Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыГлагол.Урок закрепления пройденного материала.

Глагол.Урок закрепления пройденного материала.

Скачать материал

Открытый урок русского языка в 4 классе

с использованием современных образовательных технологий

повторение изученного в начальной школе по теме «Глагол как часть речи».

 

Учитель начальных классов: Любимцева Елена  Александровна.

Вид урока: урок-игра.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».

Цели:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.

-отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.

 2. Развивающие:

- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму,  анализировать, делать выводы;

- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.

3. Воспитательные:

- формирование интереса к  изучаемому материалу;

- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, таблички с названием отделов, плакаты-рубрики для статьи, карточки с заданием.

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент

 Я  очень рада 
Войти в приветливый ваш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сочиним урок! 
Мои соавторы и судьи, 
Оценкой вас не накожу. 
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу
..

Учитель:  Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, которых мы поприветствуем. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.

 

Психологический настрой «Все в твоих руках». 

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

И эти слова должны стать девизом всей вашей жизни.

 А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета»  школьной газеты «Алые паруса». (слайд 1)

 В нашей редакции будет работать три отдела: отдел писем, информации и публикации. Каждый отдел состоит из редактора и помощников. Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать соответствующие записи. Отделам писем, информации и публикации предстоит подготовить информационную статью  к  выпуску очередного февральского  номера школьной газеты. Я, как главный редактор, буду вам помогать.

 О чем эта статья, вы должны догадаться.

 

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)    (слайд 2)

 

- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая  сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

- Редакторы и помощники  готовы? Заседание  редакционного совета   считаю открытым.  Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Откройте свои ежедневники, запишите число.

 А сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать  в нашей  статье в помощь учащимся начальной школы, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной .

 

Давайте вместе создадим 1 рубрику нашей статьи  (слайд 3)

 

 Работа по первой рубрике «Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?»  (слайд 4)

 

Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?» расскажет отдел информации

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на   вопросы что делать?   что сделать? в начальной форме.

Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи? (слайд 5)

Ответ учеников:  Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятн

Задание (разноуровневые): На адрес нашей редакции приходит много

корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах.

 Почтовых конвертах  задания разной сложности.

Каждый  из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

 

1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их

Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука. (взаимопроверка)  

 

2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол (комментирование)

Беседа - …                                                 

Завтрак - …

Работа - …

Рассказ - …

Чувство - …

 

3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы (слайд 6)

     1)Труд  человека кормит,  а лень портит.

     2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.    

     3) Что в других не любишь, того и сам не делай.          

(Нина,Кирилл)

 

     

3. Работа по второй рубрике «Как глаголы изменяются ?» (слайд 7)

Учитель: Как изменяются  глаголы расскажет отдел  информации

 

    Глаголы изменяются по временам и по числам.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени (Саша)

- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. (Илья)

- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. (Саша)

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе. (Илья)

Задание (по  группам): Известные вам устойчивые выражения  нужно заменить одним словом – глаголом. Изменить глаголы в неопределенной форме  по временам и по числам (у доски)

           Бежать со всех ног - торопиться

Водить за нос - обманывать

Распускать руки – драться

         Зарубить себе на носу - запомнить

         Витать в облаках – мечтать

 

1.Торопится, торопился, будет торопиться;

    Торопятся, торопились, будут торопиться.

 

2.Обманывает, обманывал , будет обманывать;

    Обманывают, обманывали, будут обманывать.

 

3.Дерётся, дрался, будет драться;

   Дерутся, дрались, будут драться.

 

4.------,запомнил, запомнит;

   ___  ,запомнили, запомнят.

 

5. мечтает, мечтал, будет мечтать;

   Мечтают, мечтали, будут мечтать.

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 8)

«Каждый твёрдо должен знать:

                                   Здоровье надо укреплять!»

 

 

4. Работа по третьей рубрике « Что такое спряжение глагола (слайд 9)

 

    Учитель: О спряжении глагола нам расскажет  отдел информации.

 

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений.

Есть глаголы 1 и 2 спряжения. (Кирилл)

Ко второму же спряжению (Нина)

                            Отнесём мы без сомненья.

                             Все глаголы, что на – ИТЬ,

                             Исключая брить, стелить

                             И ещё смотреть, обидеть

                             Слышать, видеть, ненавидеть

                             Гнать, держать, дышать, вертеть,

                             И зависеть и терпеть.

                             Вы запомните, друзья.

                             Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

 

Задание: В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо от девочки, которая рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются  её друзья. Подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение. (слайд 10)

 

 

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля  … (колет)

Поля  … (полет),

Паша … (пашет),

Варя  … (варит),

Валя  … (валит),

Света … (светит),

Катя  … (катит),

Тоня  … (тонет),

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

 

5. Работа по четвертой  рубрике  «Каким членом в предложении глагол является?»

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе не единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

Задание: Отделу публикации предстоит работа с деформированным предложением (из слов звёзды, тёмном, зажглись, в, яркие, небе составить предложение, произвести полный синтаксический разбор  предложения. (слайд 11)

В темном  небе зажглись яркие звезды.( простое,повест.,невосклиц.,распростран.)

 

6. Обобщение по всем рубрикам (индивидуальная работа) тест

 

 

Тест

 

1.     Глагол – это

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? что?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на   вопросы что делать?   что сделать?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы  какой? чей?

 

2.     Глаголы изменяются:

а) по временам и числам;

б) по родам и числам;

в) по падежам.

 

     3.  Что называется спряжением?

 а) изменение глагола по падежам;

 б) изменение глагола по родам;

в) изменение глагола по лицам и числам.

4.Каким членом в предложении является  глагол?

а) определением;

б) сказуемым;

в) дополнением.

 

 

 

 

- Я, как главный редактор согласна  с тем, что достаточно информации для выпуска нашей статьи  и разрешаю готовить материал к печати.

В каждом журнале есть поэты и в нашей школе был начинающий поэт  Глеб, который посвятил стихотворение своей любимой Родине. (слайд 12)

 

 

«Осетия в сердце моем!»

У матушки России есть дитя,

И имя и душа – все в ней прекрасно,

И главное – то Родина моя

Осетия – России дочь и дочь Кавказа!

Она гостеприимна  как никто,

Красой богата  и дарами полна,

Короной в виде гор обрамлена,

Ты - гордость наша, сила и отрада!

Многонациональная земля!

Живут здесь осетины и армяне,

Кумыки, русские, грузины,

Ингуши, чеченцы, турки,

Кабардинцы и цыгане!

Традиции свято храним, бережем,

Мы предков всегда будем помнить!

Как горные реки силен наш народ,

Георгий во всем нам поможет!

Назовите глаголы, которые встретились в этом стихотворении

 

 

7. Итог урока (рефлексия)

 

 

Вспомните, что такое синквейн? (слайд 13)

(в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).

Какие правила существуют для его написания?

(На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна.

 На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

 На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза.

 Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)

 Дома Вы должны были составить синквейн на тему «Глагол». Какой синквейн получился у вас?

Глагол

Важный, особенный

Действует, обозначает, изменяется       

Устами младенца глаголет истина

Учение

 

Глагол.

Живой и яркий.

Работает, знает, говорит.

Важная часть речи.                          

Действие.

 

 

 

 

Глагол

Особенный, главный

Спрягается, показывает, имеет          

Глаголом жги сердца людей

Знание

 

Глагол

Важный, нужный

Идет, несет, приближается.                      

Обозначает действие или состояние.

Действие

 

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется                 

Изменяющее события по времени

Категория

 

Глагол

Переходный, возвратный

Объединяет, выступает, употребляется       

Обозначает действие или состояние

Что делать?

 

 

 

 

Что ж, ребята, статья для выпуска школьной газеты

практически готова. Посмотрите на газету. Какой получился результат! (слайд  14)

 И мне хочется от себя

добавить еще 1 рубрику: «Мнение главного редактора» («Молодцы!») (слайд 15)

 

Я хочу отметить работу каждого отдела. Вы работали сплочённо, дружно.

Поделитесь своим впечатлением о сегодняшнем заседании редакционного

совета газеты. Что запомнилось, что понравилось! (слайд 16)

- Заседание  редакционного совета  школьной газеты  считаю закрытым.

 

8. Задание на дом.

Обратите внимание на рубрику «Проба пера». (слайд 17)

Дома вам предстоит придумать сказку о глаголе. Лучшая сказка будет опубликована в мартовском выпуске школьной газеты.

Творческих успехов вам! (слайд18)

В преддверии Международного Женского дня  мы хотим, чтобы Вас, милые женщины, уважали, ценили , любили Ваши ученики.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Глагол.Урок закрепления пройденного материала."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.12.2020 146
    • DOCX 38.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Наталья Викторовна
    Давыдова Наталья Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100879
    • Всего материалов: 198

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе