Доклад
«Развитие
речи детей раннего возраста путем ознакомления с природой.
Речь ребенка развивается в процессе
ознакомления с окружающим, природой. Влияния родной природы Каждый из нас в
большой или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является
источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний , которые часто
запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде соприкасаются
с природой. Окраска, форма запах цветов и плодов, пение птиц, журчанья ручья,
плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев , скрип снега под ногами- все
это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом
для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретённые в детстве умение
видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у
детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию
характера и интересов.
В « Программе воспитания и
обучения в детском саду» в процессе ознакомления с природой осуществляются
образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитан
образование у детей, знания о неживой природе, о растениях, животных и
простейших , доступных чувственному восприятию детей , связях между объектами
и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой , какая она есть в
действительности, воздействуя на их органы чувств. Неотъемлемая часть
умственного воспитания-сенсорная культура .
Сенсорная культура осуществляется в
процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе,
развития у них умения наблюдать.
Приучая наблюдать, то есть,
целенаправленно сосредотачивается на явлениях природы, мы тем самым развиваем
внимание детей , которое находится в тесной связи с общим умственным
развитием, является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе надо воспитывать . На втором году жизни, когда дети начнут
запоминать слова, можно уже в целях развития речи и ориентировки в окружающем
формировать элементарные представления о животных ( внешний вид, движения
голос). ОТ детей до 1.6 требуют умения узнавать животных в натуре и по
картине. Показав кошку, собаку, кролика на улице, обращаем внимание детей на
движения животных (ходит, как бегает, прыгает), звук подражают животным.
После наблюдения проводим игры на подражания звукам и движения животных. Игру
«кто как кричит». Или предлагают ребенку отыскать картину с изображением
животного, которого называет воспитатель и сказать, как оно передвигается и
кричит.
В 1,6 ребенок на вопрос воспитателя
преимущественно дает однословный ответ. Надо развивать речь детей, чтобы они
могли пользоваться освоенными словами в разных ситуациях. Для этого надо учить
их отвечать одним и тем же словом на разные вопросы: Кто это? Кто спит? Кто
ест?
Как и в первом, так и во втором полугодиях
с детьми мы проводим наблюдения за живыми объектами. При осмотре групповой
комнаты в игре « Устроим кукле комнату» в процессе конструирования из
строительного материала кукольной мебели. После наблюдения петуха разучиваем
потешку « Петушок , петушок» ,показываем игру- инсценировку. « Полон двор» В.
А. Петровой, рассматриваем изображение петуха и читаем соответствующий текст в
книге К. Чуковского «цыпленок». Проводим занятия на развития и название
овощей, фруктов, Например: морковь и капуста, учим различать величину овощей,
называть их форму, вкус, действия (хрустит, можно чистить, резать), из овощей
можно варить суп, щи, делать салаты . Показать детям, какой становится
морковь, если ее натереть. Дети пробуют приготовленный салат , тертую морковь
и т. д. Это способствует зарождению интереса к тому, что из чего сделано, как
сделано, обогащаем детские игры. В дидактических играх дети усваивают
название овощей, учатся узнавать их в натуральном виде и на картинках, Ребенок
овладевает умениями выбирать названный предмет, различать объекты сходные по
внешнему , но разные по названию и назначению. Во втором полугодии детям
даются картинки с несложными сюжетами: Мама купает малыша, дети обедают,
мальчик играет в мяч. Ценность этого в том, что ребенок не только смотрит и
слушает воспитателя, но и активно действует, говорит. Кроме того, это знание подводит
к переносу впечатлений в самостоятельную отобрази тельную деятельность.
Например, знакомя малышей с кошкой, сначала даю им возможность наблюдать за
ней дважды. Через некоторое время показываем им картину « Кошка с котятами» ,
позже читаем потешку «Киска-киска», затем проводим подвижную игру « Кошка и
котята», которую повторяем несколько раз.
В заключении показываем кукольную
инсценировку «Кошка в гости к нам пришла». Знакомясь с машиной, дети в начале
наблюдают ее на прогулке, затем они играют заводной игрушкой, проводим
подвижную игру « Машины» Подражают сигналу машин. Многое можно увидеть во
время прогулок. Нужно у детей воспитываться бережное отношение к растениям и
животным, пробуждать простейшие эстетические чувства, дать первичные
представления о деревьях, травах, цветах. Обратить внимание на их красоту,
приучать бережно относится к ним.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.