Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФизминутки для младших школьников

Физминутки для младших школьников

Скачать материал

Физкультминутки.

 

1. Гимнастика до учебных занятий (мин).

2. Физкультминутки на уроках (мин).

3. Подвижные перемены (мин).

4. Участие в соревнованиях в учебном году (раз).

5. Дни здоровья и спорта.

 

С учетом особенностей детского организма физиологи и ги­гиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зре­ния, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкульт­минутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут). На это следует обра­тить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигие­нической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возмож­ность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Внешними проявлениями утомления являются учащение от­влечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нару­шение почерка, снижение работоспособности. Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних ор­ганов и работоспособность нервной системы.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-3 мин. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомле­ние, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток

•     Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их ре­зультативность.

•  Физминутки должны проводиться на начальном этапе утом­ления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

•    Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Виды физкультминуток

•   упражнения для снятия общего или локального утомления;

•   упражнения для кистей рук;

•   гимнастика для глаз;

•   гимнастика для улучшения слуха;

•   упражнения для профилактики плоскостопия;

•   упражнения, корректирующие осанку;

•   дыхательная гимнастика.

 

Гимнастика до занятий.

 

Начало  каждого учебного дня  отмечаем организованной зарядкой.

   Она служит прекрасным организацион­ным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функ­ций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повыше­нию общей работоспособности. Комплекс состоит из  4-7 общеразвивающих упражне­ний. Выполняется в течение 4-5 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с како­го урока начинается учебный день. Если первый урок — письмо или русский язык, то целесообразно включить упражне­ния для развития мышц кисти. Если пер­вый урок — литературное чтение, то в комп­лекс следует включить специальные упраж­нения, укрепляющие аккомодационный ап­парат глаз.

В  комплекс гимнастики  до уроков ,  а также  в физкультурные минутки  и в уроки физической культуры вместе с другими  общеразвивающими  упражнениями   включаем   упражнения для формирования осанки .(приложение).

Упражнения, корректирующие осанку.

В младшем школьном возрасте опорно - двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка - это приобретённая человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьёзным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в 2 направлениях - это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.

 

                                        Физкультурные минутки.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой ком­плекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физ­культминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настрое­ние, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфооб­ращение застойных участков в организме ребенка, снять статиче­ское напряжение.

 

 

Упражнения для снятия общего или локального утомления

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того , чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физминутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя. Использование на уроке непосредственно в классе упражнений повышенной интенсивности (прыжков, резких наклонов, выпадов) нецелесообразно. С одной стороны, это нарушает гигиенические условия в кабинете (повышает температуру воздуха, изменяет его состав и т.д.), а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей ( в результате короткой, но интенсивной физической нагрузки).

Чаще всего используются физкультминутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее:

-важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;

- преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

-текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Учитель придумывает и использует различные движения для конкретных классов, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Гимнастика для глаз.

  Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Разработаны различные упражнения.

При напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к чёткому видению отдалённых предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям

 

Упражнения на расширение зрительно пространственной активности.

1. Гимнастика для глаз на офтальмотренажёре. (Упражнения выполняются стоя).

2. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами.

Например, изображают какие-либо цветные фигуры. Рисунок размещается выше уровня глаз в любом удобном месте ( над доской, на боковой стене, на потолке). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнения выполняются стоя.

3. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. По  просьбе учителя дети  встают и  выполняют ряд заданий:  отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, слова и т.д.

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное влияние на органы зрения. Вот несколько упражнений на развитие слуха, которые учитель может дать детям на физминутке:

1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

2. Найдите ямочку возле козелка.  Нажали на ямочки сразу обоих ушек - отпустили, нажали, отпустили.

3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

4. Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую. Массировать одновременно оба уха.

5. Начинаем дёргать себя за ушки-сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем вверх тоже 20 раз.

6. Потяните ушки в сторону - снова 20 раз.

 

Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. Правилам дыхания: дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично, учим не только при выполнении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры и ритмики, но и  на уроках чтения.(приложение )

Для дыхательных упражнений используем скороговорки.(приложение )

Дыхательная гимнастика.

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличивать объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

 Пальчиковая гимнастика.

           При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки ( непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребёнка к началу школьного обучения ещё недостаточно развиты.

  Поэтому важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

« Пальчиковые игры»  очень эмоцио­нальны. Они увлекательны и способствуют развитию речи, твор­ческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают ре­альность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движе­ниями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмо­ванных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требу­ют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентировать­ся в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

 

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

- гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

- дыхательную гимнастику.

Физкультминутки могут включать в себя не только физиче­ские упражнения, но и «этюды для души» - аутотренинги. Ауто­тренинг-релаксация позволяет ребенку полностью расслабиться, восстановить силы.(приложение  )

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. (Приложения )

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Физминутки для младших школьников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.07.2020 317
    • DOCX 63.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колынюк Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колынюк Елена Владимировна
    Колынюк Елена Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84398
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 102 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек