Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке :
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная,
воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока
|
Содержание наблюдения
|
Дидактическая
задача урока (краткий оценочный анализ)
|
1.Соответствие дидактической задачи
урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической
задачи
|
Содержание
урока
|
Соответствие
основного содержания урока содержанию программы и учебника
|
Методы
обучения
|
Соответствие
приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной
цели
|
Формы
обучения
|
1.
Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная,
коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2.
Целесообразность использования предложенных заданий
|
Результативность
урока
|
Достижение
цели и решение основной дидактической задачи урока
|
Практическая
направленность урока
|
Практическая
направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения
школьникам
|
Самостоятельная
работа школьников как форма организации учебной деятельности
|
1.Уровень
самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
2.
Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3.
Взаимопомощь
|
Формирование
универсальных учебных действий на каждом этапе урока
|
Личностные,
познавательные, коммуникативные, регулятивные
|
Формирование
ИКТ-компетентности
|
Применение
ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
|
Структура
урока
|
Соответствие
структуры урока основной дидактической задаче
|
Педагогический
стиль
|
Соблюдение
норм педагогической этики
|
Гигиенические
требования
|
Температурный
режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические
паузы
|
Выводы
и рекомендации:
Приложение 1
Типы урока
Тип урока
|
Целевое назначение
|
Результативность обучения
|
Урок первичного предъявления новых знаний
|
Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,
|
Воспроизведение своими словами правил, понятий,
алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков,
овладения предметными умениями
|
Применение усваиваемых знаний или способов учебных
действий в условиях решения учебных задач (заданий)
|
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий,
безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
|
Урок применения предметных ЗУНов
|
Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных
задач повышенной сложности
|
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений)
повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
|
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
|
Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий
(решение предметных задач)
|
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень
сформированности УУД
|
Урок повторения предметных ЗУНов
|
Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД
|
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач
отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение
находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
|
Контрольный урок
|
Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические
задачи,
|
Результаты контрольной или самостоятельной работы
|
Коррекционный урок
|
Индивидуальная работа над допущенными ошибками
|
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
|
Комбинированный урок
|
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках
одного урока
|
Запланированный результат
|
Учебная экскурсия
|
Непосредственное изучение явлений окружающего мира
|
Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в
реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов
|
Урок решения практических, проектных задач
|
Практическая направленность изучения теоретических положений
|
Использование средств учебного курса в целях изучения
окружающего мира
|
Приложение 2
Дидактические задачи урока
Основные дидактические (обучающие) задачи
урока
|
Содержание наблюдения
|
Обеспечение
осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей
Усвоение = понимание +
запоминание
Правильное
воспроизведение
|
1.Методы
и приемы предъявления нового материала школьникам.
2.Формы
организации учебной деятельности
3.
Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в
устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.
|
Формирований
умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач
Овладение
= усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач
|
1.Методы
и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.
2.Методы
и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при
решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников
|
Формирование
УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность
и работа с источником информации, организационная деятельность)
Овладение
= усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач
|
1.Приемы
обучения учащихся работе с источниками информации
2.Формы
организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)
3.Приемы
индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные
и опосредованные с помощью пособий)
|
Формирование
УУД в условиях решения практических задач
Овладение
= усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач
|
Приемы
использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира
|
Повторение
(обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД
|
1.Объем
содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)
2.Методы
повторения (обобщение, систематизация)
|
Контроль
за степенью усвоения ЗУНов
|
Результаты
вы выполнения контрольных работ
|
Приложение 3
Организационные формы обучения
Формы обучения
|
Приемы обучения
|
Содержание наблюдения
|
Фронтальная
форма обучения
|
Словесная
и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен
информацией между учителем и детьми
|
Произвольное
внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса;
корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
|
Групповая
(парная) форма обучения; группы сменного состава
|
Организация
парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с
помощью учебника, карточек, классной доски)
|
Учебное
сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой
вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
|
Индивидуальная
форма обучения
|
Работа
с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ
у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)
|
Степень
самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных
работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со
стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи
через источники информации
|
Коллективная
форма организации обучения
|
Частичная
или полная передача организации учебного занятия учащимся класса
|
Создание
условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты
уроков или весь урок
|
Приложение 4
Основные этапы урока
Основные этапы урока, воспроизводящего
целостный учебный процесс
|
Наблюдаемые приемы обучения и учения
|
Организационный
момент
|
Приветствие
учителя, подготовка рабочих мест
|
Постановка
цели урока в начале или в процессе урока
|
Формулировка
цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения,
демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Актуализация
знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости
|
Приемы
повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий,
необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Первичное
восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,
понятий, алгоритмов…)
|
Приемы
привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного
закрепления (выражаются в речи детей)
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Применение
теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
|
Воспроизведение
учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу,
применение грамматических правил при написании слов, предложений
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности.
|
Самостоятельное
творческое использование сформированных умений и навыков
|
Решение
учебных задач повышенной трудности или практических задач
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности.
|
Динамическая
пауза
|
Основные
приемы динамической паузы
|
Обобщение
усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
|
Использование
нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса,
беседы, при решении задач и выполнении упражнений
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Рефлексия
деятельности
|
Подведение
итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание,
изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность),
достижение поставленной цели
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Контроль
за процессом и результатом учебной деятельности школьников
|
Обучение
способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно
находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Проявляется
в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.
Приемы
формирования УУД, ИКТ-компетентности
|
Приложение 5
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно
выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий
также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные
действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить
три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися
связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой
смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных
ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные
действия обеспечивают
обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;
• планирование — определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и
коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные
действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а
также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе
решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных
действий составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление
цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные
действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция,
оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.