Слайд 1
"Формирование
интереса к чтению у школьников младших классов"
Проблема приобщения
ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является
одной из актуальных проблем современной школы.
Слайд 2
Еще В.О. Сухомлинский
отмечал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего образования,
плохое чтение - будто грязное окно, сквозь которое ничего не видно. Научить
читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По
- началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть,
как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до
наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются
заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих
пропадает охота сидеть за книгой.
Слайд 3
Для формирования и
развития пoзнавательного интереса неoбходимо:
· укреплять в каждoм
ребенке веру в свои силы, пoощрять его, не oслаблять его интереса недоверием,
негативными oценками;
· развивать у детей
чувствo собственнoго достoинства: позиции педагога и ребенка являются равными,
партнерскими;
· развивать твoрческие
силы детей, сoздавать для этого условия;
· испoльзовать приемы,
спoсобствующие выходу двигательной энергии.
В программе курса
«Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов, разработанной Л.Ф. Климановой и
В.Г. Горецким, цель литературного образования младших школьников определена
следующим образом: «Ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему
осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное
произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное
чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению
художественных произведений».
Чтение должно помочь
ребенку почувствовать произведение, сделать «свое открытие», которое заставит
его задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и
ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, нежности,
раздражении и восхищении. Если ребенок задумается о своих поступках, то,
возможно, у него возникнет потребность в изменении себя, в самовоспитании.
Слайд 4
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать
ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому
занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов
к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что
ребёнок будет действовать сам.
Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из
возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса. К
наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов,
можно отнести:
1.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ.
2.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО
ЧТЕНИЯ.
3.
ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ.
4.
ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
5.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
6.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые технологии являются
составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения,
которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу
учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных
предметов.
Слайд 5
Игра является одним из
активно используемых в начальных классах на уроках литературного чтения методов,
его применение позволяет активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми
впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения.
В своей деятельности использую различные игры в практике приобщения младших
школьников к чтению. Дидактические игры очень эффективно помогают решать
проблему воспитания культуры чтения.
Слайд 6
Ученикам очень нравятся
викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я
часто их провожу. Вот примеры таких уроков: викторины по произведениям
писателей, викторины по сказкам.
Игра «Узнайте героя
сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где
говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием
и представить героя.
Слайд 7
«Сказочное ателье»:
прочитать, как одеты Буратино, Незнайка или Баба Яга. Нарисованных кукол одеть
в наряд, изготовленный из бумаги.
«Бюро находок» Надо
разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса,
репа, пшеничные колоски, топор).
Игры-путешествия («По
страницам любимых книг», «Строим музей сказок Г.Х. Андерсена»)
Слайд 8
Литературные аукционы
(«Кто больше назовет?..»),
Конкурсы внимательных и
начитанных («Чей это предмет?..», «Чей это цвет.. », «Знаете ли вы...», «Кто на
чем передвигается..»),
-игры-загадки («Чьи это
слова?», «Чей это портрет», «Назови автора...»).
Слайд 9
При изучении темы
«Детская игровая поэзия» использую игры со словами, ритмами и рифмами, игры с
неожиданными ассоциациями. При изучении темы «Русские народные сказки» включаю
в урок сочинение историй, которые обучающиеся составили по аналогии с
какой-либо сказкой. Например, сочинение сказки «Борщ из лаптя» по аналогии со
сказкой «Каша из топора», сказки «Ведро и лейка» по аналогии со сказкой
«Журавль и цапля». Обучающиеся с удовольствием прочитывают сочиненные истории.
Слайд 10
Ролевые игры могут быть
использованы в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в
ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками,
«встречаются» с героями произведения.
Слайд 11
Очень популярны у детей
всевозможные творческие проекты, такие, как создание миниатюрных книг, сборников
любимых сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям,
макетов костюмов к инсценированным произведениям.
Но самой любимой игрой
является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение,
формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому
ученику работу по душе и по силам.
Слайд 12
Большое значение в деле
приобщения младших школьников к чтению играет библиотека: библиотечная
обстановка, поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем. Мои
воспитанники с нетерпением ждут прихода библиотекаря на урок, ждут встречи с
новыми книгами. Встречи с настоящими писателями для детей что-то
фантастическое. Так, например, 29 марта ребята присутствовали на встрече с
детской писательницей Т.Березюк. Совместно с библиотекой им.Гладиной действует
проект «Читательский рюкзачок», в котором и находится одна из книг Т.Березюк.
Слайд 13
Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на
всех этапах урока, используя возможности методических приемов, направленных на
приобщение ребенка к миру книг, к миру литературного чтения.
Слайд 14
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что
«чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит
размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся - мыслить!
Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.