Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДОКЛАД на тему: «Личностно-ориентировочный подход в обучении школьников младших классов»

ДОКЛАД на тему: «Личностно-ориентировочный подход в обучении школьников младших классов»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Многопрофильная гимназия № 38" г. Махачкала

 

 

 

Выступление на МО НК

ДОКЛАД

на тему:

 

 

   «Личностно-ориентировочный подход

в обучении

школьников младших классов»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Саидова Зухра Арсланалиевна 

учитель начальных классов

МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»

 г.Махачкала

 

 

 

     

 «Личностно-ориентировочный подход в обучении школьников младших классов»

В наш век современных технологий, невозможно не меняться и школе, уже очень неуверенно смотрится учитель лишь с тряпкой и мелом около зеленой доски. Постоянная переоценка ценностей ведет к изменениям в целых поколениях людей и детей. Школа - это часть общества и в ней так же необходимо что-то постоянно менять, необходимо развиваться учителю, менять известные методы на новые технологии.

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я  выделила:

Личностно - ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разно уровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продуктаНам  известно, что человек  развивается только в процессе собственной деятельности. В основе личностно-ориентированного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Рассмотрим данный метод подробнее.

Личностно-ориентированный подход:

Главное средство этого метода-это создание личностно-ориентированной ситуации.

Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе.

Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия).

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются: технология педагогической поддержки ребенка; педагогика сотрудничества; гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили; разноуровневое обучение; технология полного усвоения знаний; метод проектов; дальтон - технология; личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.

 Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.

В отличие от традиционного личностно -- ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель -- ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика -- к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным - нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания. Чем еще отличается обычный урок от личностно-ориентированного?

1.                   Цель этого урока развить ученика. На уроке ученик  субъект деятельности, стремящийся постоянно к саморазвитию.

2.                   Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик -- центральная фигура. Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3.                   Деятельность ученика. Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно - поискового и проектного обучения развивающего характера.

4.                   Отношения «учитель - ученик». Субъектно -- субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Выделяют ряд подходов организации учебного процесса развивающего типа:

1. Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие - это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.

2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения, и находить компромисс, докапываться до истины.

3. Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.

Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы, но обязательно должен включать в себя:

·                      набор методик, которые позволяют провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;

·                      материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;

·                     материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности, с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;

·                     материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную или совместную с родителями творческую деятельность;

·                      материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;

·                      материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.

Таким образом, личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Пример урока с использованием личностно-ориентированного метода:

Тема: Число и цифра 10

Тип урока: комбинированный

Вид урока: закрепление

Форма проведения: урок путешествие

Цель:закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 10

Задачи   урока

Обучающие:

·                     упражняться в счёте в пределах 20;

·                     закрепить умение решать задачи и уравнения, навыки сравнения чисел и выражений, сложения и вычитания в пределах 10;

·                     формирование устойчивого интереса (мотива) к изучению математики;

·                     формирование способности грамотного самоконтроля и рефлексивного анализа учебной деятельности.

 

Ориентированные на развитие личности учащихся:

·                     развитие внимания, логического мышления;

·                     умения работать самостоятельно;

·                     формирование общих учебных умений делового сотрудничества;

·                     умения выполнять анализ и синтез простой задачи, выбирать действие, записывать.

Воспитательные:

·                     воспитывать уважительное отношение к говорящему, умение работать в режиме "учитель-ученик", "ученик - ученик";

·                     привитие интереса к предмету;

·                     воспитание у учащихся чувства товарищества.

.

Здоровьесберегающие:

·                     создание благоприятных условий на уроке для учащихся.

 

Основные дидактические методы:

·                     проблемные методы обучения;

·                     продуктивно практический;

·                     частично поисковый;

·                     объяснительно-иллюстративный;

·                     принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.

 

 

Оборудование:  экран, «веер цифр», учебник «Математика» автор  Петерсон Л.Г.

ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

 

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое                      

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

 

Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, желаю, чтобы у всех было весёлое, радостное настроение на протяжении всего урока. Сегодня наш урок будет немного необычный. Я приглашаю вас совершить морское путешествие  на корабле с красивым названием «Друзья». А название такое выбрано не случайно: ведь мы с вами очень дружные ребята и всегда спешим друг другу на помощь, а путешествовать будем под девизом: «Дружба - богатство бесценное ».

Поплывем мы на удивительный остров, хозяйка которого наука МАТЕМАТИКА.  Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на ее уроках.

Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики

 

II. Актуализация опорных знаний.

Чтобы путешествие было удачным необходимо соблюдать следующие условия:

·                     быть очень внимательными;

·                     правильно выполнять задания;

·                     не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;

Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берём самых смелых, сообразительных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы сейчас проверим:

 

1. Счёт от 1 до 20 (прямой и обратный)

Море у нас не простое, а математическое. 

