+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаДополнительная общеобразовательная программа "Удивительный мир чисел 2 класс"

Дополнительная общеобразовательная программа "Удивительный мир чисел 2 класс"

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной

школы Староюрьевского районаТамбовской области

в с. Крутовское

Рекомендовано

методическим советом школы

протокол №1 от 30.08.2017

Утверждено Приказ № 453 от 01.09.2017

Платная дополнительная образовательная программа

« Удивительный мир чисел»

на 2017 – 2018 учебный год

Для обучающихся 2 класса

Срок реализации - 1 год

Составитель: Верзилина Елена Ивановна,

учитель начальных классов

с. Крутовское - 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Платная дополнительная образовательная программа «Удивительный мир чисел» имеет общеинтеллектуальную направленность. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.

Новизна программы

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Удивительный мир чисел» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Актуальность программы

Курс «Удивительный мир чисел» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  • сформировать умение учиться.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Адресат программы

Условия набора учащихся: для обучения по программе «Удивительный мир чисел» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Объем и срок освоения программы

Программа «Удивительный мир чисел» рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 39 часов.

Формы и режим занятий: обучение по программе «Удивительный мир чисел» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий

Схема возрастного и количественного распределения учащихся,

количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

1

1

1 (45 мин)

1

39

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам реализации программы «Удивительный мир чисел» ожидаются следующие результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

-

2-3

Как люди научились считать.

2

1

1

4-5

Интересные приемы устного счёта.

2

-

2

6-7

Решение занимательных задач в стихах.

2

-

2

8-9

Упражнения с числами

2

1

1

10-11

Учимся отгадывать ребусы.

2

1

1

12-13

Числа-великаны.

2

1

1

14-15

Упражнения с числами

2

1

1

16-17

Решение логических задач.

2

1

1

18-19

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

1

1

20-21

Загадки- смекалки.

2

1

1

22-23

Игра «Знай свой разряд».

2

1

1

24-25

Обратные задачи.

2

1

1

26-27

Практикум «Подумай и реши».

2

-

2

28-29

Задачи с изменением вопроса.

2

1

1

30-31

Решение нестандартных задач.

2

1

1

32-33

Решение логических задач.

2

-

2

34-35

Задачи с многовариантными решениями.

2

1

1

36-38

Знакомьтесь: Пифагор!

3

1

2

39

Круглый стол «Подведем итоги»

1

1

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Математика – царица наук.- 1 час

Теория. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 2 часа

Теория. Знакомство с материалом из истории развития математики.

Практика. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа

Практика. Применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа

Практика. Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с числами. – 2 часа

Теория. Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание.

Практика. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа

Теория. Знакомство с математическими ребусами.

Практика. Решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа

Теория. Знакомство с числами-великанами.

Практика. Выполнение арифметических действий с двузначными, трехзначными числами.

8. Упражнения с числами.- 2 часа

Теория. Способы решения примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание.

Практика. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение логических задач.- 2 часа

Теория. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Практика. Решение логических задач

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

2 часа

Теория. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Практика. Решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. – 2 часа

Теория. Знакомство с задачами на смекалку.

Практика. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа

Теория. Знакомство с разрядами, классами.

Практика. Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 2 часа

Теория. Знакомство с обратными задачами

Практика. Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа

Практика. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа

Теория. Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса.

Практика. Решение составленных задач.

16. Решение нестандартных задач. – 2 часа

Теория. Знакомство с нестандартными задачами.

Практика. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17. Решение логических задач. – 2 часа

Практика. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Задачи с многовариантными решениями. – 2 часа

Теория. Знакомство с задачами, имеющие несколько вариантов решения.

Практика. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

19. Знакомьтесь: Пифагор! – 3 часа

Теория. Исторические сведения:- кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку.

Практика. Таблица Пифагора.

20. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Теория. Систематизация знаний по изученным разделам.

Литература

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно – тематическое планирование

программы «Математика вокруг нас»

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

Как люди научились считать.

1

3

Как люди научились считать.

1

4-5

Интересные приемы устного счёта.

2

6-7

Решение занимательных задач в стихах.

2

8

Упражнения с числами

1

9

Упражнения с числами

1

10

Учимся отгадывать ребусы.

1

11

Учимся отгадывать ребусы.

1

12

Числа-великаны.

1

13

Числа-великаны

1

14

Упражнения с числами

1

15

Упражнения с числами

1

16

Решение логических задач.

1

17

Решение логических задач.

1

18

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

19

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

20

Загадки- смекалки.

1

21

Загадки- смекалки.

1

22

Игра «Знай свой разряд».

1

23

Игра «Знай свой разряд».

1

24

Обратные задачи.

1

25

Обратные задачи.

1

26

Практикум «Подумай и реши».

1

27

Практикум «Подумай и реши».

1

28

Задачи с изменением вопроса.

1

29

Задачи с изменением вопроса.

1

30

Решение нестандартных задач.

1

31

Решение нестандартных задач.

1

32

Решение логических задач.

1

33

Решение логических задач.

1

34

Задачи с многовариантными решениями.

1

35

Задачи с многовариантными решениями.

1

36

Знакомьтесь: Пифагор!

1

37-38

Знакомьтесь: Пифагор!

2

39

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
29
Номер материала
9040
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.