+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаФормирование интереса к чтению у школьников младших классов

Формирование интереса к чтению у школьников младших классов

Слайд 1

"Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является одной из актуальных проблем современной школы.

Слайд 2

Еще В.О. Сухомлинский отмечал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего образования, плохое чтение - будто грязное окно, сквозь которое ничего не видно. Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По - началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

Слайд 3

Для формирования и развития пoзнавательного интереса неoбходимо:

· укреплять в каждoм ребенке веру в свои силы, пoощрять его, не oслаблять его интереса недоверием, негативными oценками;

· развивать у детей чувствo собственнoго достoинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать твoрческие силы детей, сoздавать для этого условия;

· испoльзовать приемы, спoсобствующие выходу двигательной энергии.

В программе курса «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов, разработанной Л.Ф. Климановой и В.Г. Горецким, цель литературного образования младших школьников определена следующим образом: «Ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений».

Чтение должно помочь ребенку почувствовать произведение, сделать «свое открытие», которое заставит его задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, нежности, раздражении и восхищении. Если ребенок задумается о своих поступках, то, возможно, у него возникнет потребность в изменении себя, в самовоспитании.

Слайд 4

Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам.
Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса. К наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов, можно отнести:

  1. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

  2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.

  3. ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ.

  4. ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  5. ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

  6. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Слайд 5

Игра является одним из активно используемых в начальных классах на уроках литературного чтения методов, его применение позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению. Дидактические игры очень эффективно помогают решать проблему воспитания культуры чтения.

Слайд 6

Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу. Вот примеры таких уроков: викторины по произведениям писателей, викторины по сказкам.

Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя.

Слайд 7

«Сказочное ателье»: прочитать, как одеты Буратино, Незнайка или Баба Яга. Нарисованных кукол одеть в наряд, изготовленный из бумаги.

«Бюро находок» Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор).

Игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок Г.Х. Андерсена»)

Слайд 8

Литературные аукционы («Кто больше назовет?..»),

Конкурсы внимательных и начитанных («Чей это предмет?..», «Чей это цвет.. », «Знаете ли вы...», «Кто на чем передвигается..»),

-игры-загадки («Чьи это слова?», «Чей это портрет», «Назови автора...»).

Слайд 9

При изучении темы «Детская игровая поэзия» использую игры со словами, ритмами и рифмами, игры с неожиданными ассоциациями. При изучении темы «Русские народные сказки» включаю в урок сочинение историй, которые обучающиеся составили по аналогии с какой-либо сказкой. Например, сочинение сказки «Борщ из лаптя» по аналогии со сказкой «Каша из топора», сказки «Ведро и лейка» по аналогии со сказкой «Журавль и цапля». Обучающиеся с удовольствием прочитывают сочиненные истории.

Слайд 10

Ролевые игры могут быть использованы в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями произведения.

Слайд 11

Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание миниатюрных книг, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов костюмов к инсценированным произведениям.

Но самой любимой игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам.

Слайд 12

Большое значение в деле приобщения младших школьников к чтению играет библиотека: библиотечная обстановка, поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем. Мои воспитанники с нетерпением ждут прихода библиотекаря на урок, ждут встречи с новыми книгами. Встречи с настоящими писателями для детей что-то фантастическое. Так, например, 29 марта ребята присутствовали на встрече с детской писательницей Т.Березюк. Совместно с библиотекой им.Гладиной действует проект «Читательский рюкзачок», в котором и находится одна из книг Т.Березюк.

Слайд 13

Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах урока, используя возможности методических приемов, направленных на приобщение ребенка к миру книг, к миру литературного чтения.

Слайд 14

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся - мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
20
Номер материала
9451
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.