
Начальное положение шахматных фигур.
|
11
|
Правило «ферзь любит свой цвет».
|
12
|
Начальная позиция на шахматной доске.
|
Ходы и взятие фигур (8 часов)
|
13
|
Ход и взятие ладьи.
|
14
|
Ход и взятие слона.
|
15
|
Ход и взятие ферзя.
|
16
|
Ход и взятие коня.
|
17
|
Ход и взятие пешки.
|
18
|
Превращение пешки.
|
19
|
Ход короля.
|
20
|
Взятие короля.
|
Цель шахматной партии (6 часов)
|
21
|
Шах.
|
22
|
Мат.
|
23
|
Пат, ничья.
|
24
|
Мат в один ход.
|
25
|
Рокировка.
|
26
|
Длинная и короткая рокировка.
|
Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)
|
27
|
Как начинать шахматную партию.
|
28
|
Короткие партии.
|
29
|
Демонстрация коротких партий.
|
30
|
Демонстрация коротких партий
|
31
|
Игра всеми фигурами из начального
положения
|
32
|
Игра всеми фигурами из начального
положения.
|
Итоговое занятие (1 час)
|
33
|
Итоговое занятие.
|
|
Итого за год – 33 часа
|
IV.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Наименования
разделов и тем
|
Плановые
сроки прохождения
|
Скорректированные
(фактические) сроки прохождения
|
Введение
в образовательную программу (1 час)
|
1
|
Шахматная
школа.
|
05.09
|
|
Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час)
|
2
|
Легенды
и сказания о возникновении шахмат
|
12.09
|
|
Шахматная доска (3 часа)
|
3
|
Шахматная
доска.
|
19.09
|
|
4
|
Горизонтальная
линия.
|
26.09
|
|
5
|
Вертикальная линия. Диагональ.
|
03.10
|
|
Шахматные фигуры (4 часа)
|
6
|
Фигуры черные и белые.
|
10.10
|
|
7
|
Ладья. Слон.
|
17.10
|
|
8
|
Ферзь. Конь.
|
24.10
|
|
9
|
Пешка. Король.
|
07.11
|
|
Начальная расстановка фигур (3 часа)
|
10
|
Начальное положение шахматных фигур.
|
14.11
|
|
11
|
Правило «ферзь любит свой цвет».
|
21.11
|
|
12
|
Начальная позиция на шахматной доске.
|
28.11
|
|
Ходы и взятие фигур (8 часов)
|
13
|
Ход и взятие ладьи.
|
05.12
|
|
14
|
Ход и взятие слона.
|
12.12
|
|
15
|
Ход и взятие ферзя.
|
19.12
|
|
16
|
Ход и взятие коня.
|
26.12
|
|
17
|
Ход и взятие пешки.
|
16.01
|
|
18
|
Превращение пешки.
|
23.01
|
|
19
|
Ход короля.
|
30.01
|
|
20
|
Взятие короля.
|
06.02
|
|
Цель шахматной партии (6 часов)
|
21
|
Шах.
|
13.02
|
|
22
|
Мат.
|
27.02
|
|
23
|
Пат, ничья.
|
06.02
|
|
24
|
Мат в один ход.
|
13.03
|
|
25
|
Рокировка.
|
27.03
|
|
26
|
Длинная и короткая рокировка.
|
03.04
|
|
Игра всеми фигурами из начального положения (6 часов)
|
27
|
Как начинать шахматную партию.
|
10.04
|
|
28
|
Короткие партии.
|
17.04
|
|
29
|
Демонстрация коротких партий.
|
24.04
|
|
30
|
Демонстрация коротких партий
|
01.05
|
|
31
|
Игра всеми фигурами из начального
положения
|
08.05
|
|
32
|
Игра всеми фигурами из начального
положения.
|
17.05
|
|
Итоговое занятие (1 час)
|
33
|
Итоговое занятие.
|
22.05
|
|
|
Итого за год – 33 часа
|
|
|
Лист согласования изменений
в
календарно-тематическом планировании
№
п/п
|
Изменение
календарно-тематического планирования
(дата,
содержание изменения, причины)
|
Отметка
о согласовании с администрацией
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V.
ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей начальных
классов
от 31.08.2016 № 01
Руководитель ШМО
______________ (Чернышёва
Т.В.)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель
директора по УВР
______________ (Ниненко
Н.В.)
Дата: 31.08.2016
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.