Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
"Многопрофильная гимназия № 38" г.
Махачкала
Выступление
на МО НК
ДОКЛАД
на
тему:
«Особенности
структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»
Подготовила:
Саидова Зухра Арсланалиевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»
г.Махачкала
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии
ФГОС»
Приоритетной целью современного
российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и
навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие
способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать
алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат –
научить учиться.
И это в
свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу
которого положены идеи развития личности школьника.
По
мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является
универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно
только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся
формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а
включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность
Каковы же
особенности современного урока?
Современный урок –
урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –
урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности
ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата
заложены в основание новой технологии урока.
Ø
Урок есть открытие истины,
поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Ø
Урок есть часть жизни
ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой
общечеловеческой культуры;
Ø
Человек в качестве
субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является
наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли
средства.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
I
этап. Организация класса (орг. момент)
II
этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III
этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
IV
этап. Открытие нового знания.
V
этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
.VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и
повторение.
Х. Рефлексия
деятельности (итог урока).
Рассмотрим каждый
этап.
I этап.
Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)
Цель: включение
учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что
могу».
-у учащихся должна
возникнуть положительная эмоциональная направленность;
-включение детей в
деятельность;
-выделение
содержательной области.
Приёмы
работы:
-учитель в начале
урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи
(хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
-учитель
предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
-девиз, эпиграф
(«С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка
домашнего задания по образцу.
II
этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
(4-5
минут)
Цель:
повторение
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение
проблемной ситуации.
-актуализация
ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-создание
проблемной ситуации;
-выявление
и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели
урока.
III
этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5
минут)
Цель:
обсуждение
затруднений («Почему возникли затруднения?»,
«Чего
мы ещё не знаем?»);
Проговаривание
цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
IV
этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8
минут)
Цель:
решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.
-Способы: диалог,
групповая или парная работа.
-Методы:
побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
-Организация
самостоятельной исследовательской деятельности.
-Выведение
алгоритма.
V
этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут)
Цель:
проговаривание
нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Способы:
фронтальная работа, работа в парах.
-Средства:
комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных
заданий.
-Выполнение
заданий с проговариванием в громкой речи.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)
Цель:
каждый
для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Небольшой
объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
-Выполняется
письменно.
-Методы:
самоконтроль, самооценка.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ
этап. Включение нового знания в систему знаний
и повторение.(7-8
минут)
-Сначала
предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое
понятие.
-Затем
выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными
ранее.
Х.
Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)
( итог
урока)
Цель:
осознание
учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности
своей и всего класса.
-Вопросы:
-Какую
задачу ставили?
-Удалось
ли решить поставленную задачу?
-Каким
способом?
-Какие
получили результаты?
-Что
нужно сделать ещё?
-Где
можно применить новые знания?
Итак,
подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к
саморазвитию. Она включает в себя:
Ø умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим
способностям;
Ø умение ставить перед собой цель, принимать решения;
Ø умение самостоятельно находить выход из нестандартной
ситуации;
Ø умение проконтролировать себя, свои собственные
действия;
Ø умение адекватно оценить свои действия, выявить
недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
Ø умение согласовывать свою позицию с другими людьми,
общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в
соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет
сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Чаще
организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
В отличие
от стандартов 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели,
содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за
собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной
школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.
Учитель, его
отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без
которого новые требования ФГОС к организации
учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от
желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если
человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые
уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут
реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро
перестраиваться и изменяться.
Литература
Миронов А.В. Методическая лаборатория. Как
построить урок в соответствии с ФГОС. Издательство. Учитель,2014 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.