Доклад
Тема:
«Развитие
творческих способностей учащихся начальных классов через интерактивные формы
работы на
уроке».
Доклад подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №5 г. Татарска
Койдан Ю.В.
2017г.
Начальная
школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года
ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и
научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя
начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования ответственность существенно возросла.
Особенностью
сегодняшнего этапа развития России является то, что основные причины, выдвигающие
задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, -
это поворот к личности обучаемых.
Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,
а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин.
Главными
задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной
целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом
индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый
ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Работая
учителем начальных классов , свою работу я строю в согласовании с основной
целью нашего образовательного учреждения, а это: оптимальное развитие каждого
ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях
социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный
участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли
обучающего, то в роли организатора учебной ситуации;
формирование
в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале.
В
своей работе выделяю следующие направления:
- рациональное
использование интеллектуального потенциала школьника;
·
внедрение в
учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ);
·
сохранение
здоровья учащихся;
·
углубление
роли семьи в школе,
·
воспитание
нравственных и эстетических чувств, эмоционально ценностного позитивного
отношения к себе и окружающим, интереса к учению, формирование желания и умения
учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в
условиях решения учебных и жизненных задач.
Прекрасная
пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний,
где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные,
нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой
личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации
российского образования. Её реализация диктует необходимость развития
познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее
эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке
являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах; проблемное обучение и т.д.
Сегодня
под проблемным обучением понимается такая форма организации
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
При
проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в
необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий,
систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и
организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов
учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью
учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные
знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически
организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений,
повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые
знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются
внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать
новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их
обоснования.
Условия
создания проблемной ситуации.
Учителю
необходимо владеть:
-Поисковыми
методами обучения.
-Знанием
фактического материала (глубоко и прочно).
-Технологией
постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися.
-Оперированием
слов, терминов, знакомым ученикам.
Учитывать
возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные
возможности (в первом, втором классах необходимо научить ребят отвечать и самим
формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к
классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же
сюжет, явление, выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже
смогут самостоятельно организовать свою деятельность по усвоению знаний,
находить средства для решения конкретной учебной задачи.
Проблема
должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания,
умения, навыки.
Успех
проблемного урока зависит от:
·
осознания
учебной задачи учащимися;
·
четкой
формулировки проблемы;
·
знания детьми
опорного материала;
умения
детей высказывать свою точку зрения, делать выводы. Таким образом:
проблемное
обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний
учениками.
Успех
использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции
педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования
проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной
деятельности.
Главным
результатом использования технологии проблемного обучения является то, что
выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой
деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
В рамках здоровьесберегающих технологий, в своей
практике накопила опыт использования тестов при проверке знаний учащихся, как
правило, применяю тестовые задания разно уровневого характера. Такой подход
способствует формированию положительных, познавательных мотивов у детей,
снижению у них уровня тревожности, что положительно влияет на здоровье
учащихся.
Мой
технологический арсенал пополняется методом проектов, который
позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную
значимость, расширить спектр возможности детей проявления инициативы и
самостоятельности. Использую на своих уроках коллективные и групповые способы
обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать
себя, более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.
Положительным моментом является многократное проговаривание учебного
материала, чем и достигается успех применения данной технологии. Учит не только
учитель, но и ученики друг друга. Результаты проведенного микроисследования
свидетельствуют о том, что в классе есть ребята, у которых проблемы с осанкой,
зрением, дефектом речи.
Сохранению
и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации
обучения:
-
обязательно провожу физминутки, на уроках стараясь провести упражнения для
отдыха глаз, мышц;
-
оформление кабинета согласно санитарно-гигиеническим нормам;
игры,
пословиц, стихи, скороговорки для дифференциации звуков. Соблюдая
личностно-ориентированный подход в обучении, свои уроки строю на
психолого-педагогических особенностей класса.
На
уроках хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и
активно включены в работу. На уроках работают очень активно. Уровень
успеваемости составляет 100%. Процент качества колеблется.
В
начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности,
часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его
продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ на
уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных
потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств.
Применение
ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует
познавательную деятельность обучающихся. Особенностью учебного процесса с
применением информационных технологий является то, что центром деятельности
становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и
интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли
помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего
активность, инициативу, самостоятельность.
Применение
на уроках ИКТ способствует так же:
-
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
-
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
-
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Основной
целью применения ИКТ является:
-
развитие мышления ;
-
формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме
этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и
учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры
Участвую в различных конкурсах разного уровня. Районный конкурс ИнфоШкола:
2015г.- номинация « Интерактивный урок»(диплом первой степени), 2017г номинация
« Мультимедийное дидактическое пособие»(сертификат участника), Конкурс
профессионального мастерства учителя начальных классов « Мой лучший урок им.
Т.П.Комаровой2017г» номинация « Урок русского языка»( сертификат
участника),2016г Международный конкурс « Олимп успеха» в номинации разработка
урока(сертификат участника). Такие эффективные разработки формируют позитивное
отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи,
возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую
различные методы и приемы.
·
метод анализа
·
метод
сравнения
·
метод
обобщения
·
метод
классификации
·
формулировка
понятий
·
внутренний
план действий
При
разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье
обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы,
зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование
ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Для
упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам
учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
-
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
-
в изготовлении учебного пособия;
-
в подготовке различных творческих сообщений;
-
в изготовлении презентаций и др.
Уроки с
использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют
полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и
интеллектуальный потенциал учащихся.Учащиеся моего класса активно принимают участие
в международных конкурсах «Олимпиада Осень 2016», « Русский медвежонок»,
«Кенгуру», «Чип».
Для
меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих
учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести
здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным
и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы
работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными
образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.