- Каждый из вас будет вести бортжурнал, на котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами бортжурналы сегодня нам заменят наши тетради и учебник математики.

Я вижу, что к отплытию все готовы.

 

Ребята! Но что-то не пускает наш корабльАх да это якорь, он за  что-то зацепился. Посмотрим за что же. Понятно, за устный счет.

 

2.                  Математический диктант

Ответы учащиеся показывают с помощью цифрового «веера», одновременно результаты фиксируются на экране.

 

1.                    Запишите числа: 9, 3, 7, 4.

2.                  Запишите число, стоящее при счете за числом 5, за числом 8.

3.                  Запишите число, предшествующее числу 2, 9.

4.                  Запишите число, стоящее между числами 3 и 5, 6 и 8.

5.                  Увеличьте на 1 число 5.

6.                  Уменьшите на 1 число 8.

7.                  К 3 прибавьте 2.

8.                  От 8 отнимите 2.

 

III. Определение темы урока. Постановка цели

Ребята, а кто из вас был самым внимательным и заметил, какое число мы ни разу не использовали при устном счете? (Число 10)

    А что вы можете сказать об этом числе? (Число 10 - двузначное число, четное, круглое, самое маленькое двузначное)

Определите тему  урока - путешествия. Какую цель мы поставим к уроку путешествию и будем реализовывать?

Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и теперь можете смело отправиться в путешествие на этом красивом корабле. Итак, в добрый путь.

 

 

Чтобы путь наш был удачным,

Мы, конечно, повторим:

Цифры, правила, задачки,

И примеры повторим.

Ну, а главное, ребята,

Все должны запомнить вы

Дружным быть и не бояться,

Быть активным и стараться,

И тогда, и лишь тогда

Не постигнет нас беда.

 

На вас надеюсь я друзья.

Мы хороший, дружный класс

Все получится у нас!

 

IV. Повторение и закрепление пройденного

 

Наш корабль вышел в открытое море.    

 

 - Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда?

 

- Обычно в бутылке отправляли послание. Посмотрим, что же в нашей.

 

 - Ребята, а там карта. По ней мы определим, куда плыть дальше, если справимся с заданиями.

 

На экране появляется карта, на фоне карты разбросаны числа

 

 

ЗАДАНИЕ: назовите числа в порядке уменьшения

 - Карта такая старая, вода попала в бутылку   и смыла знаки и цифры. Давайте, восстановим их.

 Работа в тетради.

 Проверка.   

 

V. Физкультминутка на релаксацию.

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке.

 

 VI. Повторение и закрепление пройденного (продолжение)

 

1.                   Решение задач ( стр. 39, 7)

 Мы плывём дальше.  Ребята! Смотрите, кто у нас на пути. Догадались. Это пираты.

      Дельфины покажут нам дорогу, чтобы избежать встречи с ними, если мы решим задачу из учебника

 

Задачи решать нелёгкое дело,

Но за него возьмёмся мы смело.

А чтобы ошибок не допускать,

Будем думать и вычислять.

 

   Проверка     

Молодцы ребята! Наш путь лежит прямоно вот перед нами  «Остров сокровищ» и его хозяин «Краб», который не позволяет нам пройти мимо его острова, не решив уравнения.

2. Решение уравнений

а) Коллективно: (стр. 39, а, б)

     б) Работа в парах (стр. 39, в). Проверка.

3. Самостоятельная работа (стр.39, 5)

 

 Путешествие продолжается. Впереди - остров слонов. Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с самостоятельной работой (стр.39, 5).

Взаимопроверка

 

 

VII.  Рефлексия. Итог урока.

.

Мы с вами доплыли до острова Математики.  

. Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, дружные. Вы очень хорошо поддерживали порядок на корабле - на своих рабочих местах, аккуратно вели записи в своих бортжурналах.

- Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия.

Вспомните девиз нашего урока путешествия. Как вы считаете, работали мы под девизом.

 

- Какие знания и умения вы закрепили сегодня на уроке?

 

- Понравилось вам наше путешествие?

Оцените свою работу на уроке. 

 

- Интересная наука «Математика»?

 

- А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть  на перемене и подкрепиться.

 

Вы сегодня были все молодцы и очень старались.

 

- Урок окончен.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ДОКЛАД на тему: «Личностно-ориентировочный подход в обучении школьников младших классов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.08.2020 109
    • DOCX 86.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузьмина Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузьмина Ольга Юрьевна
    Кузьмина Ольга Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70071
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 484 человека

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе