"Система
развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников".
Процесс
адаптации ребёнка в школе идёт по двум направлениям.
Первое
направление – психологическое или
привыкание.
Второе направление
– освоение организационных навыков. Школу можно сравнить с производством: и
ученику, и рабочему в начале требуется инструктаж, изучить, какими способами и
средствами предстоит работать. Для школьника, это правила поведения на уроке,
навыки индивидуальной и коллективной работы и др. Какими
должны быть уроки в первые дни обучения ребёнка в школе? Наиболее характерным
для урока этого периода является включение в него элементов игры. Известно, что
игра на уроке в значительной степени помогает детям адаптироваться в школе,
усвоение нового происходит без стресса.
1.Цель
развивающей работы: создание условий для проживания и осмысления нового
опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
2.
Задачи развивающей работы: создание условий для обеспечения
эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при
вхождении в школьную жизнь, создание доброжелательной атмосферы в классе как
необходимого условия для развития у детей уверенности в себе, помощь будущим
первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли
учеников, организация
взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного
сотрудничества, создание предпосылок для групповой сплоченности
класса, знакомство педагога с особенностями класса.
Система занятий рассчитана на неделю.
Первый день.
Цель: Создание условий для
знакомства будущих первоклассников педагогом и друг с другом.
В первую школьную неделю ребята сидят друг с другом по своему желанию.
Допускаю, чтобы каждый день пересаживались на новые места. Затем рассаживаю я с
учётом особенностей детей.
Игра
«Будь внимательным» ( проверка наблюдательности по отношению внешнего вида
соседа) Игра
«Цветы». Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг
друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает
трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо
знать всех ребят в классе. Каждому даю цветок. Затем вызываю к доске и
образуется клумба «Наш класс».
Экскурсия по гимназии. Знакомлю
ребят с гимназией. Дети рисуют, что было самым интересным и запоминающимся из
увиденного.
Второй день.
ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»
«Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками!
Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и
поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным».
Развешивают солнышки.
ПРАВИЛО «ГОТОВ К УРОКУ», «УРОК ОКОНЧЕН».
Проводится тренинг
правило «Готов к уроку» Учитель говорит: «перемена» - дети свободны. Звучит
колокольчик , дети встают у парт.
ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТУ ПО ЦЕПОЧКЕ. Вначале
дети хлопают в ладоши, начиная с первого ряда и тд. В игре вы передавали
друг другу хлопки, а при ответе будем «передавать» слова. Пересказываем по
цепочке стихи А.Барто «Игрушки».
ВВОДИТСЯ ПРАВИЛО «ПИСАТЬ ЗАКОНЧИЛ». Дети
рисуют цветок в тетради. Кто –то закончил работу быстрее, кто медленнее, для
этого вводится это понятие.
Третий день.
ОБУЧЕНИЕ ПАРНОЙ ФОРМЕ РАБОТЕ.
Цель: создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками
учебного сотрудничества.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу
объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ.
Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные,
без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать
эти варежки.
ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась
за один карандаш, картину на любую тему.
Четвёртый день.
Любая
встреча начинается с приветствия. Я рассказываю о возникновении разных форм
приветствия. Предлагаю обменяться «рукопожатием» в паре: в тетрадях обвести
контур правой ладошки соседа.
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Цель: Создание условий для
предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Скажите,
чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание,
ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник
играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и
бегать.
Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а
иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники,
а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а
вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как
дошкольник. – На уроке. - Дома. С друзьями. И т.д.
Пятый день.
Знакомство
с разными способами решения спорных ситуаций. ( установить очерёдность, выбрать
что – то другое, чтобы не было обидно, просто не спорить, а остаться каждому при
своём мнении)
Учу
ребят оценивать работу своих товарищей ( т.к. в первом классе безоценочная
система).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.